Л. Горбунова
Е. Филякова
Принципиально иные
Один из наших коллег-консультантов сравнил нынешний кризис с фильмом ужасов: как в ужастике, неуклонно нагнетается атмосфера кошмара. С начала года деловые СМИ, словно сговорившись, информируют исключительно о беспросветности настоящего и ближайшего будущего. А дело к весне, и все меньше остается счастливчиков, не знакомых с госпожой Сезонной Депрессией. Душа же, тем не менее, периодически встряхивается (по крайней мере, пытается) от навязываемой ей «чернухи» и жалобно просит: - ПРАЗДНИКА!
Не в силах противостоять душевным требованиям мы отправились на поиски достойных подарков, - какой же без них праздник.
Там, где продают воплощение мечты
Небольшой, примерно 20 квадратных метров, павильон в лабиринтах громадного торгового комплекса. Глухие стены отгораживают зону магазинчика от остального внешнего мира. Строгие черные придают загадочность. Внутри - стильное и тоже черное торговое оборудование… Черные аккуратные тщательно разложенные однотипные подарочные коробочки, отличающие друг от друга цветовыми вставками… Торговое оборудование тщательно продумано – выглядит дорого и является эргономичным (стеллаж и накопитель в одном лице). Из-за обилия черного цвета и глухих стен павильон выглядит мрачновавато, не слишком дружелюбно – «не для всех». Внутри на стенах постеры с молодыми жизнерадостными лицами и яркие цветовые акценты: сочные фотографии на крышках коробок, «языки» цветоделения, определяющего логику навигации. Ярко-красный цвет – «Адреналин», желтый цвет – «Гурман» (кулинарные кутюрье от различных традиций), синий цвет – «Вечные ценности» … Проходившая мимо немолодая женщина с опаской заглянула в павильон и, не рискнув даже подойти к продавцу, шёпотом спросила у нас: «Простите, а это что?».
Здесь продают «принципиально иные» подарки: подарки-впечатления, упакованные с дизайнерским шиком. Покупатель приобретает подарок близкому человеку, только в стильной коробочке находится не вещь, а сертификат на услугу - от традиционного посещения спа-салона до экзотики, например, поездке на танке. Салон EVO Impressions позиционируют себя как первая в мире сеть розничных магазинов подарков-впечатлений.
Концепция такого магазина подарков-впечатлений пока ещё непривычна. Это сплав подарочных сертификатов, уже прижившихся во многих российских розничных сетях, и продажи услуг.
На каждом из подарков есть информация о том, на что дает право тот или иной сертификат. Очень понравился ход с мультиподарками: один сертификат дает на выбор несколько возможностей, одаряемый может взвесить, чего он больше хочет, например, чайную церемонию, урок йоги или танцев, мастер-класс по декору предметов интерьера или прыжок с парашютом.
Честно говоря, настолько хороша идея и красива упаковка, что хочется придумать какой-то повод для праздника, чтобы сделать подарок кому-нибудь, или себе. Кстати, продавец признался, что среди постоянных клиентов много мужчин, которые покупают подарки себе – экстрим, различные виды массажа или мастер-классы шеф-поваров, в частности, итальянской кухни.
С точки зрения рыночных трендов появление такого магазина можно рассматривать как новую нишу для event-агентств, занимающихся организацией событий для корпораций, - продавать их физическим лицам, тем самым бесконечно расширив аудиторию. Основной бич event-агентств – сезонность спроса на их услуги; они живут за счет празднования Нового года и дней рождения корпораций, которые в основном отмечаются летом. Магазин подарков-впечатлений может достаточно успешно преодолевать это узкое место, ведь дни рождения родных и близких, друзей и коллег – явления гораздо более частые, чем все остальные праздники, и внесезонны. К тому же EVO Impressions, очевидно, решив подстраховаться на этот счет, вывесили на своем сайте календарь «принципиально других праздников», где наряду с уже распространенной «широкой масленицей» соседствует День ди-джея.
Пока эта ниша практически свободна. EVO Impressions - единственные, кто занимается продажей подобных услуг.
Наличие розничной точки, где с помощью коробочек материализованы предлагаемые услуги, позволяет решить и задачу их продвижения. Услуги продавать сложно, поскольку они нематериальны. И одно дело на пальцах объяснять потенциальному клиенту, что он может испытать, если решится полетать в аэродинамической трубе. И совсем другое, дать ему в руки яркую стильную коробочку с фотографиями реального полёта.
«Коробочки» решают ещё одну задачу, с которой бьются все event-агентства, - сокращения необходимых для организации события человеческих ресурсов. Корпоративные клиенты не хотят типовых проектов: «Напишите сценарий под нашу специфику.» Креативный процесс имеет свои ограничения, очень сложно создавать все новые и новые интересные события. Создав набор типовых продуктов и упаковав их в подарочные коробочки, компания тем самым избавилась от необходимости постоянно разрабатывать свежие идеи.
В то же время наличие розничной точки не избавит компанию от одной серьезной задачи – воспитания аутсорсеров. Услуги, предлагаемые в EVO, выполняются силами сторонних компаний или физических лиц – салонами красоты, горнолыжными инструкторами, владельцами зорбов (шаров, в которых можно скатиться с горы), и т.д. Именно от них, прежде всего, будет зависеть организация продаваемых услуг, обеспечение достойного сервиса. От того, насколько хорошо они выполнят обещанное в сертификате, будет зависеть мнение покупателя о магазине, продавшем сертификат. Для покупателя ответственность за результат несёт продавец, он обещал четкую организацию. В случае каких-либо организационных накладок испорченное настроение именинника рикошетом придётся по тому, кто подарил, а он, в свою очередь, будет иметь зуб на тех, кто ему продал такой «подарок». Основная ценность подобного бизнеса – репутация. Но попробуй воспитай нынешних подрядчиков!
Тем не менее, с нашей точки зрения, магазин имеет все шансы выжить в наше депрессивное кризисное время. Необычный подарок будет интересен тем, кто ищет альтернативу дорогим поездкам за рубеж: получить яркие эмоции можно и в родных пенатах, особенно если кто-то все интересно придумает, четко организует и преподнесет «на блюдечке с голубой каемочкой». Тем более, что цены не запредельные, а спектр предлагаемых событий уже сейчас достаточно широк, особенно для любителей экстрима: дайвинг и экскурсия по подземной Москве, стрельба из боевого оружия и школа выживания в Подмосковном лесу… Правда, все это можно организовать самостоятельно - дешевле, но… потратив своё время и без красиво упакованной мечты.
Самый существенный минус с точки зрения бизнеса - нет практически никакой рекламы и продвижения подарков-впечатлений. Есть торговые точки - небольшие павильончики, есть дистрибуция через сеть «Гудвин», можно заказать через Интернет, но как простой смертный, привыкший ярко и полно жить, узнает об этом? Кроме того, концепция магазина новая, а, следовательно, нуждается не просто в рекламе, но и в разъяснение. Для нас так и осталось загадкой, как расшифровывается или переводится EVO, присутствующее в названии магазина. Для себя мы называли магазин незатейливо – «Магазин впечатлений».
Фото: www.evoimpressions.ru