Управленческая риторика для внутренних коммуникаций

277 просмотров

Дата проведения: Не определена

Другие занятия: 

Компания: Человек Публичный

Место проведения:  На территории Заказчика

Стоимость участия: 0 руб.

Управленческая риторика для внутренних коммуникаций

 

Может ли результатом проекта внутренних коммуникаций быть …разговор? Рассуждение? Дискурс? И при чем тут управленческая риторика?

 

Существуют несколько типов задач, при решении которых представителям менеджмента необходимо владение эффективными методами речевых коммуникаций. Среди них задачей особой важности становится создание и развитие общего внутрикорпоративного информационно-содержательного пространства. 


Трансляция содержания – корпоративной стратегии, идеологии, ценностей, норм, требований, планов изменений и пр. – на внутреннюю аудиторию это постоянный процесс внутри организации, который, в зависимости от задач, может становиться более или менее интенсивным. Часто такое содержание записывается в корпоративную книгу коммуникаций. Но книга это, своего рода, «ноты», по которым работают живые люди, коммуникаторы.


Лидеры мнений, которые развивают в компаниях как вертикальные, так и горизонтальные коммуникации, поддерживая общую информационную среду на всех уровнях коллектива. Если содержательные послания не будут управляться менеджментом, то они примут стихийный характер: так рождаются слухи, зоны умолчания, различное понимание важных моментов среди сотрудников и в результате отсутствие единого содержательного пространства. Поддержание общей коммуникативной среды позволяет развивать доверительные отношения, придерживаться одних принципов, понимать и разделать корпоративные цели и ценности. Это приводит к повышению лояльности и вовлеченности сотрудников.


В самом общем виде можно представить задачу трансляции и создания единого содержательного пространства внутри организации, как, своего рода, производство определенного типа «разговоров на тему» в разных группах сотрудников.


Обычно, создаётся инициативная группа, руководящая проектом внутренних коммуникаций, задающая то содержание, которое необходимо сделать общим для всего коллектива. Задача этой группы -  разработать такое содержание и помочь остальным группам освоить его (то есть, буквально – «сделать своим»). В эту группу могут входить специалисты по внутрикорпоративным коммуникациям, члены правления, сотрудники различных департаментов, топ-менеджмент, первые лица организации. Для небольших компаний первая группа часто совпадает со второй.



Во вторую группу входят лидеры мнений, сотрудники «на местах», обладающие развитыми коммуникативными способностями и имеющие тот или иной авторитет в коллективе (или стремящиеся приобрести его). Их задача принять содержание и транслировать его третьей группе - всему остальному коллективу. Чем крупнее организация, тем больше вторая и третья группа.



Внутри каждой группы существуют два типа разговоров участников: между собой и между этой группой и участниками следующей группы. Последний тип разговора собственно и является передачей содержания. Вот эти разговоры «на тему» становятся результатом проектов внутренних коммуникаций – то, как люди рассуждают и общаются по поводу корпоративного содержания: стратегий, идеологии, ценностей, целей, норм, задач, традиций, образа будущего и пр. Можно сказать, что такой проект производит несколько типов разговоров друг с другом. Рассуждений, которые затем используют сотрудники организации, общаясь и размышляя о компании. Схематично это представлено на рисунке.


А – инициативная группа; группа управления проектом внутренних коммуникаций, формулирующая идеологию, стратегии, цели и пр.; Б – лидеры мнений, коммуникаторы; В – весь коллектив организации.

1 – содержательный «разговор» внутри инициативной группы; 2 – «разговор-трансляция» от инициативной группы к лидерам мнений;  3 - содержательный «разговор» внутри группы лидеров мнений; 4 - «разговор-трансляция» от лидеров мнений ко всему коллективу; 5 - содержательный «разговор» среди большей части сотрудников организации. Эти разговоры и являются результатом проектов внутренних коммуникаций. 


Сложность этой задачи состоит в различном понимании участниками организации, как самого содержания, так и целей проектов внутренних коммуникаций. Например, разговаривая с сотрудниками о корпоративных ценностях, зачастую выясняется, что по-разному понимаются не только сами ценности, но и их определение, назначение. Это необходимо обсуждать, об этом необходимо договариваться. Как и о том, что если в компании, например, принята за общую такая ценность, как команда, то именно ей отвечает проект фонда материальной поддержки сотрудников. И поэтому распределение целей между департаментами устроено так, а не иначе. И поэтому командные результаты в этой компании ценятся выше личных.



И чем крупнее организация, чем больше у нее филиалов и различных локаций, тем больше усилий приходится прилагать для обеспечения единого понимания корпоративного содержания. Система таких усилий, прежде всего, состоит из форматов непосредственного, очного взаимодействия: совещаний, разнообразных групп, дискуссий, семинаров, тренингов, стратегических сессий, бесед, корпоративных конференций и других публичных мероприятий. Такие форматы обеспечивают как вовлечение всего коллектива в проект внутренних коммуникаций, так и обратную связь в виде восходящего информационного потока. Важно, что проведение коммуникативных действий - это процесс длительный, периодический, повторяемый. Результат будет там, где есть устойчивая коммуникация, а она возможно только при постоянных усилиях.  Для того чтобы эффективно проводить подобные публичные форматы, и нужно владение управленческой риторикой.



Исходя из опыта, отмечу, что помимо освоения содержания, заданного инициаторами, внутри многих групповых мероприятий параллельно происходят четыре перманентных «разговора»,создавая как бы коммуникативный каркас непрерывного командного взаимодействия:


  1. «Дискуссия о целях» - постоянный процесс согласования личных «хотелок» и общих целей. Командное видение целей даёт стратегию, способ достижения, энергию на долгосрочную совместную работу, силы для преодоления трудностей.
  2. «Договоры о взаимодействии» - постоянное согласование функционально-ролевых «ожидалок» друг от друга, проговорённое разделение зон ответственности. Это позволяет создавать оптимальные варианты работы группы.
  3. «Разговоры за власть» - групповой динамический коммуникативный процесс, обеспечивающий легитимность лидерства разных участников команды относительно разных задач в течение всего времени существования коллектива.
  4. «Полилог о нас» - бесконечный процесс углублённого знакомства и общения. Обеспечивает приемлемый уровень «общего быта», готовность к взаимодействию и поддержке друг друга, психологический климат.


И ведущий мероприятия, лидер мнений, должен уверенно себя чувствовать во всех этих процессах и уметь оказывать на них управляющее воздействие. Это тоже часть того, что называют управленческой риторикой.



Управленческая риторика это коммуникативная компетенция, необходимая руководителю, лидеру мнений, коммуникатору, позволяющая формулировать и доносить до внутренней аудитории чёткие содержательные послания; позволяющая разговаривать и договариваться с сотрудниками; продуктивно дискутировать и воодушевлять коллектив; управлять им с помощью речевого общения. И уметь это делать на протяжении долгого времени с устойчивым результатом.



Такую компетенцию можно и должно развивать; особенно в моменты, когда в компании происходит очередной интенсивный виток развития: различные изменения, реструктуризация, ребрендинг, новые вызовы и задачи, постановка новых стратегических целей; запуск проектов, связанных с корпоративной культурой.




Развивается управленческая риторика с помощью семинаров, тренингов, индивидуального или группового консультирования. Задачами таких форматов становится овладение участниками системой навыков, подразумевающих:


  • Умение формулировать и доносить послания до различных аудиторий;
  • Умение вести дискуссию, модерировать интерактивные групповые процессы; проводить совещания, собрания и т.п.;
  • Умение удерживать встречу во временных рамках, регламенте;
  • Способность точно выдерживать четкую повестку, следить за развитием содержания встреч;
  • Доходчиво и аргументировано объяснять сложные вещи;
  • Соблюдать баланс между уверенностью в деле и самоуверенностью;
  • Умение переводить конфликты в конструктивное русло;
  • Уверенно работать с сопротивлением аудитории;
  • Понимание, какой содержательный конструкт строится на уровне всей компании в целом и данной аудитории конкретно;
  • Умение быть внимательным к точке зрения всех участников, а не только самых активных;
  • Понимать, чем отличаются задачи информирования, разъяснения и воодушевления аудитории. И уметь их решать.

 

В каждом случае мы собираем уникальную программу тренингов или семинаров, которая зависит от многих вводных условий: уровня начальной подготовки и опыта спикеров; конкретных задач; сроков; мотивации и др.


Подробнее о нас см. здесь


Работа может проходить на территории заказчика. В процессе используются видеосъемки; при определенных условиях возможна частичная он-лайн работа.


Важно! После работы отснятые на носители видео- или аудиоматериалы передаются заказчику или уничтожаются в его присутствии.


Убедить людей, вызвать в них устойчивое мнение о чём-либо; кроме того, вызвать желание делиться этим мнением с другими и обсуждать, размышлять над этим – это  задачи, требующие больших усилий. Развитие коммуникативной компетенции менеджеров становится важнейшей составляющей всей системы внутренних коммуникаций в организации. На такое развитие стоит тратить и время, и деньги, и силы.

Контакты

Email: 

Контактное лицо:  Пронюшин Алексей

Телефон: +79165258021

Cайт компании:  https://ruimage.ru

Зарегистрироваться
Обойтись без скидки: ритейлеры рассказали об акциях, которые сработали 7270 17.05.2024
Статья
«Ашан», «Магнит», «ВкусВилл», befree, «Петрович» и другие ритейлеры поделились опытом удачных кампаний.
Поведение покупателей: тренды 2024 16332 26.01.2024
Статья
Результаты опроса 55 компаний из 20 сегментов розничного рынка. Как изменился покупатель?

public-4028a98f6b2d809a016b646957040052