19 декабря 2007, 00:00 31 просмотр

Многообещающий минилаб?

Активное развитие фотоиндустрии создало впечатление о прибыльности и быстрой окупаемости фотобизнеса. Некоторые розничные торговцы, поддавшись этой идее, начали вкладывать собственные капиталы в организацию фотокиосков на территории своих торговых предприятий. Однако большинству магазинов этот бизнес оказался не по зубам. Проекты пришлось свернуть и уступить место арендаторам - профессиональным фотооператорам.

Западная универсальность, свойственная магазинам формата супермаркета, быстро прижилась на русской почве. Торговая точка помимо обычного ассортимента пытается разместить на своей территории максимальное количество популярных и быстрораскупаемых товаров и услуг. И фотоуслуги - одни из первых в этом списке.

Свой или арендованный?

Большинство торговцев направляют все свои усилия на розничные продажи, мало интересуясь сферой сопутствующего бизнеса Особенно это характерно для быстроразвивающихся сетевых структур. Обычная практика среди магазинов, взявших на вооружение принцип универсальности, - размещение арендаторов. Такое решение позволяет ритейлерам концентрироваться на своем бизнесе, не вкладывая дополнительные средства в сопутствующий, и при этом наращивать необходимый портфолио популярных услуг.

По словам Александра Новикова, координатора сетевых продаж компании "Кодак", - "95 процентов фотолабораторий принадлежат независимым операторам. Чаще всего это профессиональные фирмы, владеющие целой сетью подобных киосков. Они приходят на торговую площадь со своим оборудованием, персоналом и товаром и организуют так называемый "бизнес под ключ". Такую фототочку можно увидеть практически в любом более или менее крупном магазине.

Другие преуспевающие торговцы считают, что с какой-то частью сферы услуг они вполне могут справиться своими силами. Многие магазины размещаются в арендуемых помещениях, и это побуждает их использовать торговую площадь с максимальной для себя выгодой.

Необходимый минимум

К организации собственного фотокиоска на территории магазина торговцы относятся по-разному. Большинство из них со страхом смотрят на перспективы этого бизнеса, по старинке считая его слишком сложным. Термины, связанные с фотографией, - "реактивы", "необратимый химический процесс" - отпугивают и держат в суеверном страхе непосвященных в тонкости этого дела предпринимателей.

Но есть и те, кто не прочь поэкспериментировать. Впрочем, как показывает практика, организовать свой фотокиоск не так уж и сложно.

Чтобы не ошибиться в выборе оборудования, профессионалы советуют для начала не покупать дорогостоящую машину для организации фотолаборатории, а ограничиться приемным пунктом. Он не потребует каких-то серьезных капиталовложений и вполне поместится на 1,5 кв. метров Магазину нужно только оформить прилавок, поставить продавца и приобрести необходимый минимум товара. На рынке есть ряд компаний, предоставляющих услуги по оптовой печати фотографий. Заключив договор с одной из них, магазин без какого-либо финансового риска зарабатывает деньги на разнице цен (оптовой и розничной), прибыль с каждой фотографии будет около 1 рубля. Если точка расположена в магазине, который ежедневно посещает большое количество людей, то доход она будет приносить неплохой. Есть фотокиоски, которые в день зарабатывают по 1500 рублей.

Преимущества минилаба

С точки зрения клиента услуга будет более привлекательной, если в магазине есть своя фотолаборатория. По словам Сергея Ловкого, исполнительного директора копании "Химфотоинвест", после установки оборудования заказы в фотокиоске увеличиваются на 30 процентов.

Давно известно, что если заказ выполняется непосредственно на глазах у потребителя, независимо от того, минипекарня это или прачечная, клиент более склонен воспользоваться этой услугой, даже если стоимость ее немного выше. А если подобная "прозрачность" бизнеса сочетается с качеством исполнения, то владелец минилаба имеет реальный шанс надолго "привязать" клиента к своему фотокиоску.

На привлечение клиента работает и оперативность исполнения заказа. В приемном пункте время его изготовления, как правило, не менее суток, тогда как в минилаборатории забрать готовые фотографии можно уже через час.

Фирмы, торгующие оборудованием, уверяют, что при правильной организации этот бизнес будет приносить прибыль. "О его доходности может говорить хотя бы то, что по сравнению с прошлым годом продажи минилабов увеличились в три раза", - говорит Александр Новиков. Однако покупка своей минифотолаборатории - дело затратное. Средняя цена традиционного аналогового оборудования - 40 тыс. долларов, а сумма первоначальных капиталовложений на организацию такого фотокиоска - не менее 50 тыс. долларов. Далеко не каждый торговец готов потратить такую сумму на малознакомый, но многообещающий бизнес.

Проблемы выбора

Современные минилабы хороши тем, что влияние человека при проявке пленки и печати фотографии минимально. Все процессы в машине полностью автоматизированы, так что задачи оператора сведены к минимуму, ему нужно только следить за состоянием растворов и контролировать подключение машины к сети. Чтобы научить операторов правильному обращению с машиной, многие фирмы, торгующие фотолабораториями, предлагают курсы для обучения персонала.

Для организации своего фотокиоска эксперты рекомендуют покупать традиционное аналоговое оборудование, еще его называют оптическим. Оно проявляет пленку и печатает фотографии разных форматов. Цифровое оборудование стоит на порядок дороже и может печатать снимки как с пленки, так и с цифровых носителей - дискет, CD-дисков, флеш-карт. "Массовое увлечение цифровой фотографией еще не настало, 99 процентов людей фотографируют на обычную пленку, - комментирует Александр Новиков. - Поэтому покупка цифровой минилаборатории пока более оправдана только для профессиональных фотостудий".

Многие операторы целенаправленно покупают только подержанное оборудование. Старый минилаб можно приобрести всего за 15 тыс. долларов, что более чем в два раза дешевле нового. На рынке бывших в употреблении фотолабораторий можно найти практически любую интересующую модель.

Конечно, как и любое другое оборудование, минилабы second-hand, выигрывая в цене, проигрывают в качестве. Подержанное оборудование может иметь какие-то скрытые дефекты, которые в будущем негативно отразятся на самом проекте. Если недавно открывшаяся точка работает со сбоями, то вряд ли она станет популярной.

Поскольку в магазине каждый метр торговой площади рассматривается с точки зрения получения прибыли, то, заботясь об экономии пространства, лучше всего устанавливать малогабаритное оборудование. Например, для минилабов швейцарской фирмы "Gretag" вполне достаточно 1 кв. метра. Сам фотокиоск размещается на площади 20 кв. метров.

Супермаркетам, мало знакомым с возможностями этого бизнеса, эксперты рекомендуют покупать оборудование средней производительности - скажем, 400 отпечатков в час. Подойдет швейцарское ""Gretag"", японское - "Noritsu". Оборудование с большей производительностью (некоторые машины могут печатать и 2 тыс. фотографий в час) больше подходит для профессиональных фотомагазинов.

Новое оборудование снабжается дополнительной функций - оно сканирует пленку и выпускает так называемый index-print, известный, как отпечаток с контрольками. Все негативы в виде маленьких фотографий отпечатываются на бумаге 10х15 см, чтобы заказчик легко мог определить, какую фотографию и сколько экземпляров ему нужно сделать. Эта техническая особенность дает новому киоску преимущество перед другими фототочками.

"Мыльница" против "цифры"

Большинство операторов при покупке новых лабораторий предусмотрительно обращают внимание на то, можно ли это оборудование при необходимости оснастить до цифрового. Наличие цифрового минилаба интересно тем, что позволяет расширить набор услуг. Фотографию можно напечатать практически с любого носителя - как с цифрового, так и с фотопленок. А сами снимки можно корректировать: исправлять ошибки фотографа, плотность цвета и контраста, ретушировать, составлять монтажи, добавлять художественные эффекты, даже напечатать календарь, открытку или постер.

Сам же цифровой минилаб пока еще неоправданно дорог. По мнению Сергея Ловкого, в ближайшем будущем печатание фотографий с цифровых носителей вряд ли сможет принести желаемую отдачу.

"Владеть цифровой лабораторией престижно, однако не совсем доходно, - продолжает Сергей Ловкий. - К тому же кроме значительных вложений в оборудование цифрового фотокиоска (минимальная цена такой универсальной лаборатории - от 60 тыс. долларов) этот бизнес требует маркетинговых усилий, чтобы привлечь клиента и "раскрутить" нестандартный проект".

Препятствует повсеместному внедрению цифровых минилабов и то, что подавляющее большинство заказчиков по-прежнему печатают фотографии с пленки. Массовый потребитель еще нескоро перейдет на цифровую технологию. Большинство клиентов минилабораторий пользуются простыми "мыльницами", которые можно приобрести в любом фотокиоске за несколько десятков долларов, тогда как цифровую камеру, стоящую сотни долларов, позволить себе может далеко не каждый. И даже в Европе большая часть фотографов - около 80 процентов - пользуется простыми фотоаппаратами.

"Если торговое предприятие не позиционирует себя как профессиональный фотомагазин, - считает Александр Новиков, - то нет смысла покупать дорогостоящую цифровую машину. Основная масса потребителей ходит в магазин за продуктами, а не для того, чтобы напечатать цифровую фотографию со своего компактдиска. Оправдано такое оборудование будет в том случае, если фирма хочет сделать какой-то образцово-показательный магазин для привлечения покупателей". Пока цифровых фотолабораторий немного. Одна из самых известных находится в ГУМе.

Сила брэнда

Даже если торговец сам покупает оборудование, лучше, если он будет работать под каким-то "раскрученным" брэндом, что позволит оператору активнее чувствовать себя на фоторынке и заинтересовать больше клиентов. Многие гиганты фоторынка, такие, как Kodak, Konika и пр., легко идут на сотрудничество, на определенных условиях предоставляя свою торговую марку и помощь в разработке дизайна киоска. Конструкция фотокиоска обойдется владельцу в 2,5 тыс. долларов, а необходимый ассортимент товара - в 500 - 5 тыс. долларов.

Разместить фотокиоск лучше всего недалеко от кассы, где он будет более заметен.

Мифы фотобизнеса

В первую очередь торговцев, решивших заняться сопутствующим бизнесом, интересует, насколько выгоден этот проект: ведь куда проще сдавать площадь в аренду, не беспокоясь о рентабельности подобного бизнеса.

По некоторым данным, любое оборудование - стоит оно 15 тыс. или 150 тыс. долларов - потенциально может окупиться за 1,5 года. Но это чисто теоретически. На самом деле для каждого фотокиоска нужен индивидуальный расчет". Важную роль для окупаемости играет пропускная способность точки. "Для того, чтобы этот бизнес был рентабельным и приносил стабильный доход, нужно печатать около 1 тыс. фотографий в день, - рассказывает Сергей Ловкий. - Также необходимо учитывать, сможет ли фотолаборатория работать круглосуточно, независимо от режима работы магазина, в котором она находится. В такой лаборатории можно напечатать 5 - 6 тыс. фотографий". Расходы на 1 отпечаток размером 10х15 см - около 4 центов. Цена одного отпечатка варьируется от 2,8 до 4 руб., т. е. в среднем около 10 центов. Таким образом, прибыль с одной фотографии составляет более 100 процентов. Прибыльность бизнеса - налицо, однако оборудование слишком дорогое, чтобы можно было говорить о его столь быстрой окупаемости.

Как считают некоторые операторы, за 1,5 - 2 года может окупиться лишь недорогое подержанное оборудование. Чтобы окупилось новое, потребуется около 3 лет. И это в самом лучшем случае.

