Декоративное изображение
2 203

Поделиться

Фермеры разогрели гречку

Оптовые цены на крупу снова растут

Гречневая крупа снова дорожает: несмотря на достаточный урожай, оптовики за последние десять дней повысили отпускные цены в среднем на 12%. Торговые сети уверены, что рост является спекулятивным. Антимонопольная служба, оштрафовавшая многих ритейлеров за гречку в прошлом году, пообещала разобраться.

В среднем оптовые цены переработчиков на гречку за последние десять дней выросли на 11,7% — до 41 руб. за 1 кг, следует из вчерашнего обзора рынка круп Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Сырье подорожало еще больше — например, цена гречневой крупы, отпускаемой алтайскими комбинатами, за первую декаду октября выросла на 33,2%, до 37 руб. за 1 кг, следует из обзора ИКАРа. По мнению специалистов ИКАРа, повышение цен во многом носит спекулятивный характер: все еще продолжается «нагнетание слухов о значительной гибели посевов гречихи в ряде регионов».

В июле этого года министр сельского хозяйства Елена Скрынник заявляла, что оснований для повышения цен на гречку нет. По данным Минсельхоза, в этом году будет собрано 700 тыс. тонн гречихи при внутреннем потреблении около 500 тыс. тонн. Для сравнения, в засушливом 2009 году было собрано всего 339 тыс. тонн. Вчера руководитель пресс-службы Минсельхоза Дмитрий Бобков рассказал, что в некоторых регионах России, в частности в Татарии, действительно шли сильные дожди, но урожай не погиб. «Возможно, были замедлены темпы сбора урожая, но в целом мы прогноз не корректируем»,— заявил он “Ъ”.

Переработчики подтвердили “Ъ” повышение цен на гречку. Коммерческий директор ООО «Гудвилл» (занимается первичной переработкой круп) Андрей Шатохин утверждает, что «искусственное повышение отпускных цен» исходит от фермеров, выращивающих крупу. «Чтобы подстегнуть спрос, крестьяне отпускают минимальный объем крупы на рынок. Возникает искусственный дефицит и, как следствие, рост цен»,— объясняет господин Шатохин. Коммерческий директор компании «Ангстрем» (один из крупнейших российских производителей круп) Оксана Линник говорит, что компания старается закупать меньше гречихи «в надежде, что ситуация нормализуется».

Представители крупнейших ритейлеров России — Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), «Дикси» и «Магнит» — также подтвердили “Ъ”, что поставщики круп повышают отпускные цены. По данным директора по корпоративным отношениям Х5 Михаила Сусова, минимальные закупочные цены за последний месяц выросли примерно на 20%. Он утверждает, что сейчас ритейлер продает гречку по цене ниже закупочной, но в ближайшее время, если ситуация не изменится, компания будет вынуждена повышать «полочную цену». В рамках промоакции в супермаркетах «Перекресток» и гипермаркетах «Карусель» 900-граммовую пачку гречки можно сейчас купить за 29,9 руб., говорит господин Сусов. В магазинах «Дикси» аналогичная упаковка гречки стоит 43 руб. Средняя розничная цена за килограмм гречки, по данным Росстата, значительно выше — 77,4 руб. (в некоторых регионах все еще продаются дорогостоящие прошлогодние запасы крупы).

Сами переработчики повлиять на фермеров не могут, говорит Андрей Шатохин: заранее договоры о поставке урожая не заключаются, цена определяется в момент сдачи сырья. Оксана Линник считает, что разобраться в повышении цен должна Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В прошлом году, когда цена на гречку выросла почти в три раза, заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров указывал на «четкие сговоры в оптовом звене». Также ФАС оштрафовала за сговоры многие петербургские торговые сети.

Начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России Теймураз Харитонашвили вчера сказал “Ъ”, что служба не располагает информацией о росте цен на гречку, но пообещал посмотреть на ситуацию внимательнее. Пока сотрудники ведомства опираются на данные Росстата, отметил он: согласно им, розничная цена на гречку за четыре недели, предшествовавшие 3 октября, упала на 20,3%.

Ксения Шамакина, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами