Декоративное изображение
41 091

Поделиться

Итоги ресторанного рынка-2023: неожиданный рост и новые трудности

Главными вызовами 2023 года для рестораторов стали высокая инфляция и острый дефицит кадров. Продукты не только дорожали, но и периодически пропадали. Приходилось искать аналоги, трансформировать меню и рецептуры. Тем не менее на фоне последних лет 2023 год показался рестораторам самым стабильным. Еще быстрее стали развиваться бюджетные концепции и запускаться новые форматы. Ритейлеры все активнее заходят на рынок общепита, покупают ресторанные сети, открывают свои заведения, наращивают долю готовой еды в магазинах. Рост оборота ресторанного рынка по итогам года составил около 15%. Создается впечатление, что череда кризисов делает рынок более устойчивым.

Фото: Studio Romantic/shutterstock

Фото: Studio Romantic/shutterstock

Демократичные – драйвят, ритейлеры и производители захватывают общепит

По оценке INFOLine, оборот рынка общественного питания в России в 2023 году превысит 4–4,2 трлн рублей, рост составит 15%. При том что в прошлом году оборот отрасли увеличился всего на 2–2,5%.

В уходящем году выросло количество посещений ресторанов, а также средний чек, на динамику которого повлияла главным образом инфляция.

Демократичные сегменты (рестораны быстрого обслуживания и Grab&Go) остаются драйверами отрасли: в условиях нестабильности экономики потребители пересматривают свои расходы, однако совсем отказаться от ресторанов не готовы. Все большую конкуренцию заведениям составляют сети FMCG, наращивающие долю готовой еды и открывающие собственные кафе на территории магазинов, которые зачастую выгоднее для потребителя по цене. Например, сеть «Лента» летом 2023 года открыла первый «Лента fresh ресторан» в одном из гипермаркетов Санкт-Петербурга. «ВкусВилл» в ноябре выкупил рестораны «Андерсон» и планирует продолжать развитие ресторанной сети по франшизе, чтобы усилить свои позиции на рынке общественного питания.

Крупные ресторанные сети продолжили свое развитие. «Вкусно – и точка» за неполный 2023 год открыла 111 новых заведений, KFC/Rostik's – 17 заведений, «Додо пицца» – 41 заведение.

Игроки рынка общественного питания уделяют все больше внимания эффективности. Такое решение обусловлено необходимостью оптимизации расходов и повышения качества услуг в условиях усиленных экономических вызовов, изменения рыночной динамики и снижения покупательской способности населения.

Производители продуктов питания также продолжают развивать собственные проекты в сегменте HoReCa: «Мираторг» в ноябре запустил сеть ресторанов быстрого питания «100», по формату аналогичных McDonald’s. Компания также продолжила сотрудничество с сетью «Вкусно – и точка»: в августе партнеры сообщили о дополнительных инвестициях в размере 5,7 млрд рублей, которые планируется вложить в масштабирование совместного предприятия по переработке картофеля в Орловской области, что позволит производить на 20% больше готовой продукции и увеличить мощность предприятия со 100 до 120 тыс. тонн в год.

Продолжилась консолидация российского ресторанного рынка. В марте ТД «Нефтьмагистраль» выкупил московскую сеть из 42 городских кафе «Кулинарная лавка братьев Караваевых». При этом «Нефтьмагистраль» развивает собственную сеть кулинарий «Гурманика», открывая их не только на заправках, но и в стрит-ритейле. Кроме того, у компании есть сеть фастфуда «Магбургер».

В августе бизнесмены Антон Пинский и Тимур Юнусов выкупили у 68 франчайзи пиццерии (из 159 действующих объектов в РФ), ранее находившиеся под управлением DP Eurasia (бренд Domino's Pizza). Сеть переименовали в Domиno Pizza. Ранее DP Eurasia объявила о своем банкротстве и намерении покинуть российский рынок.

В 2024 году INFOLine ожидает дальнейший рост сегмента быстрого обслуживания и выход на российский рынок новых игроков – как отечественных, так и зарубежных. Уже две турецкие сети – Gagawa и Big Chefs – объявили о планах развития в России.

Сделать фастфуд из премиальных ингредиентов

Максимилиан Маликов, бренд-директор сети «Крошка Картошка»

Фото: «Крошка Картошка»

«Для ресторанного бизнеса 2023-й стал годом изменений. Компаниям пришлось приспосабливаться к новым реалиям, менять внешние и внутренние процессы и коммуникационные стратегии, чтобы привлечь внимание новой аудитории. Однако, несмотря на все вызовы, рынок общественного питания стал активно развиваться. Так, по данным исследования «Ромир», в 2023 году количество россиян, посетивших заведения общественного питания, выросло на 10% по сравнению с 2022-м, что стало драйвером роста оборота. За 9 месяцев 2023 года он вырос на 14% по сравнению с предыдущим годом, а по сравнению с доковидным 2019-м – на 49%.

Основным вызовом 2023 года стала высокая инфляция.

В таких условиях непросто удерживать отпускные цены на прежнем уровне. Сделать это можно было только при полном переходе на российское сырье.

Например, «Крошка Картошка» с этого года использует только отечественные продукты. Благодаря этому органический прирост выручки составил примерно 15%.

Для сложного года такие цифры — показатель успеха.

Главным достижением компании считаем масштабный ребрендинг, который провели в честь 25-летия «Крошки Картошки». Результатом стало ускорение развития: трафик вырос на 20% в сравнении с прошлым годом и на 17% – по отношению к 2021-му. Это способствовало увеличению выручки и в целом дало толчок к экспериментам с продуктом и запуску новинок на разные сегменты аудитории.

Осенью 2023 года «Крошка Картошка» начала первый за 25 лет ребрендинг. На фото – новая вывеска заведений сети.

Наш клиент тоже немного изменился, «помолодел», но меньше заказывать не начал – наоборот, стал больше интересоваться неклассическими позициями, например, супами и десертами и наполнителями с нетипичными для фастфуда ингредиентами – трюфельными грибами, креветками и растительным мясом.

Фастфуд , приготовленный с использованием премиальных ингредиентов, будет продолжать набирать популярность. Сейчас это один из самых жизнеспособных форматов.

Люди уже привыкли есть вне дома и заказывать доставки, но тратиться в прежних объемах и с той же частотой не могут. При этом клиенты продолжают хотеть чего-то особенного, но за меньшие деньги. Ресторанам быстрого питания нужно внедрять совершенно другие рецептуры и ингредиенты.

Планы-2024. В новый год идем с масштабными планами. В первой половине 2024 года планируем запустить мобильное приложение и собственную систему лояльности и открыть еще около 20 точек. В ближайшие несколько лет бренд будет представлен во всех крупных городах России».

Миграция в новые форматы

Екатерина Панова, директор по развитию сети кофеен Cofix в России и СНГ

Фото: Cofix

«По сравнению с 2022 годом на рынке ощущалась небольшая оттепель. Бренды, пришедшие на место иностранных сетей, стремясь быстро закрепиться и заявить о себе, начали показывать рост. Продолжалась тенденция миграции из премиального ресторанного сегмента в более экономичный: рестораторы стали формировать и развивать бюджетные моноконцепции.

Ритейл активнее смотрит в направлении общепита. Конкуренция нашего формата в сегменте готовой еды с ритейлом существует уже давно, но в этом году ритейлеры начали улучшать форматы кафе при своих магазинах, и далее этот рынок будет только развиваться. С точки зрения операционной деятельности год был очень тяжелым.

Две основные проблемы, которые каждая ресторанная концепция ощутила на себе, – это дефицит кадров и рост закупочных цен.

Ситуация с кадрами в общепите давно была непростой. Развитие доставки оттягивало на себя кадры, на это наложился миграционный кризис, снижение стоимости рубля – работать в России мигрантам стало невыгодно. За кадры в общепите приходится бороться, рынок труда стал рынком кандидата, что неминуемо сказывается на росте ФОТ.

Закупочные цены и стоимость логистических услуг сдерживать тоже уже не удается. Многие сети в 2023 году снова поднимали цены в несколько этапов, чтобы оздоравливать P&L («доходы и расходы») своих юнитов, потому что влияние на себестоимость уже слишком существенно, чтобы корректировать его изменением граммовки блюд.

Гости чуть охотнее тратили деньги в наших форматах, но в то же время стали более требовательными к сервису. Это происходит в том числе и потому, что к нам пришли новые гости из кофеен ушедших мировых брендов. И нам удалось их удержать.

Фото: Cofix

Интерьер первого кафе-пекарни Cofix Bakery.

Достижением Cofix 2023 года стал запуск нового формата – кафе-пекарен Cofix Bakery. Это заведения с красивым дизайном и большим количеством комфортных посадочных мест, работающие по концепции all-day dinning, которые планируем развивать сначала в спальных районах Москвы. Там, кроме кофе, предлагаем гостям свежий хлеб и выпечку, а также приготовленные шефом завтраки, обеды и ужины.

В скором времени в Cofix Bakery также появится вино. По сути, это выход Cofix за пределы сегмента кофеен и начало работы в ресторанной сфере. После запуска первой точки Cofix Bakery в ЖК «Бунинские Луга» получили большое количество заявок на покупку франшизы этого формата.

Из-за миграции гостей из премиального сегмента в форматы более массового потребления их ожидания от заведений общепита в вопросах качества, вкуса и подачи остаются высокими, поэтому большим спросом пользуются заведения с яркой, но понятной и простой концепцией, например, азиатские заведения, бюджетные рыбные рестораны.

По этой же причине активно развиваются фудхоллы, где ресторанные блюда подаются в формате фудкорта, а значит, не приходится платить за сервис.

Простые заведения, обеспечивающие своим гостям ежедневное потребление (сети фастфуда, кофейни), тоже по-прежнему очень востребованы, поскольку дают жителям мегаполиса возможность не готовить дома, закрывая эту потребность доставками, покупкой готовой еды или быстрого питания вне дома.

В 2024 году будем активно развивать формат Cofix Bakery. Уже запущен пилотный проект, предполагающий открытие пяти корпоративных и партнерских кофеен нового формата в разных ЖК Москвы в течение ближайших месяцев 2024 года. После тестирования пилотных точек начнем активно масштабировать формат».

Вера в хот-дог остается!

Татьяна Корниенко, директор по маркетингу сети Stardogs

«На мой взгляд, в 2023 году ресторанный рынок опять повело в крайности. Неплохо себя чувствуют сегменты премиум и эконом, при этом среднеценовой сегмент испытывает серьезные сложности – с одной стороны, в связи с ростом затрат на ингредиенты и рабочую силу, а с другой – в связи с невозможностью пропорционально поднять розничные цены без потери числа посетителей. Кроме того, целевая аудитория этих заведений сократилась как по геополитическим причинам, так и в связи со снижением располагаемых доходов.

Активный интерес ритейла к ресторанной сфере стал вызовом для всех ценовых сегментов заведений общественного питания, кроме премиальных.

Розничные сети продолжают не только расширять линейку готового питания и кулинарии, но и открывать кафетерии на своих площадях.

Для Stardogs главным вызовом стал нелинейный рост цен на мясное сырье, которое занимает ключевую долю в нашей себестоимости. При этом наша целевая аудитория очень чувствительна к цене, поэтому симметрично поднять розничные цены мы не можем, так как должны сравнивать свое предложение с предложением игроков из большой тройки и ставших уже вполне цивилизованными сетей и отдельных точек по продаже шаурмы.

Не могу сказать, что наши гости демонстрировали какую-то новую модель поведения в текущем году. Они все так же были чувствительны к сервису, открыты для обратной связи и заинтересованы в быстром перекусе.

Наиболее жизнеспособный формат в сложившейся ситуации – пекарни. Конечно, я немного предвзята, так как в свое время мне довелось работать в двух сетях булочных-кондитерских. Но все же считаю это направление перспективным по следующим причинам:

  1. Частота посещения заведений такого формата приближается к ежедневной. Хлеб – продукт скоропортящийся, ассортимент хлеба и выпечки сейчас большой, поэтому любой человек каждый день найдет, что там купить для себя или своей семьи.

  2. Себестоимость хлеба по сырью невелика, поэтому игроки могут обеспечить неплохую рентабельность бизнеса и в текущих экономических условиях.

  3. Благодаря развитию хлебной полки в ритейле люди привыкли к большому выбору свежего и даже горячего хлеба. При этом доверие к булочной все же выше, чем к сети, где свежевыпеченный хлеб доступен для рук не только финального покупателя, но и других людей. Да и ассортимент в булочных обычно шире.

В хот-доги я тоже верю. Да, их не станешь есть каждый день, но они заняли свою нишу, как, например, попкорн в кинотеатрах, и представить себе дальнюю дорогу без хот-дога на заправке или прогулку в парке без него же практически невозможно.

Достижением года для нас стало заключение договора на открытие трех торговых объектов в Грузии, также нашли партнеров в Узбекистане и Азербайджане.

На 2024 год выбрано два приоритетных направления развития. Первое – выход в страны ближнего и, возможно, дальнего зарубежья. Второе – развитие ассортимента, с тем чтобы привлечь трафик в те часы работы наших точек, которые сейчас являются провальными в виду специфики потребления хот-дога».

Освоение новых рынков и локаций

Хенрик Винтер, сооснователь ресторанного холдинга «Тигрус» («Остерия Марио», Bar BQ cafe, «Швили», Zest Coffee&Wine)

«Уходящий 2023 год во всех отношениях был более напряженным, чем 2022-ой. В 2023 году продолжились проблемы роста стоимости продуктов по причине роста курса валют и многих других факторов.

Самой большой проблемой года для нас стал дефицит кадров. Кадровый голод ощущается во всех направлениях и отраслях. Люди – это все, а в условиях быстрого развития для нас этот вопрос стоит особо остро. Мы уделяем очень много внимания удержанию, мотивации и обучению наших сотрудников, а 2024 год хотим посвятить снижению текучести.

Поведение гостя. У нас очень большая база постоянных гостей. Средний чек практически не изменился, как и потребительские предпочтения, а вот посещаемость заметно выросла.

Сложно связать это с чем-то конкретным, вероятно, это набор факторов: путешествия за границу стали сложнее и дороже, поэтому многие предпочитают поездки внутри страны; мы работаем над улучшением качества и сервиса, развиваем программу лояльности, стараемся удерживать на доступном уровне цены и прочее.

В 2023 году «Тигрус» вышел на рынок ОАЭ, открыв четыре ресторана под брендами «Остерия Марио» и «Швили» в Дубае. Рынок и гости прекрасно встретили наши проекты, что дало нам хороший толчок для развития в других регионах ОАЭ.

Достижением стало и открытие двух ресторанов в знаковом для нас ТЦ «Авиапарк». Отдельно отмечу реализацию коллабораций с сетью зоомагазинов «Четыре лапы» и кофейнями «Даблби». В 2024 году планируем продолжить развивать коллаборации и уже готовим несколько интересных проектов.

Череда кризисов постепенно сделает рынок более устойчивым. С каждым новым кризисом сильные рестораторы c четкой концепцией, правильным управлением и продуманной стратегией развития становятся еще сильнее, а слабые отсеиваются.

Однодневных ресторанов будет меньше, а развитие крупных игроков усилится, в том числе по системе франчайзинга, как в России, так и за ее пределами. Этот тренд наблюдается уже сейчас. Останутся популярными вкусные, понятные проекты, с хорошей атмосферой и вниманием к гостям. Италия, Грузия, Япония, паназиатская кухня наименее подвержены моде и хорошо знакомы и понятны гостям во все времена.

В 2024 году открываем комбо-рестораны в Botanica Plaza и бизнес-парке «Румянцево». Для нас это будет первый опыт открытия комбо-ресторана в бизнес-кластере. Также активно смотрим локации для новых проектов в стрит-ритейле.

Отдельное внимание будет уделено развитию в регионах России – как в городах-миллионниках (Казань, Екатеринбург, Новосибирск и др.), так и в городах с меньшим населением. Например, в Смоленск, городах-курортах Северного Кавказа, рассматриваем предложения из ЯНАО. Также в планах открытие в городах ближнего зарубежья: в Бишкеке, Ташкенте, Астане и Алма-Ате. Особо приятно, что нас знают и в Республике Беларусь, мы планируем там открытие в конце 2024 года. После успешного старта наших ресторанов в Дубае планируем новые открытия в ОАЭ. Более того, используя полученный опыт, активно рассматриваем для развития целый ряд стран Ближневосточного региона».

Проекты, замершие в развитии, теряют гостя

Глеб Марач, сооснователь ресторанной группы Joi Team (True Cost, Nome, Code Coffee, Tangiers Lounge, «Квартира», Backroom)

Gleb-Marach.jpg

«На фоне последних лет 2023 год кажется самым стабильным для российского ресторанного рынка. Но без проблем, конечно, не обошлось. Среди основных сложностей: дефицит кадров; курс рубля и вытекающие из него проблемы роста входящих цен; доступность продуктов, алкоголя и даже расходных материалов – предложений становится все меньше, приходится искать нестандартные подходы и альтернативы, трансформировать меню и рецептуры.

Кадровый вопрос. Сама проблема кадров не новая, она преследует нас с 2014 года, преподнося все новые сюрпризы. Большие изменения произошли в пандемию, когда линейный персонал перешел из ресторанов в другие сферы – строительство, курьерские службы, такси.

И в период выхода из пандемии, когда рестораны смогли вновь открыться, найти людей в команду оказалось очень тяжело, а условия оплаты труда значительно изменились.

В 2022 году свое влияние оказали СВО и последующая мобилизация. Среди высшего звена и руководящего состава многие сотрудники приняли решение о переезде. В 2023 году осложнилась ситуация с курсом доллара. Дело в том, что основная часть линейных сотрудников общепита – люди, приехавшие из других государств. Большую часть дохода они отправляют на родину своим семьям. И в ситуации, когда курс валют очень сильно вырос, для них целесообразность работы здесь существенно снижается, потому что все деньги перед отправкой они конвертируют в иностранную валюту. Работодатели вынуждены увеличивать зарплаты, использовать альтернативные инструменты поиска сотрудников, выделять больше ресурсов на обучение и переквалификацию людей, не имеющих опыта работы в ресторанном бизнесе. После оттока западных игроков сотрудники этих компаний начали искать работу. Освободилось колоссальное количество специалистов в разных областях, многие из них пришли в ресторанную сферу.

Фото: Joi Team

Фото: Joi Team

Интерьеры ресторанов True Cost.

Наблюдается достаточно высокая степень ресторанной инфляции. Кофе стал дороже, еда стала дороже, алкоголь стал дороже. Все в принципе подорожало. И рост доходов не успевает за ростом цен, поэтому фактор цены приобретает для гостей все большую важность. Мы хорошо это видим по динамике True Cost – мы получили новый приток гостей, которые стремятся оптимально расходовать свой бюджет.

Также интересно наблюдать влияние на потребителя фактора недоступности привычных продуктов и напитков. Люди не готовы полностью от этих привычек отказаться, поэтому ищут альтернативы. Например, с подорожанием или уходом части популярных марок виски многие перешли на джин или вино.

Заметно вырос интерес к японской и азиатской кухне, как в премиальном, так и в среднем ценовом сегменте, и в фастфуде. Среди причин такой популярности – распространение азиатской культуры, в частности, Korean pop, аниме. В сегментах средний и выше растет популярность формата изакая – японского ресторана, совмещенного с баром. Также наблюдается самый большой за последние годы интерес к греческой кухне.

2024 год станет годом перераспределения гостевого потока от старых концепций, которые существуют годами и даже десятилетиями, но замерли в своем развитии, в проекты, которые готовы подхватывать тренды, слушать свою аудиторию и быстро адаптироваться к условиям рынка. При этом продолжит нарастать новая волна развития рынка кофеен».

Где добыть нужный продукт по приемлемой цене?

Гоша Карпенко, совладелец и генеральный директор Hurma Group of companies (Riesling boyz, «Профсоюз», «Шашлычная», «Русалочка Суши» и др.)

«Один из главных вызовов 2023 года – умение добывать качественные продукты за приемлемые цены: продуктов мало, они периодически пропадают и дорожают. Мясо c рынка временами пропадает совсем, а оно для наших концепций – ключевой продукт. Нам хочется оставаться в демократичном сегменте и не поднимать цены. То есть главный вызов для нас – сохранить демократичность и открытость в целом. Основная организационная задача, решением которой мы занимались весь 2023 год, – найти ресурсы, позволяющие держать запланированные темпы роста.

Достижением уходящего года стал запуск огромного проекта в Геленджике. Компания продолжает расти, подписаны договоры с несколькими владельцами помещений.

Мы научились искать правильные помещения, что является очень сложной задачей, так как хороших помещений в выгодных локациях мало.

Наиболее жизнеспособными в сложившейся ситуации являются понятные ресторанные форматы. Мода на интересную, «запутанную» еду уходит, рестораны, которые открывались под Гид Мишлен, после его ухода стали неинтересны, потому что это очень сложная экономика, сложный ресторан, сложная модель потребления.

Понятные форматы продолжают расти, и если ты понимаешь свою аудиторию, то у тебя в бизнесе все будет хорошо. В 2023 году наш гость не перестал к нам ходить: ел, пил, развлекался, влюблялся, отдыхал, что позволило нам растить выручку и прибыль, – за этот год мы достаточно сильно выросли.

В наших планах на 2024 год увеличить вдвое количество заведений сети городских буфетов, планируем запустить в стройку проект с концепцией, похожей на барное объединение «Профсоюз», еще большее по размеру, в интересной московской локации».

Вакансий намного больше, чем кандидатов

Екатерина Стародубцева-Калачева, основатель кадрового агентства Hurma Recruitment и эксперта по найму в HoReCa

Фото: Hurma Recruitment

«Рынок труда столкнулся со множеством вызовов: рост курса доллара, отток специалистов в связи с частичной мобилизацией, отток трудовых мигрантов из стран СНГ, демографический кризис. Все это привело к рекордно низкой безработице в 3% и нехватке огромного количества специалистов абсолютно во всех отраслях.

Вакансий на рынке труда стало намного больше, чем самих кандидатов. Поэтому растут зарплаты, а работодатели рассматривают на позиции представителей разных поколений. Нанимают и студентов, и пенсионеров, и мам в декрете. К примеру, в fine dining ресторанах (премиум-класса) теперь куда чаще можно встретить официантов старше сорока лет.

Ввиду катастрофического кадрового голода к нам стало приходить в два раза больше запросов на поиск специалистов. Пришлось в скоростном режиме увеличивать команду, перестраивать процессы работы, создавать новые стандарты. В нашем кадровом агентстве даже появился собственный HR.

Наши клиенты поделились на две категории. Первые осознают, что сейчас эра сотрудника, а не работодателя, активно прислушиваются к экспертизе и аналитике, чтобы добиться результата. Вторые – не совсем правильно оценивают свой HR-бренд и предлагаемые условия труда. Они также завышают требования к кандидатам. К примеру, в маленький и не очень известный проект хотят найти шеф-повара из списка Where to Eat. Поэтому приходится очень много работать через коучинг с клиентами, объясняя, что мы не можем претендовать на таких кандидатов в текущих условиях рынка.

Учитывая, что россияне стали меньше путешествовать, я думаю, что жизнеспособными будут рестораны зарубежных кухонь – греческой, итальянской, французской, японской.

Также будут активно развиваться те рестораны, которые поглощают крупные компании. Например, «Кулинарную лавку братьев Караваевых» поглотила «Нефтьмагистраль», поэтому у них будет больше ресурсов на поддержание и масштабирование бизнеса. Ну и, конечно, никто не списывает со счетов крупные холдинги вроде Restart Васильчуков.

А вот авторские рестораны останутся только с сокращенным штатом, где владелец будет выполнять еще и роль управляющего, а может быть, даже возьмет на себя задачу бармена или хостес.

В уходящем году для нашего агентства стал важным запуск направления Executive Search. Мы уже получили первые крупные проекты, очень сложные по своей механике, требующие точной и скрупулезной работы с кандидатами. Порой мы обрабатываем по 100–150 компаний в поиске того таланта, который нужен заказчику.

В 2024 году хотим стать McDonald’s в сфере рекрутинга. Поэтому будем много работать со стандартами, масштабированием и лояльностью клиентов. Мы вводим новые показатели: NPS (индекс приверженности клиентов) и показатель закрываемости позиций. И это, конечно, связано с тем, что мы трансформируемся из небольшого бутикового агентства в крупного игрока рынка».

А что с доставкой из ресторанов?

Фарман Амиров, и.о. директора по развитию ресторанов «СберМаркета»

Фото: «СберМаркет»

«В 2023 году рынок доставки блюд из ресторанов динамично рос. По данным Data Insight, доля заведений с доставкой составила 61% от общего числа точек общественного питания в России, это в 1,5 раза больше, чем в 2020 году. На доставку приходится почти четверть всех заказов в ресторанах. В регионах все больше заведений подключаются к доставке, и сейчас их число уже приближается к показателям столицы. При этом одним из ключевых вызовов на этом рынке был и остается высокий спрос на курьеров. Поэтому сейчас наблюдается укрепляющийся тренд на работу с сервисами доставки. Пользователи выбирают сервисы доставки, ориентируясь на скорость получения заказа и наиболее выгодные предложения.

«СберМаркет» запустил доставку из ресторанов в марте 2023 года, но уже к концу года партнерами стали 25 тыс. заведений более чем в 100 городах России. Это и крупные сетевые игроки, и эксклюзивные премиальные бренды, и небольшие локальные рестораны. Каждый из ресторанов имеет свой взгляд на развитие онлайн-продаж, кто-то находится на стадии активного роста, а кто-то только делает первые шаги в этом направлении. Для несетевых игроков и тех, кто только начинает работать онлайн, в «СберМаркете» предусмотрены маркетинговые и рекламные инструменты, аналитика и отчетность о выполненных заказах и предпочтениях клиентов, база пользователей и другое».

Пресс-служба «Яндекс Еда»

В 2023 году спрос на доставку готовой еды продолжил расти. По данным пресс-службы «Яндекс Еда», с 2019 года количество заказов из ресторанов Москвы и Санкт-Петербурга выросло в 2,5, и 5,5 раза соответственно. За 2023 год число ресторанов, пользующихся продвижением в сервисах «Яндекса», увеличилось в два раза.

Однако спрос на доставку растет быстрее, чем число курьеров, готовых доставлять эти заказы. Нехватка курьеров стала не только одним из основных барьеров, но и важным вызовом для «Яндекс Еды». Стараемся решать этот вопрос в том числе за счет развития технологий – за последний год скорость нашей доставки выросла на 10%, а объем заказов в час, выполняемых курьерами-партнерами, вырос в 1,5 раза. Повышение эффективности позволяет увеличивать доход как ресторанам, так и курьерам. В среднем в Москве доход курьеров, сотрудничающих с «Яндексом», составляет более 80 тыс. рублей, а в более активные сезоны, например в декабре, эта сумма может достигать 200 тыс. рублей.

«Яндекс Еда» стремится работать не только с онлайн-, но и с офлайн-каналами, поэтому наращивает собственную экспертизу в гастрономии. Например, недавно презентовали свой ресторанный гид — «Ultima Guide Яндекс Еда». При создании использовалась нейросеть, которая систематизировала информацию о ресторанах Москвы и создала лонг-лист для голосования. После этого клиенты и эксперты индустрии отметили преимущества каждого заведения. Так в путеводитель, по результатам голосования, вошли 50 ресторанов Москвы, получивших наиболее высокие оценки.

Несмотря на то что проникновение доставки в регионах традиционно меньше, чем в столице, они показывают более высокий темп роста – число заказов в регионах за последние пять лет выросло в 16 раз. Такой прирост обусловлен развитием локального ресторанного рынка: открывается много новых интересных заведений, проводятся тематические фестивали. «Яндекс Еда» помогает продвигать гастрономическую культуру в регионах – поддерживает гастрономические мероприятия и рассказывает о ресторанных открытиях в социальных сетях и медиа «Открытая кухня».

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами