Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как росли сети в 2024 году: беспрецедентные темпы крупнейших
Особенности развития ландшафта розничного рынка в 2024 году – преимущественно органический рост. Были единичные поглощения, но не они сыграли главную роль. Крупнейшие игроки, лидеры всех рейтингов, продолжили динамично масштабироваться, прирастая новыми магазинами. Некоторые из них запустили беспрецедентное количество точек. Хотя количество региональных сетей резко сократилось, оставшиеся игроки открывались довольно активно. По своей ежегодной традиции Retail.ru выяснил, как росли ключевые игроки разных сегментов торговой розницы.
Фото: alphaspirit.it/Shutterstock/Fotodom
FMCG-федералы
Х5 Croup
За 2024 год X5 Group приросла на 2 543 торговых точки: 1 667 магазинов «Пятёрочка», 14 – «Перекрёсток», 846 – «Чижик», 2 дискаунтера сетей «Красный Яр» и «Слата», 13 «темных» кухонь и 1 кафе «Пятерочка» на РЦ.
В конце года под управлением группы находилось 27 015 магазинов со значительным присутствием в европейской части России и растущим присутствием на Дальнем Востоке. Это 22 975 магазинов «Пятёрочка», 986 супермаркетов «Перекрёсток», 2 346 жестких дискаунтеров «Чижик» и 612 магазинов «Красный Яр» и «Слата». Под управлением компании 72 распределительных центра (включая РЦ сетей
«Красный Яр» и «Слата») и 6 982 собственных грузовых автомобиля на территории Российской Федерации. В компании работают более 417 тыс. сотрудников.
«Около»
Франшизная сеть Х5 Croup – «Около», презентованная в конце 2023 года, за 2024 год открыла 1000 магазинов в 21 субъекте РФ. Площадь магазинов – 90–160 кв. м, ассортимент – около 3 тыс. SKU.
«Магнит»
В прошедшем году сеть отметила 30-летний юбилей. По оценке INFOLine, годовой рост выручки «Магнита» и «Дикси» составил 20,5%.
Компания пока не опубликовала годовой отчет, но по итогам I полугодия 2024 года в сеть входило 30 109 торговых точек в 67 регионах России. По данным на 21 июня, у компании было порядка 18 тыс. точек «у дома», 7,9 тыс. «Магнит косметик», 481 суперстор «Магнит экстра» и супермаркет «Магнит семейный», 1,2 тыс. дискаунтеров «Моя цена», более 100 жестких дискаунтеров «В1 Первый выбор». Напомним, что по итогам 9 месяцев 2023 года компания управляла 29 тыс. магазинов, включая 18 626 магазинами «Магнит» «у дома» и дискаунтерами, 2224 магазинами «Дикси», 7699 точками «Магнит Косметик», 488 супермаркетами и суперсторами.
«Лента»
Сеть выросла на 669 магазинов: 655 магазинов «у дома», 3 гипермаркета и 1 супермаркет (с учетом закрытий). По итогам 2023 года ритейлер открыл 1999 точек.
В 2024 году розничные продажи «Ленты» составили 880,2 млрд руб., увеличившись на 45,6% год к году. Сопоставимые продажи (LFL) выросли на 12,7% в результате роста LFL-среднего чека на 10,6% и LFL-трафика на 1,8%.
В периметр группы была интегрирована сеть «Монетка», что стало импульсом для органического роста, так как за 2024 год было открыто более 650 «Монеток» преимущественно в исторических регионах присутствия – на Урале и в Западной Сибири. В конце 2024 года запущен новый распределительный центр в Пермском крае, который будет обслуживать более 500 магазинов.
В конце 2024 года «Лента» приобрела «Улыбку радуги», что позволило укрепить позиции в сегменте косметики и бытовой химии.
«Красное&Белое» и «Бристоль»
По оценке INFOLine, в прошлом году «Красное&Белое» и «Бристоль» нарастили выручку на +22,6%. «"Красное и Белое" бьет все рекорды – никогда торговая сеть не запускала такого количества объектов, как К&Б в 2024 году, – сказал генеральный директор агентства Иван Федяков. – Мы пока не финализировали свои подсчеты, но уже очевидно, что показатель приблизится к 5 тыс. новых магазинов за год».
