Как стало известно, на российский рынок выходит новый западный ритейлер – немецкий оператор гипермаркетов Globus GmbH. По мнению экспертов, Globus опоздал с приходом в Россию на несколько лет, в течение которых местные игроки окрепли настолько, что иностранным новичкам конкурировать с ними будет не под силу.
О своих планах в отношении России владелец Globus Томас Брук заявил еще год назад. Однако о появлении немецкой компании на российском рынке стало известно только на днях: она открыла на Заводе нестандартного оборудования на севере Москвы свое представительство – ООО «Миг-Глобус», которое начало набор персонала для будущих магазинов. Ведут себя немцы крайне закрыто. О планах Globus в Москве осведомлены всего около пяти девелоперских компаний. По их сведениям, Globus построит в 2006 года два гипермаркета в Москве. Эту информацию вчера подтвердил Йоханес Толей, руководитель отдела Globus по расширению в России. От других комментариев в компании отказываются.
Факт прихода в Россию нового европейского ритейлера весьма примечателен. Россия третий год подряд занимает лидирующие позиции в ежегодном отчете компании A. T. Kearney о привлекательности развивающихся рынков для торговых инвестиций. По прогнозам ИК «Уралсиб», рост оборота розничной торговли в России не опустится ниже 10% как минимум до 2017 года. Однако, несмотря ни на что, крупнейшие глобальные ритейлеры, такие, как Wal-Mart, Carrefour, Tesco и другие, будто не замечают России. Многие из них предпочитают выходить на рынки Китая и Латинской Америки, а Россию держать в отдаленной перспективе.
В этой ситуации именно немецкие торговые компании больше других иностранцев инвестируют в отечественную розницу. В России уже представлены Metro Group (в России у нее более 20 оптовых центров Metro cash & carry), Rewe Group (около 20 супермаркетов Billa) и EDEKA/AVA Group (один гипермаркет).
Однако впервые на российский рынок выходит немецкий ритейлер второго эшелона (по данным исследовательского ресурса lz-net.de, Globus GmbH занимает 11-е место в списке крупнейших ритейлеров ФРГ, тогда как Metro, Rewe и EDEKA/AVA Group входят в первую тройку рынка ФРГ). По мнению участников рынка, потенциала Globus может не хватить для полноценной экспансии на российский рынок. Известен пример гораздо более мощного, чем Globus, ритейлера EDEKA/AVA Group, которая так и не смогла стать сколь-нибудь заметным игроком даже на столичном рынке. В 2003 году компания открыла свой единственный гипермаркет Marktkauf в подмосковных Котельниках и с тех пор не развивается; на рынке постоянно появляются слухи о грядущей продаже Marktkauf российскому ритейлеру. «Globus не стоит рассчитывать на серьезную роль на рынке. Сейчас ему здесь будет крайне сложно закрепиться, – считает президент сети «Копейка» Александр Самонов. – Сейчас иностранцам, тем более второго эшелона, просто не угнаться за российскими сетями по темпам роста. Пока они откроют один магазин, российские компании откроют по десять-двадцать. По эффективности компаний российские ритейлеры сопоставимы с европейскими». С господином Самоновым соглашается директор компании MR & D Consulting Виктория Михайлова: «Компания пришла слишком поздно. Для западных ритейлеров было «окно возможностей» в 2000-2003 годах, а к 2005 году отечественные ритейлеры настолько окрепли, что сами открывают магазины за границей. У Globus вряд ли есть что противопоставить им».