OOO «Планета Менеджмент» основано в 2001 году для развития сети магазинов дискаунтеров под маркой «Гастроном Эконом» в рамках группы «Планета». После покупки в 2002 году нижегородской компании «Национальный торговый альянс» (НТА) «Планета Менеджмент» управляла сетями «Гастроном Эконом» (Московский регион, Ярославская, Рязанская, Тульская области), а также «Пятачок», «Компас» и «Караван» (Нижегородская и Калужская области). На конец 2004 года сеть «Гастроном Эконом» насчитывала 14 магазинов, остальные сети — около 100.
Как стало известно, компания «Планета Менеджмент», управляющая розничной сетью «Гастроном Эконом», продана ЗАО «Дисконтцентр». Еще полтора года назад «Планета Менеджмент» заявляла о планах создать национальную сеть из 500 магазинов. Однако после этой сделки стало очевидно: непрофильные инвесторы уходят из сегмента бюджетных магазинов.
Летом 2004 года НТА вновь был выделен в самостоятельное подразделение, после чего под управлением «Планеты» остались 14 «Экономов». А в августе-сентябре появилась информация о планах владельцев группы «Планета» избавиться от розничного актива. Как сообщил на днях источник в сети «Дикси», именно «Дисконтцентр» недавно стал владельцем 100% долей «Планеты Менеджмент». Сумма сделки, по его словам, составила «около $15 млн». «Пока магазины работают под старыми названием, однако в середине февраля должен состояться совет директоров „Дисконтцентра", на котором решится, когда и как менять вывески. Гендиректор «Дисконта» Томс Берзинь сейчас занимает и пост гендиректора «Планеты»,— сообщил он. Косвенно факт продажи «Эконома» подтвердил и президент ТД «Копейка» Александр Самонов. По его словам, он хотел обсудить с бывшим гендиректором группы «Планета» Андреем Бесхмельницким возможность покупки «Эконома», но тот заявил, что сеть уже продана. Участники сделки отказались от комментариев.
В группу «Планета» ранее входили также ООО «Юнимилк» (молочные комбинаты в России и на Украине) и ООО «Продо менеджмент» (мясоперерабатывающие заводы). Однако «Гастроном Эконом», пожалуй, самый амбициозный проект группы. В июле 2003 года группа объявила о планах создать к 2007 году национальную сеть из 500 магазинов, оборот которой должен будет составлять $1,5 млрд.
Эксперты отмечают тенденцию ухода с розничного рынка непрофильных инвесторов. К примеру, ФПГ «Нефтехимпром» выставила на продажу созданную в 2000 году сеть дискаунтеров «Продмак». Участники рынка отмечают, что в России сформировался пул дискаунтерных сетей: «Пятерочка» (более 300 магазинов), «Копейка» (более 50 магазинов), «Дикси». Все операторы меньших масштабов вынуждены будут уйти. «В большинстве своем дискаунтерные проекты, появившиеся после 1998 года, были побочными и непросчитанными. Реальный бизнес оказался сложнее»,— полагает бывший вице-президент «Пятерочки» Феликс Стетой. «Для владельцев этих ритейлеров создание сетей было удачным вложением средств в подешевевшую в пять раз после 1998 года недвижимость,— говорит Борис Васильев, вице-президент холдинга «Марта» (сети Billa и Grossmart).— Теперь же эту недвижимость продают — через два-четыре года ситуация для мелких сетей ухудшится. Поэтому они и инвестируют туда, где видят перспективы».