Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 230
Поделиться
Экономисты оправдали гречку
У ритейлеров, которых
ФАС
в прошлом году обвинила в завышении цен на гречку, появился козырь для судебных разбирательств с антимонопольной службой. Теперь у них на руках исследование, в котором говорится, что «гречневый кризис» случился по ряду объективных причин и вины торговых сетей в нем нет. Мнение ФАС было иным: служба подозревала в сговоре крупнейших игроков рынка, в том числе Х5 Retail Group, «Ленту», «Дикси», «О’Кей» и Real.
Чтобы доказать, что четырехкратный рост цен на гречку в конце прошлого года произошел не в результате сговора ритейлеров, Ассоциация компаний розничной торговли (
АКОРТ
) обратилась за помощью к экономистам из Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Они провели исследование, которое показало, что причины подорожания гречки более глубоки.
В ходе исследования выяснилось, что гречиха — вымирающий вид, с каждом годом ее становится все меньше. «В мировом масштабе производство гречки в 2009 году составило 39% от уровня 1990 года, для ржи аналогичный показатель составил 47%, для овса — 58%, для пшеницы — 115%, для риса — 131%», — говорится в материалах.
Как заявил научный сотрудник академии и соавтор «гречневого исследования» Вадим Новиков, именно дефицит крупы привел к резкому росту цен, тогда как сговора сетей экономисты не обнаружили. «Ритейлеры предлагают покупателям продуктовую корзину, стоимость которой является предметом конкуренции, — говорит г-н Новиков. — Сговариваться в стоимости одной составляющей корзины просто нет смысла, тем более доля гречки в ней не доходит даже до 1%».
Даже если ритейлер поднимает цену на один продукт из корзины, он понижает цену других составляющих, чтобы сумма в чеке была конкурентной, добавляет г-н Новиков. Поэтому даже если и предположить сговор, то он был бы неэффективен, уверен он.
Авторов исследования удивила география возбуждения дел ФАС. «Остается неясным, почему ведомство возбудило дела только в 17 регионах, хотя динамика роста цен была примерно одинаковой по всей стране», — спрашивает г-н Новиков.
К примеру, цены в Волгоградской области, где антимонопольная служба сговора не обнаружила, в августе 2010 года по сравнению с началом года выросли более чем в три раза. А если сравнить декабрь прошлого года с январем, то рост оказался бы четырехкратным. При этом в Санкт-Петербурге, где ФАС обвиняет в сговоре Х5, «Ленту», «Дикси», «О’Кей» и Real, картина иная. В августе ценник на гречку вырос в 1,7 раза по сравнению с началом 2010 года, а к концу года — почти в три раза.
В санкт-петербургском управлении ФАС пояснили, почему компании обвиняются в сговоре. «Закупочные цены у ритейлеров отличались друг от друга, поставщики предлагали изменить цены не в одно и то же время, а стоимость гречки у всех выросла синхронно, в разных сетях она стоила одинаково», — рассказала начальник отдела экономической концентрации и реестра местного УФАС Алла Петрова. При этом некоторые сети поднимали цены за две недели до того, как договаривались о поставках гречки по новым ценам.
«В качестве наказаний мы предлагаем штрафы почти в 2 млн руб., кроме того, мы вынесли 13 предписаний по устранению нарушений», — добавила г-жа Петрова. Она признала, что на продуктовом рынке подобных прецедентов ранее не было. «Мы понимаем, что рост цен на гречку имеет объективные причины, при этом считаем, что стоимость товара должна повышаться более аккуратно», — подчеркнула собеседница.
Все торговые сети, обвиняемые ФАС в сговоре, в настоящее время судятся с ведомством и надеются, что исследование экономистов поможет им в этом деле.
RBC daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.