Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Регионы России – инвестиционный рай для коворкингов»: экспертное мнение Сергея Потанина, основателя сети коворкингов BLOKS
Российские регионы, с их уникальными характеристиками и экономическим потенциалом, становятся всё более привлекательными для развития коворкинг-пространств. Стремительный рост спроса на современные офисные форматы вне крупных мегаполисов, наблюдаемый на протяжении последних лет, открывает новые перспективы для инвесторов и предпринимателей, считает Сергей Потанин, основатель сети коворкингов BLOKS.
Инвестиционный интерес в направлении коворкинг-проектов обусловлен стремительным развитием городских экосистем, где все больше компаний оценивают преимущества компактного современного рабочего пространства перед традиционными офисами. Растущий спрос на гибкие условия работы, удобное расположение в центре деловой активности, а также возможность совместной работы с представителями других компаний, создают благоприятную среду для развития бизнеса. Основные преимущества коворкинг-офисов для бизнеса заключаются в том, что они обеспечивают гибкость и масштабируемость для компаний любого размера.
«В пример могу привести сеть коворкинг-офисов BLOKS. Мы привлекаем клиентов различных масштабов – от стартапов до крупных корпораций, что обеспечивает стабильный арендный поток. Уникальный стиль и технологичность делают BLOKS привлекательными для арендаторов, создавая инновационное и вдохновляющее рабочее окружение», – рассказывает Сергей Потанин.
Сегодня рынок коворкинг-офисов в России находится на стадии активного развития. Несмотря на общий спад на рынке недвижимости в 2022 году, к январю 2023 года в Москве было открыто 367,4 тыс. кв. м гибких офисных пространств. В 2024 году объем такого предложения в столице может вырасти на 11% – до 448 тыс. кв. м. Захватив столицы, этот тренд уверенно распространяется и на регионы, где гибкие офисы только начинают завоевывать популярность, отставая от мегаполисов на два-три года.
«Инвестиции в коворкинг-офисы оказались перспективным направлением. Согласно мировым тенденциям, доля гибких офисов в офисной недвижимости составляет до 5% в европейских столицах, в то время как в России эта цифра зачастую не превышает 1%. Тем не менее, мощный рост шеринговой экономики позволяет прогнозировать устойчивое увеличение доли коворкинг-офисов на рынке офисной недвижимости до 8% в ближайшие 10 лет. Этому способствует технологическое развитие, изменения парадигмы офисной культуры и отношению к собственности», – отмечает Сергей Потанин.
На региональном уровне, инвестиционные тенденции в сфере коворкинга отражают интерес к развитию инновационных центров в крупных городах, а также поддержку предпринимательства и малого бизнеса. Появление коворкинг-пространств в регионах способствует созданию новых рабочих мест, стимулирует развитие местного предпринимательства и способствует обмену знаний и опыта между различными участниками бизнес-сообщества.
«При том, что регионы России нуждаются качественном офисном коворкинг-сервисе, этот рынок часто остается недооцененным. Простой пример – возьмите любую локацию BLOKS, будь то Краснодар, Калининград или Самара – стоимость аренды за квадратный метр по сравнению с традиционными офисами в два, а то и в три раза выше. Если брать за стартовую точку начало работы коворкинг-пространства, то заполняемость происходит со скоростью 11 офисов в месяц», – рассказывает Сергей Потанин.
Коворкинг-офисы являются современным форматом рабочих пространств, предназначенных для предпринимателей, фрилансеров, стартапов, малых и крупных компаний. Они предоставляют возможность арендовать рабочее место, офис, переговорную комнату или конференц-зал на гибких условиях, обычно на основе месячной оплаты. В России этот бизнес появился в 2008 году с Екатеринбургского проекта, но активно развивался преимущественно в двух Столицах, тогда как другие регионы были несправедливо забыты. Аренда готовых сервисных пространств помогает компаниям сократить издержки на отделку офисов, но увеличение стоимости строительства и нехватка площадок будут ограничивать экспансию формата.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.