Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Иван Федяков: Основная задача российского ритейла – внедрение новых дифференцированных бизнес-моделей
О современном состоянии российской розничной торговли специально для «Недели Ритейла» рассказал основатель и генеральный директор информационного агентства «INFOLine» Иван Федяков.
Ровно год прошел после введения первых карантинных мер. В каком состоянии сейчас пребывает российский ритейл? Какие итоги уже можно подвести?
Первый период, когда было необходимо вводить срочные меры, прошел. Торговля чутко реагировала на привносимые изменения. Наблюдалось сильное падение товарооборота. Мощнейший удар был нанесен по крупным объектам, торговым центрам и гипермаркетам. В некоторых регионах во втором квартале 2020 г. падение продаж превышало 20-30%. Но, в итоге, снижение в целом по стране составило 4,1%. Все-таки, оно оказалось не таким глубоким, как могло быть. Нужно признать, что на это благотворно повлияли государственные субсидии и меры поддержки для населения и бизнеса, а также смягчение денежно-кредитной политики. Вместе с этим, у потребителей изменилось отношение к онлайну, что увеличило число покупок в интернете на 40%. Но это не значит, что офлайн потерял актуальность. Просто ни один ритейлер теперь не обходится без интернет-торговли и, как специалисты INFOLine прогнозировали, в дальнейшем оптимальной стратегией ритейлеров будет омниканальная торговля.
С какими вызовами столкнулись ритейлеры после отражения основных ударов всемирной болезни? Какие задачи розничной торговли сейчас главенствуют на повестке дня?
Никто не мог быть готовым к сложившимся обстоятельствам. В том числе, ритейлеры понесли такие затраты, которые невозможно конвертировать в прибыль. Например, затраты, направленные на создание безопасности для жизни и здоровья сотрудников и покупателей. Само собой, от этого ритейл не выигрывает. Однако, не смотря на все, удалось избежать второго локдауна. Теперь основная задача на повестке дня у российского ритейла — это пересмотр стратегии компании и внедрение новых бизнес-моделей, включающих дифференцированную составляющую.
В чем сложность разрешения этой задачи?
Внедрение новых бизнес-моделей, объединяющих онлайн и офлайн, начинает приобретать массовый характер. Поэтому главной сложностью выступит нехватка квалифицированных человеческих ресурсов.
Назовите три главные антикризисные меры, способствовавшие снижению рисков и выводу розницы в нормальный режим работы?
Когда вводятся определенные запреты на осуществление деятельности, какие меры ни принимай, все равно рисков полностью не избежать. А компании, которые имели дифференцированный канал продаж, то есть комбинировали офлайн-деятельность с онлайном, вот те и вышли из кризиса с минимальными потерями, а в некоторых сегментах ритейла и победителями.
Какие из экстренных условий, с которыми столкнулись ритейлеры в пандемию, оказались наиболее сложными?
На первом этапе отечественные ритейлеры столкнулись с повышенным спросом на долгосрочные товары, нарушением цепочек поставок продукции и возможным дефицитом отдельных групп товаров. Но надо отдать должное, что российская розница показала самой себе, что умеет держать удар. Оперативно была перестроена работа с поставщиками и в целом обеспеченность населения товаром не пострадала.
Какую долю мер, принимаемых во избежание кризиса в торговом секторе экономики, составили частные инициативы?
Опять же, самая крупная частная инициатива — это переброс деятельности в онлайн. За счет этого подросли, к примеру, такие торговые сети, как Детский мир, М.Видео и другие. Плюс к этому сетям удалось договориться друг с другом, и персонал, не имевший возможности трудиться из-за вынужденного закрытия целых секторов, временно переходил в торговые предприятия, продолжающие работать, как это сделали, например, в KFC и другие сети общественного питания работа которых приостанавливалась во втором квартале 2020 года.
Какие компании российской розницы на данный момент могут претендовать на место в тройке фирм, наиболее успешно справившихся с возникшими вызовами?
Хорошую выручку показали и «Детский мир», и X5, и «М.Видео». Но малый и средний бизнес, все же, ограничен в ресурсах, поэтому я не стал бы выделять какую-то одну тройку, состоящую из торговых сетей. Скорее нужно отметить само явление маркетплейсов, которые стали спасением для тех, у кого не было своего собственного интернет-магазина. Хотя для многих это был первый опыт такого рода торговли, но он позволил поймать волну продаж и успешно справиться с нахлынувшими угрозами.
На ежегодном форуме бизнеса и власти «Неделя Ритейла» пройдет уже ставшая постоянной премия Awards Retail Week. Она отметит самых достойных представителей российского ритейла. В каких номинациях, по вашему мнению, в этом году предполагается наисильнейшая конкуренция?
Легко расти вместе с рынком, а вот попробуй вырасти против его падения, тогда это действительно будет достижением. За это непростое время многим удалось развить свой бизнес. Поэтому считаю, что правильным было бы отметить тех, кто продемонстрировал рост в таких непростых условиях, которые привнесла с собой мировая болезнь.
На ваш взгляд, какой облик, примет отечественный рынок розничной торговли в ближайшем будущем по его трем главным составляющим:
— взаимодействие с покупателем,
Мы уже сейчас наблюдаем разрастающийся интерес к экосистемам. СберМаркет и Яндекс.Маркет тому примеры. В том числе и Wildberries и Ozon готовятся к формированию внутри своих компаний унифицированного рабочего пространства и настроены либо на создание собственной бизнес-модели, при которой происходит охват всего спектра услуг в той или иной деятельности, либо присоединятся к уже существующей.
— организация внутренних процессов фирмы,
Для организации внутренних процессов важнейшую роль будет играть тотальная цифровизация и переход на технологии искусственного интеллекта. При этом многие операции станут производиться автоматизировано, без участия человека.
— и ее кросс-функциональное взаимодействие с партнерами.
А здесь на первый план опять же выйдет такая достаточно новая для российского ритейла технология, как маркетплейсы. Она уже успела зарекомендовать себя с положительной стороны. А в качестве примера достаточно упомянуть «ВсеИнструменты», «Детский мир» и «Леруа Мерлен», которые успешно применяли эту модель торговли и взаимодействия с партнерами во время пандемии и продолжают пользоваться ею до сих пор.
Интервью
Павел Девяцкий, modi: «Постоянный поиск товарных хитов – цель нашей коммерческой стратегии»
В 2025 году сеть планирует открыть 100 магазинов, выйти в новые города и страны СНГ.