На начало 2025 года в сеть «КБ» входит 20527 магазинов.
«Светофор»
Самая быстро растущая сеть, в которую входило 3895 дискаунтеров «Светофор» и гипермаркетов «Маяк», стала сдавать позиции. По оценке INFOLine, на начало 2025 года у сети осталось 2380 объектов, и в 2024 году «Светофор» потерял 2,2% выручки. Кроме того, в СМИ все чаще появляются сообщения о приостановке работы очередной точки сети по искам Роспотребнадзора. Временно закрытыми оказались не менее 12 магазинов в Москве.
В конце октября 2024 года «Инвест стандарт», по данным «СПАРК-Интерфакс», пытался сменить адрес в документах и подавал об этом заявление в ФНС. Депутаты Госдумы совместно с ФАС попросили прокуратуру проверить дискаунтеры «Светофор». Напомним, что сетью «Светофор» управляют несколько юридических лиц, в том числе «Торгсервис» – «Торгсервис 78», «Торгсервис 54» и т. д.
«ВкусВилл»
В 2024 году сеть открыла более 670 точек: 593 магазина и 79 дарксторов, ускорив динамику 2023 года, когда было открыто 531 магазина и 28 дарксторов.
Оборот компании за 2024 год вырос на 27% и составил 329 млрд руб. Развитию сети способствовало открытие новых магазинов и дарксторов, ускорение доставки и постоянная работа с ассортиментом и качеством продуктов под СТМ .
К началу 2025 года под вывеской «ВкусВилл» работает 2480 магазинов и дарксторов в 173 городах России.
Сеть пополнилась новыми форматами: запущены 2 гастродарка, 93 ночных магазина без продавцов, 35 магазинов с новым дизайном, первый мультисервисный магазин с фуд-кортом и магазин косметики и товаров для дома «ВкусВилл Красиво». Вышла в 16 новых городов, а также в Казахстан, где планирует масштабироваться.
Источник: «ВкусВилл»
«Азбука вкуса»
Общее количество магазинов сети «Азбука вкуса» в Москве и Санкт-Петербурге составляет 173, в их числе: 105 супермаркетов «Азбука вкуса», 60 минимаркетов «Азбука daily», 3 специализированных винных магазина «Энотека», 5 семейных гипермаркетов «АВ маркет», интернет-магазин av.ru, городское кафе «АВ Гранд-кафе».
За год открыто 3 розничные точки.
«О’Кей»
На конец 2024 года общее количество магазинов группы достигло 301, включая 77 гипермаркетов «О`Кей» и 224 дискаунтера «Да!». Чистая розничная выручка выросла на 5,5% в годовом выражении до 217,1 млрд руб. При этом чистая розничная выручка гипермаркетов увеличилась на 2%, дискаунтеров – на 13,3%, благодаря росту LFL выручки на 8% и расширению торговой площади на 2,1%. Сеть «Да!» увеличилась на 4 магазина (за вычетом закрытий). Доля дискаунтеров в чистой розничной выручке группы составила 33,3%.
Fix Price
Сеть фиксированных цен расширилась на 751 торговую точку (чистые открытия), из них 19 магазинов открыты по франшизе. На конец 2024 года сеть насчитывала 7 165 магазинов в 10 странах. В России сеть расширилась на 644 магазина до 6 400, в Казахстане — на 57 до 337, в Беларуси — на 43 до 335. Четыре новых магазина открылись за 2024 год в ОАЭ, три — в Армении, два — в Узбекистане и один — в Монголии. Лидерами по открытию новых магазинов в России стали Московская область (89 чистых открытий), Краснодарский край (40) и Свердловская область (28).
Metro
Сеть Metro не открыла новые торговые центры в 2024 году, тем не менее увеличила продажи в РФ на 14,2% и показала рост продаж во всех группах клиентов. За прошедший финансовый цикл компания увеличила базу b2b-клиентов до 380 тыс., при этом половина из них – магазины у дома и трейдеры. Рост показывают ecom и доставка, доля продаж в которых у b2b-клиентов составляет около 60%. В 2023/24 финансовом году отчетные продажи выросли на 1,6% до €31,0 млрд. Продажи в торговых центрах выросли до €22,9 млрд (+2,3%). В России объем продаж за 2023/24 финансовый год составил 2,4 млрд евро.
«ВинЛаб»
Количество торговых точек «ВинЛаб» (входит в структуру Novabev Group) за прошедший год выросло на 23% – до 2041, объем продаж увеличился на 27,5%, средний чек – на 14,6%.
При этом двузначные темпы роста демонстрировали бренды из сегментов «премиум» и выше, что позитивно повлияло на финансовые показатели.
FMCG-регионалы
«Победа»
За 2024 год сеть увеличилась на 104 точки и теперь управляет 674 дискаунтерами. Ритейлер расширил географию присутствия: первые дискаунтеры открылись во Владимирской области. По версии РБК, «Победа» вошла в топ-50 самых быстрорастущих компаний России.
«Командор»
Компания открыла 20 дискаунтеров «Хороший» и 5 супермаркетов «Командор». Из них 9 новых магазинов появились в Красноярском крае, 9 магазинов – в Иркутской области, 4 – в Республике Тыва, 2 – в Республике Хакасия и 1 – в Кемеровской области. Были закрыты 5 магазинов торговой сети «Командор» в Красноярском крае, 4 – в Иркутской области, 1 – в республике Хакасия. В Красноярске дискаунтер «Хороший» по адресу Ладо Кецховели, 22А, был переформатирован в супермаркет «Командор». По состоянию на 1 февраля 2025 года торговая сеть «Командор» управляет 460 торговыми точками в пяти регионах России.
«Бегемаг»
Кузбасская сеть «Бегемаг» открыла 2 универсама под брендом «Бегемаг» и 2 новых магазина под брендом Spar, что добавило более 2 тыс. кв. м общей площади. На конец 2024 года у компании 69 универсамов «Бегемаг» и 5 супермаркетов Spar. Компания представлена в 5 городах: Кемерово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Белово и Березовский. В 2025 году сеть «Бегемаг» отмечает свое 25-летие, что является нечастым событием на рынке региональной розницы.
«Квартет вкусов»
В декабре дальневосточная сеть «Квартет вкусов» запустила 69-ый магазин и до конца 2024 года готовилась открыть еще 2, об это в своем аккаунте написал совладелец и директор по развитию компании DNS Сергей Мешанюк. «Текущие показатели и рыночная ситуация могут позволить нам открыть еще около 30 магазинов в следующем году, – говорит Сергей Мешанюк. – Но это не цель, а примерный прогноз. Мы не гонимся за масштабом и сохраняем акцент на эволюцию ценности самих точек. В 2024 году сеть ощутила серьезное конкурентное давление, но пока справляемся. Остается еще много ошибок и недочетов в ценообразовании, товарной матрице и качестве обслуживания, но мы работаем над этим. Сильно изменили процессы в магазинах. Нарастили закупочную силу и гарантию свежести продуктов. Запустили свою линейку готовой продукции, все это позволит нам работать еще ближе к клиентам и открывать магазины качественной розницы там, где не смогут другие».
«Сделано в Москве»
В столице РФ открылись 5 магазинов новой сети «Сделано в Москве», где представлено больше 400 локальных брендов. Ассортимент включает одежду, аксессуары, косметику, декор для дома, детские книги и игрушки, спортивные товары и многое другое и будет обновляться каждый сезон.
Источник: Пресс-служба Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы
БТиЭ
«М.Видео-Эльдорадо»
В 2024 году группа «М.Видео-Эльдорадо» открыла 100 новых магазинов, включая инновационные торговые точки компактного формата, что позволило компании выйти в 25 новых населенных пунктов. К началу 2025 года группе принадлежит 1 245 магазинов.
Темпы расширения сети ускорились во II полугодии: было открыто 62 магазина, тогда как в I полугодии их число составило 38. В рамках плана по повышению эффективности бизнес-процессов компания также оптимизировала несколько десятков неэффективных торговых точек, преимущественно магазины «Эльдорадо», которые находились рядом с магазинами «М.Видео».
Как рассказали в пресс-службе, ассортимент группы вырос до 200 тыс. наименований. Официальные итоги продаж 2024 года будут представлены весной 2025 в рамках публикации годовой отчетности. Однако уже можно сказать, что в денежном выражении и онлайн, и офлайн-продажи группы продемонстрировали рост, что подтверждает высокий уровень лояльности клиентов и востребованность омниканальной модели. Группа в 2 раза увеличила логистическую инфраструктуру для поставщиков собственного маркетплейса. Запустила 30 фирменных зон «М.Мастер» для оказания полного спектра услуг ремонта и сервисного обслуживания в магазинах
DNS
Сеть DNS объединяет 2732 магазинов в 1251 городах, годом раннее это было 2651 магазина.
Redmond
Производитель бытовой техники Redmond расширил торговую сеть. В ноябре 2024 года открыолось 3 фирменных магазина в Перми, Челябинске и Туле. В настоящее время работает 63 магазина сети в 30 городах России.
DIY и мебель
OBI Россия
В 2024 году компания запустила новый уменьшенный формат, в основу которого легли магазины со средней площадью от 4 до 8 тыс. кв. м, тестировала этот формат в течение года, и рассматривает его дальнейшее масштабирование. Было открыто 3 магазина – «ОБИ Филион», «ОБИ Три кита» и «ОБИ Ступино».
На конец 2024 года работало 23 строительных гипермаркета и 3 магазина уменьшенного формата в 11 городах России.
Компания продолжает развивать гипермаркеты как флагманский формат. Подход к офлайн-площадкам адаптируется под логистическую доступность в городах присутствия. Так, OBI Россия оптимизировала и перестроила работу в Волгоградской области: в области работает магазин «ОБИ Волгоград», а для жителей г. Волжский товары доступны при оформлении интернет-заказов с доставкой, самовывозом из ближайшего магазина в г. Волгоград, а также при заказе через маркетплейс.
«Петрович»
Сеть «Петрович» открыла 20 магазинов малого формата площадью 100 кв. м и продолжит развивать это направление в 2025 году. Мини-магазины компании уже работают в Москве, Калуге, Ярославле, во Владимире, в Рязани, Туле и Великом Новгороде.
Итого сеть объединяет 43 точек: 21 строительный торговый центр и 22 мини-форматных магазинов «Петрович.Рядом».
Hoff
Ритейлер мебели и товаров для дома Hoff в 2024 году открыл 3 новых магазина, студию планирования в Челябинске, а также вышел в два новых регионах, открыв гипермаркет в Красноярске и гипермаркет мебели в Обнинске (Калужская область). К концу 2024 года сеть объединяла 63 магазина в 29 городах России. Общая площадь торговых объектов Hoff по итогам 2024 года превышает 412 тыс. кв. м.
«Технониколь»
Компания «Торговая сеть Технониколь» (ТСТН) открыла 6 новых торговых отделений в разных городах России и увеличила выручку на 25%. В настоящее время компания управляет сетью из более 100 собственных торговых отделений, расположенных в России, Беларуси и Казахстане.
Madame Coco
Турецкий бренд товаров для дома Madame Coco открыл 3 магазина – в Екатеринбурге, Грозном и Казани, доведя общее число до 15. В 2025 году компания планирует открыть еще 20 бутиков в торговых центрах и стрит-ритейле, а также флагманских магазинов во всех столицах федеральных округов.
Источник: Madame Coco
Fashion
Melon Fashion Group
В 2024 году Melon Fashion Group запустила и релоцировала на большие площади более 120 магазинов. На 31 декабря 2024 года группа объединяла 937 магазинов (собственных и франчайзинговых) в 5 странах, в том числе: Zarina – 301, Befree – 253, Love Republic – 166, Sela – 182, IDOL – 35.
Familia
Сеть Familia открыла 39 новых магазинов в различных городах страны, расширив сеть до 495 точек. Компания внедрила инновационные сервисы для улучшения клиентского опыта, что позволило привлечь более 140 млн покупателей по всей России и Республике Беларусь.
O′stin
Сеть O′stin продолжила трансформацию продукта и концепта магазинов. За год было открыто 22 магазина нового формата. В настоящее время сеть объединяет 630 магазинов.
В 2024 году компания запустила новый розничный бренд молодежный одежды Face Code и уже открыла 6 магазинов.
Gloria Jeance
В конце года стало известно, что Gloria Jeance сокращает российские производственные площади. Похоже, розница тоже сокращается, к началу 2025 года, по данным сайта компании, сеть объединяет 696 магазинов, при том что год назад их было 710.
12 Storeez
У бренда около 50 магазинов в России, ОАЭ, Казахстане и Узбекистане. Как рассказали с пресс-службе компании, в 2024 году команда сделала 11 открытий: 7 релокаций магазинов внутри торговых центров, где уже был представлен 12 Storeez, и 4 новых открытия. Новые магазины имеют большую площадь и выполнены в актуальной дизайн-концепции.
«Стильпарк»
Поставщик нижнего белья закрыл 6 партнерских магазинов и открыл 4 собственных: три – в Москве и один – в Екатеринбурге. Магазины, открытые в рамках новой концепции, демонстрируют рост по всем ключевым показателям, наибольшую динамику показал средний чек – + 23%. Как сообщили в пресс-службе сети, в 2025 году «Стильпарк» сосредоточится на развитии в Москве, Московской области и крупных региональных городах. В настоящее время сеть насчитывает 26 магазинов.
Slava concept
Сеть одежды и аксессуаров российских дизайнерских брендов Slava concept за год открыла 3 точки – большой универмаг в мытищинском ТЦ «Июнь», небольшой – в аэропорту Домодедово и на мосту второго этажа ТЦ «Невский центр» – и доросла до 12 объектов.
Sokolov
В 2024 году ювелирный холдинг Sokolov открыл 375 новых магазинов различных форматов. Из них 80 точек были запущены по франшизе, а 295 — собственная розница. Это позволило сети преодолеть рубеж в 1000 магазинов, что стало результатом планомерной работы по расширению присутствия как в крупных городах, так и в небольших с населением от 50 тысяч человек. В августе 2024 года ритейлер запустил премиальный формат Sokolov premium, в рамках которого уже начали работать 9 магазинов в различных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Воронеж, Ставрополь и Екатеринбург).
«Бриллианты Якутии»
В декабре 2024 года в Красноярске открылся первый магазин ювелирной сети «Бриллианты Якутии». В настоящее время фирменная сеть компании «Комдрагметалл» объединяет 11 магазинов в 7 городах Сибири и Дальнего Востока,
Косметика, парфюмерия, дрогери, аптеки
«Лэтуаль»
В 2024 году «Лэтуаль» открыла 40 магазинов на российском рынке и в странах СНГ. Количество клиентов сети превысило 50 млн человек. Общий объем продаж компании составил 120 млн единиц товаров (+7% к продажам 2023 года), из которых 80 млн пришлись на розничные магазины сети.
Ключевым достижением года стал выход на рынок Ближнего Востока: компания открыла 5 магазинов в ОАЭ (Дубай, Шарджа (2), Абу-Даби, Рас-эль-Хайма) и один – в Катаре (Доха). В настоящее время у компании более 1050 магазинов.
«Рив гош»
Сеть «Рив гош» за прошедший год приросла на 10 магазинов, общее количество превысило 260 точек.
«Золотое яблоко»
Открылось 4 магазина «Золотое яблоко», в том числе в новой стране присутствия – Катаре. В конце 2024 года появился второй магазин в Минске и 12 в Москве.
При этом торговая площадь всех магазинов компании на конец 2024 года составила около 45 тыс. кв. м.
Летом 2024 года появились первые ПВЗ «Золотого яблока» – 2 пункта выдачи открылись в Москве (на ул. Фридриха Энгельса, 3—5с2 и на ул. Большая Грузинская, 62). Компания наращивает присутствие в пяти странах за счет омниканальности. Так, сегодня интернет-магазин «Золотого яблока» доставляет заказы практически по всей территории РФ, Белоруссии, Казахстана, Катара и ОАЭ.
Natura Siberica
Косметический бренд Natura Siberica продолжает расширяться и открывать новые магазины. За 2024 год компания открыл 3 магазина в центральных локациях Москвы – на Арбате, Никольской и Кожевнической улицах. В настоящее время сеть бренда объединяет 66 магазинов.
«Ригла»
В декабре 2024 года сеть, объединяющая форматы «Ригла», «Будь Здоров!», «Здравсити аптека» и «Живика, доросла до 5400 аптек. Сегодня бренды сети представлены в 71 регионе страны, в том числе на Дальнем Востоке и в субъектах Южного федерального округа.
Товары для животных
«Четыре лапы»
У сети 540 магазинов в России, при том что годом ранее их было 500.
«Бетховен»
Ритейлер управляет 112 магазинами, хотя на начало 2024 года в сети было 99 точек.
Хобби и подарки
«Леонардо»
В состав сети входит 138 хобби-гипермаркетов «Леонардо», 132 магазина меньшей площади и 6 магазинов за рубежом: 3 – в Беларуси и 3 – в Казахстане.
Modi
Сеть вещей для хорошего настроения открыла за 2024 год 63 магазина, увеличившись на 50%. К началу 2025 года под вывеской Modi работает 190 магазинов в 70 городах России.
Фото: modi
Общепит
«Вкусно — и точка»
В 2024 году компания «Вкусно – и точка» открыла 40 предприятий по всей стране, включая новые города и регионы. В настоящее время у «Вкусно – и точка» – 922 предприятия в 65 регионах России, в планах на ближайшие годы – увеличение их количества до 1000.
Одним из знаковых событий для бренда стал выход сети на территорию Иркутской области, где на данный момент работает 4 предприятия: 3 в Иркутске и 1 в Ангарске. Компания также открыла первые предприятия в городах Михайловск, Бор, Ейск, Муром и Благовещенск. Начала сотрудничество с новым франчайзи-партнером «Кавказ и точка», который будет развивать франшизу «Вкусно – и точка» на территории республик Северного Кавказа. Первые открытия состоятся уже в 2025 году.
Cofix
В РФ в 2024 году сеть кофеен Cofix открыла 53 точки, 5 из которых – кафе-пекарни Cofix bakery. В сентябре прошлого года первая кофейня Cofix открылась в Нижневартовске. За 2024 год в России прекратили работу 35 точек Cofix.
Также в прошлом году Cofix начал свое развитие в Армении, где работают уже 6 кофеен бренда.
Фото: Cofix
«Теремок»
Открыл 9 новых ресторанов, закрытий не было, сейчас у сети 343 точки.
ПВЗ маркетплейсов
Ozon
Пункты выдачи заказов Ozon открывают партнеры-предприниматели. В 2024 году сеть выросла на 10 тыс. точек, и составила более 55 тыс. пунктов выдачи заказов. Самый активный рост за счет финансовой и информационной поддержки маркетплейса произошел в малых населенных пунктах, где сеть выросла почти в 3 раза.
Wildberries
Маркетплейс имеет больше 50 тыс. ПВЗ (на конец 2024 года), годом ранее сеть состояла из 33 тыс. пунктов.
«Яндекс Маркет»
Сеть ПВЗ «Яндекс Маркета» насчитывает более 13 тыс. пунктов выдачи заказов. Годом ранее количество ПВЗ было таким же.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/91e/3llf747e9ktopeaa5co8t7xdqrewbp6k/anonsPitstsaFabrika-_1_.jpg)
Как дарккитчен из Вологды превратился в сеть из 52 пиццерий в 26 городах страны.