Из всего этого следует, что все заверения в высокой рентабельности и быстрой окупаемости фотобизнеса - не более чем миф правда, имеющий под собой реальные основания. Время, когда печатание фотографий сравнивалось с печатанием денег, давно прошло. И связано это с кризисом 1998 года. В 1995 - 1997 годах операторы покупали фотолаборатории бывшие в употреблении или даже новые и спокойно окупали их за год - полтора. И дело не в том, что фотоуслуги стали менее востребованными. На сегодняшний день стоимость печати самого ходового формата - фотографии 10х15 см - от 2,8 до 4 руб., что составляет в среднем 10 центов. Если сравнить эти цифры с аналогичной докризисной стоимостью - от 1,2 до 1,8 рублей (соответственно, 20 - 30 центов), разница заметна. Значит, прибыль с одной фотографии сейчас на порядок ниже, чем раньше. С учетом того, что нужно платить зарплату операторам, окупать дорогое оборудование, становится понятно, что фотоуслуги сейчас не очень привлекательны в плане зарабатывания денег. Есть бизнесы гораздо более интересные и окупаемые.

Об этом говорит и неудачный опыт "Седьмого континента" и "Перекрестка". Одно время они пытались организовать свои фотокиоски и даже закупили минилабы. Но вскоре оборудование было продано, а проект - забыт. Видимо, все-таки арендаторы справляются с этим делом лучше. По словам Леонида Белаги, пресс-секретаря торгового дома "Перекресток": "Фотокиоски, наряду с обменными пунктами, химчистками и пр. относятся к приоритетным направлениям деятельности арендаторов и способствуют привлечению покупателей в универсамы".

Именно большие капиталовложения являются камнем преткновения для организации своих минифотолабораторий. Первичные затраты на оборудование достаточно высоки и заставляют сомневаться в окупаемости этого бизнеса для отдельного магазина. Минимизировать затраты можно, если фотолаборатория будет выполнять не только заказы своих клиентов, но и обслуживать какое-то количество приемных пунктов. Например, был бы интересен проект организации сети приемных пунктов с одним минилабом в сетевых розничных торговых структурах.

Впрочем, некоторые эксперты прогнозируют, что в будущем этот бизнес станет более привлекателен. Связано это с повышением уровня жизни людей, у которых в недалеком будущем появится больше свободных средств на развлечения, в том числе и на увлечение фотографией.

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.

Активное развитие фотоиндустрии создало впечатление о прибыльности и быстрой окупаемости фотобизнеса. Некоторые розничные торговцы, поддавшись этой идее, начали вкладывать собственные капиталы в организацию фотокиосков на территории своих торговых предприятий. Однако большинству магазинов этот бизнес оказался не по зубам. Проекты пришлось свернуть и уступить место арендаторам - профессиональным фотооператорам.

Западная универсальность, свойственная магазинам формата супермаркета, быстро прижилась на русской почве. Торговая точка помимо обычного ассортимента пытается разместить на своей территории максимальное количество популярных и быстрораскупаемых товаров и услуг. И фотоуслуги - одни из первых в этом списке.

Свой или арендованный?

Большинство торговцев направляют все свои усилия на розничные продажи, мало интересуясь сферой сопутствующего бизнеса Особенно это характерно для быстроразвивающихся сетевых структур. Обычная практика среди магазинов, взявших на вооружение принцип универсальности, - размещение арендаторов. Такое решение позволяет ритейлерам концентрироваться на своем бизнесе, не вкладывая дополнительные средства в сопутствующий, и при этом наращивать необходимый портфолио популярных услуг.

По словам Александра Новикова, координатора сетевых продаж компании "Кодак", - "95 процентов фотолабораторий принадлежат независимым операторам. Чаще всего это профессиональные фирмы, владеющие целой сетью подобных киосков. Они приходят на торговую площадь со своим оборудованием, персоналом и товаром и организуют так называемый "бизнес под ключ". Такую фототочку можно увидеть практически в любом более или менее крупном магазине.

Другие преуспевающие торговцы считают, что с какой-то частью сферы услуг они вполне могут справиться своими силами. Многие магазины размещаются в арендуемых помещениях, и это побуждает их использовать торговую площадь с максимальной для себя выгодой.

Необходимый минимум

К организации собственного фотокиоска на территории магазина торговцы относятся по-разному. Большинство из них со страхом смотрят на перспективы этого бизнеса, по старинке считая его слишком сложным. Термины, связанные с фотографией, - "реактивы", "необратимый химический процесс" - отпугивают и держат в суеверном страхе непосвященных в тонкости этого дела предпринимателей.

Но есть и те, кто не прочь поэкспериментировать. Впрочем, как показывает практика, организовать свой фотокиоск не так уж и сложно.

Чтобы не ошибиться в выборе оборудования, профессионалы советуют для начала не покупать дорогостоящую машину для организации фотолаборатории, а ограничиться приемным пунктом. Он не потребует каких-то серьезных капиталовложений и вполне поместится на 1,5 кв. метров Магазину нужно только оформить прилавок, поставить продавца и приобрести необходимый минимум товара. На рынке есть ряд компаний, предоставляющих услуги по оптовой печати фотографий. Заключив договор с одной из них, магазин без какого-либо финансового риска зарабатывает деньги на разнице цен (оптовой и розничной), прибыль с каждой фотографии будет около 1 рубля. Если точка расположена в магазине, который ежедневно посещает большое количество людей, то доход она будет приносить неплохой. Есть фотокиоски, которые в день зарабатывают по 1500 рублей.

Преимущества минилаба

С точки зрения клиента услуга будет более привлекательной, если в магазине есть своя фотолаборатория. По словам Сергея Ловкого, исполнительного директора копании "Химфотоинвест", после установки оборудования заказы в фотокиоске увеличиваются на 30 процентов.

Давно известно, что если заказ выполняется непосредственно на глазах у потребителя, независимо от того, минипекарня это или прачечная, клиент более склонен воспользоваться этой услугой, даже если стоимость ее немного выше. А если подобная "прозрачность" бизнеса сочетается с качеством исполнения, то владелец минилаба имеет реальный шанс надолго "привязать" клиента к своему фотокиоску.

На привлечение клиента работает и оперативность исполнения заказа. В приемном пункте время его изготовления, как правило, не менее суток, тогда как в минилаборатории забрать готовые фотографии можно уже через час.

Фирмы, торгующие оборудованием, уверяют, что при правильной организации этот бизнес будет приносить прибыль. "О его доходности может говорить хотя бы то, что по сравнению с прошлым годом продажи минилабов увеличились в три раза", - говорит Александр Новиков. Однако покупка своей минифотолаборатории - дело затратное. Средняя цена традиционного аналогового оборудования - 40 тыс. долларов, а сумма первоначальных капиталовложений на организацию такого фотокиоска - не менее 50 тыс. долларов. Далеко не каждый торговец готов потратить такую сумму на малознакомый, но многообещающий бизнес.

Проблемы выбора

Современные минилабы хороши тем, что влияние человека при проявке пленки и печати фотографии минимально. Все процессы в машине полностью автоматизированы, так что задачи оператора сведены к минимуму, ему нужно только следить за состоянием растворов и контролировать подключение машины к сети. Чтобы научить операторов правильному обращению с машиной, многие фирмы, торгующие фотолабораториями, предлагают курсы для обучения персонала.

Для организации своего фотокиоска эксперты рекомендуют покупать традиционное аналоговое оборудование, еще его называют оптическим. Оно проявляет пленку и печатает фотографии разных форматов. Цифровое оборудование стоит на порядок дороже и может печатать снимки как с пленки, так и с цифровых носителей - дискет, CD-дисков, флеш-карт. "Массовое увлечение цифровой фотографией еще не настало, 99 процентов людей фотографируют на обычную пленку, - комментирует Александр Новиков. - Поэтому покупка цифровой минилаборатории пока более оправдана только для профессиональных фотостудий".

Многие операторы целенаправленно покупают только подержанное оборудование. Старый минилаб можно приобрести всего за 15 тыс. долларов, что более чем в два раза дешевле нового. На рынке бывших в употреблении фотолабораторий можно найти практически любую интересующую модель.

Конечно, как и любое другое оборудование, минилабы second-hand, выигрывая в цене, проигрывают в качестве. Подержанное оборудование может иметь какие-то скрытые дефекты, которые в будущем негативно отразятся на самом проекте. Если недавно открывшаяся точка работает со сбоями, то вряд ли она станет популярной.

Поскольку в магазине каждый метр торговой площади рассматривается с точки зрения получения прибыли, то, заботясь об экономии пространства, лучше всего устанавливать малогабаритное оборудование. Например, для минилабов швейцарской фирмы "Gretag" вполне достаточно 1 кв. метра. Сам фотокиоск размещается на площади 20 кв. метров.

Супермаркетам, мало знакомым с возможностями этого бизнеса, эксперты рекомендуют покупать оборудование средней производительности - скажем, 400 отпечатков в час. Подойдет швейцарское ""Gretag"", японское - "Noritsu". Оборудование с большей производительностью (некоторые машины могут печатать и 2 тыс. фотографий в час) больше подходит для профессиональных фотомагазинов.

Новое оборудование снабжается дополнительной функций - оно сканирует пленку и выпускает так называемый index-print, известный, как отпечаток с контрольками. Все негативы в виде маленьких фотографий отпечатываются на бумаге 10х15 см, чтобы заказчик легко мог определить, какую фотографию и сколько экземпляров ему нужно сделать. Эта техническая особенность дает новому киоску преимущество перед другими фототочками.

"Мыльница" против "цифры"

Большинство операторов при покупке новых лабораторий предусмотрительно обращают внимание на то, можно ли это оборудование при необходимости оснастить до цифрового. Наличие цифрового минилаба интересно тем, что позволяет расширить набор услуг. Фотографию можно напечатать практически с любого носителя - как с цифрового, так и с фотопленок. А сами снимки можно корректировать: исправлять ошибки фотографа, плотность цвета и контраста, ретушировать, составлять монтажи, добавлять художественные эффекты, даже напечатать календарь, открытку или постер.

Сам же цифровой минилаб пока еще неоправданно дорог. По мнению Сергея Ловкого, в ближайшем будущем печатание фотографий с цифровых носителей вряд ли сможет принести желаемую отдачу.

"Владеть цифровой лабораторией престижно, однако не совсем доходно, - продолжает Сергей Ловкий. - К тому же кроме значительных вложений в оборудование цифрового фотокиоска (минимальная цена такой универсальной лаборатории - от 60 тыс. долларов) этот бизнес требует маркетинговых усилий, чтобы привлечь клиента и "раскрутить" нестандартный проект".

Препятствует повсеместному внедрению цифровых минилабов и то, что подавляющее большинство заказчиков по-прежнему печатают фотографии с пленки. Массовый потребитель еще нескоро перейдет на цифровую технологию. Большинство клиентов минилабораторий пользуются простыми "мыльницами", которые можно приобрести в любом фотокиоске за несколько десятков долларов, тогда как цифровую камеру, стоящую сотни долларов, позволить себе может далеко не каждый. И даже в Европе большая часть фотографов - около 80 процентов - пользуется простыми фотоаппаратами.

"Если торговое предприятие не позиционирует себя как профессиональный фотомагазин, - считает Александр Новиков, - то нет смысла покупать дорогостоящую цифровую машину. Основная масса потребителей ходит в магазин за продуктами, а не для того, чтобы напечатать цифровую фотографию со своего компактдиска. Оправдано такое оборудование будет в том случае, если фирма хочет сделать какой-то образцово-показательный магазин для привлечения покупателей". Пока цифровых фотолабораторий немного. Одна из самых известных находится в ГУМе.

Сила брэнда

Даже если торговец сам покупает оборудование, лучше, если он будет работать под каким-то "раскрученным" брэндом, что позволит оператору активнее чувствовать себя на фоторынке и заинтересовать больше клиентов. Многие гиганты фоторынка, такие, как Kodak, Konika и пр., легко идут на сотрудничество, на определенных условиях предоставляя свою торговую марку и помощь в разработке дизайна киоска. Конструкция фотокиоска обойдется владельцу в 2,5 тыс. долларов, а необходимый ассортимент товара - в 500 - 5 тыс. долларов.

Разместить фотокиоск лучше всего недалеко от кассы, где он будет более заметен.

Мифы фотобизнеса

В первую очередь торговцев, решивших заняться сопутствующим бизнесом, интересует, насколько выгоден этот проект: ведь куда проще сдавать площадь в аренду, не беспокоясь о рентабельности подобного бизнеса.

По некоторым данным, любое оборудование - стоит оно 15 тыс. или 150 тыс. долларов - потенциально может окупиться за 1,5 года. Но это чисто теоретически. На самом деле для каждого фотокиоска нужен индивидуальный расчет". Важную роль для окупаемости играет пропускная способность точки. "Для того, чтобы этот бизнес был рентабельным и приносил стабильный доход, нужно печатать около 1 тыс. фотографий в день, - рассказывает Сергей Ловкий. - Также необходимо учитывать, сможет ли фотолаборатория работать круглосуточно, независимо от режима работы магазина, в котором она находится. В такой лаборатории можно напечатать 5 - 6 тыс. фотографий". Расходы на 1 отпечаток размером 10х15 см - около 4 центов. Цена одного отпечатка варьируется от 2,8 до 4 руб., т. е. в среднем около 10 центов. Таким образом, прибыль с одной фотографии составляет более 100 процентов. Прибыльность бизнеса - налицо, однако оборудование слишком дорогое, чтобы можно было говорить о его столь быстрой окупаемости.

Как считают некоторые операторы, за 1,5 - 2 года может окупиться лишь недорогое подержанное оборудование. Чтобы окупилось новое, потребуется около 3 лет. И это в самом лучшем случае.

Из всего этого следует, что все заверения в высокой рентабельности и быстрой окупаемости фотобизнеса - не более чем миф правда, имеющий под собой реальные основания. Время, когда печатание фотографий сравнивалось с печатанием денег, давно прошло. И связано это с кризисом 1998 года. В 1995 - 1997 годах операторы покупали фотолаборатории бывшие в употреблении или даже новые и спокойно окупали их за год - полтора. И дело не в том, что фотоуслуги стали менее востребованными. На сегодняшний день стоимость печати самого ходового формата - фотографии 10х15 см - от 2,8 до 4 руб., что составляет в среднем 10 центов. Если сравнить эти цифры с аналогичной докризисной стоимостью - от 1,2 до 1,8 рублей (соответственно, 20 - 30 центов), разница заметна. Значит, прибыль с одной фотографии сейчас на порядок ниже, чем раньше. С учетом того, что нужно платить зарплату операторам, окупать дорогое оборудование, становится понятно, что фотоуслуги сейчас не очень привлекательны в плане зарабатывания денег. Есть бизнесы гораздо более интересные и окупаемые.

Об этом говорит и неудачный опыт "Седьмого континента" и "Перекрестка". Одно время они пытались организовать свои фотокиоски и даже закупили минилабы. Но вскоре оборудование было продано, а проект - забыт. Видимо, все-таки арендаторы справляются с этим делом лучше. По словам Леонида Белаги, пресс-секретаря торгового дома "Перекресток": "Фотокиоски, наряду с обменными пунктами, химчистками и пр. относятся к приоритетным направлениям деятельности арендаторов и способствуют привлечению покупателей в универсамы".

Именно большие капиталовложения являются камнем преткновения для организации своих минифотолабораторий. Первичные затраты на оборудование достаточно высоки и заставляют сомневаться в окупаемости этого бизнеса для отдельного магазина. Минимизировать затраты можно, если фотолаборатория будет выполнять не только заказы своих клиентов, но и обслуживать какое-то количество приемных пунктов. Например, был бы интересен проект организации сети приемных пунктов с одним минилабом в сетевых розничных торговых структурах.

Впрочем, некоторые эксперты прогнозируют, что в будущем этот бизнес станет более привлекателен. Связано это с повышением уровня жизни людей, у которых в недалеком будущем появится больше свободных средств на развлечения, в том числе и на увлечение фотографией.

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.
© Ольга Крыкова "Новости торговли / Торговое оборудование" №1, 2003Активное развитие фотоиндустрии создало впечатление о прибыльности и быстрой окупаемости фотобизнеса. Некоторые розничные торговцы, поддавшись этой идее, начали вкладывать собственные капиталы в организацию фотокиосков на территории своих торговых предприятий. Однако большинству магазинов этот бизнес оказался не по зубам. Проекты пришлось свернуть и уступить место арендаторам - профессиональным фотооператорам.Западная универсальность, свойственная магазинам формата супермаркета, быстро прижилась на русской почве. Торговая точка помимо обычного ассортимента пытается разместить на своей территории максимальное количество популярных и быстрораскупаемых товаров и услуг. И фотоуслуги - одни из первых в этом списке. Свой или арендованный?Большинство торговцев направляют все свои усилия на розничные продажи, мало интересуясь сферой сопутствующего бизнеса Особенно это характерно для быстроразвивающихся сетевых структур. Обычная практика среди магазинов, взявших на вооружение принцип универсальности, - размещение арендаторов. Такое решение позволяет ритейлерам концентрироваться на своем бизнесе, не вкладывая дополнительные средства в сопутствующий, и при этом наращивать необходимый портфолио популярных услуг.По словам Александра Новикова, координатора сетевых продаж компании "Кодак", - "95 процентов фотолабораторий принадлежат независимым операторам. Чаще всего это профессиональные фирмы, владеющие целой сетью подобных киосков. Они приходят на торговую площадь со своим оборудованием, персоналом и товаром и организуют так называемый "бизнес под ключ". Такую фототочку можно увидеть практически в любом более или менее крупном магазине. Другие преуспевающие торговцы считают, что с какой-то частью сферы услуг они вполне могут справиться своими силами. Многие магазины размещаются в арендуемых помещениях, и это побуждает их использовать торговую площадь с максимальной для себя выгодой.Необходимый минимумК организации собственного фотокиоска на территории магазина торговцы относятся по-разному. Большинство из них со страхом смотрят на перспективы этого бизнеса, по старинке считая его слишком сложным. Термины, связанные с фотографией, - "реактивы", "необратимый химический процесс" - отпугивают и держат в суеверном страхе непосвященных в тонкости этого дела предпринимателей.Но есть и те, кто не прочь поэкспериментировать. Впрочем, как показывает практика, организовать свой фотокиоск не так уж и сложно. Чтобы не ошибиться в выборе оборудования, профессионалы советуют для начала не покупать дорогостоящую машину для организации фотолаборатории, а ограничиться приемным пунктом. Он не потребует каких-то серьезных капиталовложений и вполне поместится на 1,5 кв. метров Магазину нужно только оформить прилавок, поставить продавца и приобрести необходимый минимум товара. На рынке есть ряд компаний, предоставляющих услуги по оптовой печати фотографий. Заключив договор с одной из них, магазин без какого-либо финансового риска зарабатывает деньги на разнице цен (оптовой и розничной), прибыль с каждой фотографии будет около 1 рубля. Если точка расположена в магазине, который ежедневно посещает большое количество людей, то доход она будет приносить неплохой. Есть фотокиоски, которые в день зарабатывают по 1500 рублей. Преимущества минилабаС точки зрения клиента услуга будет более привлекательной, если в магазине есть своя фотолаборатория. По словам Сергея Ловкого, исполнительного директора копании "Химфотоинвест", после установки оборудования заказы в фотокиоске увеличиваются на 30 процентов.Давно известно, что если заказ выполняется непосредственно на глазах у потребителя, независимо от того, минипекарня это или прачечная, клиент более склонен воспользоваться этой услугой, даже если стоимость ее немного выше. А если подобная "прозрачность" бизнеса сочетается с качеством исполнения, то владелец минилаба имеет реальный шанс надолго "привязать" клиента к своему фотокиоску. На привлечение клиента работает и оперативность исполнения заказа. В приемном пункте время его изготовления, как правило, не менее суток, тогда как в минилаборатории забрать готовые фотографии можно уже через час. Фирмы, торгующие оборудованием, уверяют, что при правильной организации этот бизнес будет приносить прибыль. "О его доходности может говорить хотя бы то, что по сравнению с прошлым годом продажи минилабов увеличились в три раза", - говорит Александр Новиков. Однако покупка своей минифотолаборатории - дело затратное. Средняя цена традиционного аналогового оборудования - 40 тыс. долларов, а сумма первоначальных капиталовложений на организацию такого фотокиоска - не менее 50 тыс. долларов. Далеко не каждый торговец готов потратить такую сумму на малознакомый, но многообещающий бизнес.Проблемы выбораСовременные минилабы хороши тем, что влияние человека при проявке пленки и печати фотографии минимально. Все процессы в машине полностью автоматизированы, так что задачи оператора сведены к минимуму, ему нужно только следить за состоянием растворов и контролировать подключение машины к сети. Чтобы научить операторов правильному обращению с машиной, многие фирмы, торгующие фотолабораториями, предлагают курсы для обучения персонала. Для организации своего фотокиоска эксперты рекомендуют покупать традиционное аналоговое оборудование, еще его называют оптическим. Оно проявляет пленку и печатает фотографии разных форматов. Цифровое оборудование стоит на порядок дороже и может печатать снимки как с пленки, так и с цифровых носителей - дискет, CD-дисков, флеш-карт. "Массовое увлечение цифровой фотографией еще не настало, 99 процентов людей фотографируют на обычную пленку, - комментирует Александр Новиков. - Поэтому покупка цифровой минилаборатории пока более оправдана только для профессиональных фотостудий". Многие операторы целенаправленно покупают только подержанное оборудование. Старый минилаб можно приобрести всего за 15 тыс. долларов, что более чем в два раза дешевле нового. На рынке бывших в употреблении фотолабораторий можно найти практически любую интересующую модель.Конечно, как и любое другое оборудование, минилабы second-hand, выигрывая в цене, проигрывают в качестве. Подержанное оборудование может иметь какие-то скрытые дефекты, которые в будущем негативно отразятся на самом проекте. Если недавно открывшаяся точка работает со сбоями, то вряд ли она станет популярной. Поскольку в магазине каждый метр торговой площади рассматривается с точки зрения получения прибыли, то, заботясь об экономии пространства, лучше всего устанавливать малогабаритное оборудование. Например, для минилабов швейцарской фирмы "Gretag" вполне достаточно 1 кв. метра. Сам фотокиоск размещается на площади 20 кв. метров. Супермаркетам, мало знакомым с возможностями этого бизнеса, эксперты рекомендуют покупать оборудование средней производительности - скажем, 400 отпечатков в час. Подойдет швейцарское ""Gretag"", японское - "Noritsu". Оборудование с большей производительностью (некоторые машины могут печатать и 2 тыс. фотографий в час) больше подходит для профессиональных фотомагазинов.Новое оборудование снабжается дополнительной функций - оно сканирует пленку и выпускает так называемый index-print, известный, как отпечаток с контрольками. Все негативы в виде маленьких фотографий отпечатываются на бумаге 10х15 см, чтобы заказчик легко мог определить, какую фотографию и сколько экземпляров ему нужно сделать. Эта техническая особенность дает новому киоску преимущество перед другими фототочками."Мыльница" против "цифры"Большинство операторов при покупке новых лабораторий предусмотрительно обращают внимание на то, можно ли это оборудование при необходимости оснастить до цифрового. Наличие цифрового минилаба интересно тем, что позволяет расширить набор услуг. Фотографию можно напечатать практически с любого носителя - как с цифрового, так и с фотопленок. А сами снимки можно корректировать: исправлять ошибки фотографа, плотность цвета и контраста, ретушировать, составлять монтажи, добавлять художественные эффекты, даже напечатать календарь, открытку или постер. Сам же цифровой минилаб пока еще неоправданно дорог. По мнению Сергея Ловкого, в ближайшем будущем печатание фотографий с цифровых носителей вряд ли сможет принести желаемую отдачу. "Владеть цифровой лабораторией престижно, однако не совсем доходно, - продолжает Сергей Ловкий. - К тому же кроме значительных вложений в оборудование цифрового фотокиоска (минимальная цена такой универсальной лаборатории - от 60 тыс. долларов) этот бизнес требует маркетинговых усилий, чтобы привлечь клиента и "раскрутить" нестандартный проект". Препятствует повсеместному внедрению цифровых минилабов и то, что подавляющее большинство заказчиков по-прежнему печатают фотографии с пленки. Массовый потребитель еще нескоро перейдет на цифровую технологию. Большинство клиентов минилабораторий пользуются простыми "мыльницами", которые можно приобрести в любом фотокиоске за несколько десятков долларов, тогда как цифровую камеру, стоящую сотни долларов, позволить себе может далеко не каждый. И даже в Европе большая часть фотографов - около 80 процентов - пользуется простыми фотоаппаратами. "Если торговое предприятие не позиционирует себя как профессиональный фотомагазин, - считает Александр Новиков, - то нет смысла покупать дорогостоящую цифровую машину. Основная масса потребителей ходит в магазин за продуктами, а не для того, чтобы напечатать цифровую фотографию со своего компактдиска. Оправдано такое оборудование будет в том случае, если фирма хочет сделать какой-то образцово-показательный магазин для привлечения покупателей". Пока цифровых фотолабораторий немного. Одна из самых известных находится в ГУМе.Сила брэндаДаже если торговец сам покупает оборудование, лучше, если он будет работать под каким-то "раскрученным" брэндом, что позволит оператору активнее чувствовать себя на фоторынке и заинтересовать больше клиентов. Многие гиганты фоторынка, такие, как Kodak, Konika и пр., легко идут на сотрудничество, на определенных условиях предоставляя свою торговую марку и помощь в разработке дизайна киоска. Конструкция фотокиоска обойдется владельцу в 2,5 тыс. долларов, а необходимый ассортимент товара - в 500 - 5 тыс. долларов.Разместить фотокиоск лучше всего недалеко от кассы, где он будет более заметен. Мифы фотобизнесаВ первую очередь торговцев, решивших заняться сопутствующим бизнесом, интересует, насколько выгоден этот проект: ведь куда проще сдавать площадь в аренду, не беспокоясь о рентабельности подобного бизнеса. По некоторым данным, любое оборудование - стоит оно 15 тыс. или 150 тыс. долларов - потенциально может окупиться за 1,5 года. Но это чисто теоретически. На самом деле для каждого фотокиоска нужен индивидуальный расчет". Важную роль для окупаемости играет пропускная способность точки. "Для того, чтобы этот бизнес был рентабельным и приносил стабильный доход, нужно печатать около 1 тыс. фотографий в день, - рассказывает Сергей Ловкий. - Также необходимо учитывать, сможет ли фотолаборатория работать круглосуточно, независимо от режима работы магазина, в котором она находится. В такой лаборатории можно напечатать 5 - 6 тыс. фотографий". Расходы на 1 отпечаток размером 10х15 см - около 4 центов. Цена одного отпечатка варьируется от 2,8 до 4 руб., т. е. в среднем около 10 центов. Таким образом, прибыль с одной фотографии составляет более 100 процентов. Прибыльность бизнеса - налицо, однако оборудование слишком дорогое, чтобы можно было говорить о его столь быстрой окупаемости. Как считают некоторые операторы, за 1,5 - 2 года может окупиться лишь недорогое подержанное оборудование. Чтобы окупилось новое, потребуется около 3 лет. И это в самом лучшем случае. Из всего этого следует, что все заверения в высокой рентабельности и быстрой окупаемости фотобизнеса - не более чем миф правда, имеющий под собой реальные основания. Время, когда печатание фотографий сравнивалось с печатанием денег, давно прошло. И связано это с кризисом 1998 года. В 1995 - 1997 годах операторы покупали фотолаборатории бывшие в употреблении или даже новые и спокойно окупали их за год - полтора. И дело не в том, что фотоуслуги стали менее востребованными. На сегодняшний день стоимость печати самого ходового формата - фотографии 10х15 см - от 2,8 до 4 руб., что составляет в среднем 10 центов. Если сравнить эти цифры с аналогичной докризисной стоимостью - от 1,2 до 1,8 рублей (соответственно, 20 - 30 центов), разница заметна. Значит, прибыль с одной фотографии сейчас на порядок ниже, чем раньше. С учетом того, что нужно платить зарплату операторам, окупать дорогое оборудование, становится понятно, что фотоуслуги сейчас не очень привлекательны в плане зарабатывания денег. Есть бизнесы гораздо более интересные и окупаемые. Об этом говорит и неудачный опыт "Седьмого континента" и "Перекрестка". Одно время они пытались организовать свои фотокиоски и даже закупили минилабы. Но вскоре оборудование было продано, а проект - забыт. Видимо, все-таки арендаторы справляются с этим делом лучше. По словам Леонида Белаги, пресс-секретаря торгового дома "Перекресток": "Фотокиоски, наряду с обменными пунктами, химчистками и пр. относятся к приоритетным направлениям деятельности арендаторов и способствуют привлечению покупателей в универсамы".Именно большие капиталовложения являются камнем преткновения для организации своих минифотолабораторий. Первичные затраты на оборудование достаточно высоки и заставляют сомневаться в окупаемости этого бизнеса для отдельного магазина. Минимизировать затраты можно, если фотолаборатория будет выполнять не только заказы своих клиентов, но и обслуживать какое-то количество приемных пунктов. Например, был бы интересен проект организации сети приемных пунктов с одним минилабом в сетевых розничных торговых структурах. Впрочем, некоторые эксперты прогнозируют, что в будущем этот бизнес станет более привлекателен. Связано это с повышением уровня жизни людей, у которых в недалеком будущем появится больше свободных средств на развлечения, в том числе и на увлечение фотографией.Отзывы о материалеСмотрите также

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Как прорывная технология приобрела репутацию фальш...
904
Что происходит с продажами и спросом на растительн...
1509
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProS...
773
Какие риски и как страхует ритейл, как снизить сто...
1063
На 20% снизились затраты на оформление и хранение ...
237
Ритейлер уже поставляет более 130 SKU и планирует ...
1663
Рекомендуем посетить
Многообещающий минилаб?

Активное развитие фотоиндустрии создало впечатление о прибыльности и быстрой окупаемости фотобизнеса. Некоторые розничные торговцы, поддавшись этой идее, начали вкладывать собственные капиталы в организацию фотокиосков на территории своих торговых предприятий. Однако большинству магазинов этот бизнес оказался не по зубам. Проекты пришлось свернуть и уступить место арендаторам - профессиональным фотооператорам.

Западная универсальность, свойственная магазинам формата супермаркета, быстро прижилась на русской почве. Торговая точка помимо обычного ассортимента пытается разместить на своей территории максимальное количество популярных и быстрораскупаемых товаров и услуг. И фотоуслуги - одни из первых в этом списке.

Свой или арендованный?

Большинство торговцев направляют все свои усилия на розничные продажи, мало интересуясь сферой сопутствующего бизнеса Особенно это характерно для быстроразвивающихся сетевых структур. Обычная практика среди магазинов, взявших на вооружение принцип универсальности, - размещение арендаторов. Такое решение позволяет ритейлерам концентрироваться на своем бизнесе, не вкладывая дополнительные средства в сопутствующий, и при этом наращивать необходимый портфолио популярных услуг.

По словам Александра Новикова, координатора сетевых продаж компании "Кодак", - "95 процентов фотолабораторий принадлежат независимым операторам. Чаще всего это профессиональные фирмы, владеющие целой сетью подобных киосков. Они приходят на торговую площадь со своим оборудованием, персоналом и товаром и организуют так называемый "бизнес под ключ". Такую фототочку можно увидеть практически в любом более или менее крупном магазине.

Другие преуспевающие торговцы считают, что с какой-то частью сферы услуг они вполне могут справиться своими силами. Многие магазины размещаются в арендуемых помещениях, и это побуждает их использовать торговую площадь с максимальной для себя выгодой.

Необходимый минимум

К организации собственного фотокиоска на территории магазина торговцы относятся по-разному. Большинство из них со страхом смотрят на перспективы этого бизнеса, по старинке считая его слишком сложным. Термины, связанные с фотографией, - "реактивы", "необратимый химический процесс" - отпугивают и держат в суеверном страхе непосвященных в тонкости этого дела предпринимателей.

Но есть и те, кто не прочь поэкспериментировать. Впрочем, как показывает практика, организовать свой фотокиоск не так уж и сложно.

Чтобы не ошибиться в выборе оборудования, профессионалы советуют для начала не покупать дорогостоящую машину для организации фотолаборатории, а ограничиться приемным пунктом. Он не потребует каких-то серьезных капиталовложений и вполне поместится на 1,5 кв. метров Магазину нужно только оформить прилавок, поставить продавца и приобрести необходимый минимум товара. На рынке есть ряд компаний, предоставляющих услуги по оптовой печати фотографий. Заключив договор с одной из них, магазин без какого-либо финансового риска зарабатывает деньги на разнице цен (оптовой и розничной), прибыль с каждой фотографии будет около 1 рубля. Если точка расположена в магазине, который ежедневно посещает большое количество людей, то доход она будет приносить неплохой. Есть фотокиоски, которые в день зарабатывают по 1500 рублей.

Преимущества минилаба

С точки зрения клиента услуга будет более привлекательной, если в магазине есть своя фотолаборатория. По словам Сергея Ловкого, исполнительного директора копании "Химфотоинвест", после установки оборудования заказы в фотокиоске увеличиваются на 30 процентов.

Давно известно, что если заказ выполняется непосредственно на глазах у потребителя, независимо от того, минипекарня это или прачечная, клиент более склонен воспользоваться этой услугой, даже если стоимость ее немного выше. А если подобная "прозрачность" бизнеса сочетается с качеством исполнения, то владелец минилаба имеет реальный шанс надолго "привязать" клиента к своему фотокиоску.

На привлечение клиента работает и оперативность исполнения заказа. В приемном пункте время его изготовления, как правило, не менее суток, тогда как в минилаборатории забрать готовые фотографии можно уже через час.

Фирмы, торгующие оборудованием, уверяют, что при правильной организации этот бизнес будет приносить прибыль. "О его доходности может говорить хотя бы то, что по сравнению с прошлым годом продажи минилабов увеличились в три раза", - говорит Александр Новиков. Однако покупка своей минифотолаборатории - дело затратное. Средняя цена традиционного аналогового оборудования - 40 тыс. долларов, а сумма первоначальных капиталовложений на организацию такого фотокиоска - не менее 50 тыс. долларов. Далеко не каждый торговец готов потратить такую сумму на малознакомый, но многообещающий бизнес.

Проблемы выбора

Современные минилабы хороши тем, что влияние человека при проявке пленки и печати фотографии минимально. Все процессы в машине полностью автоматизированы, так что задачи оператора сведены к минимуму, ему нужно только следить за состоянием растворов и контролировать подключение машины к сети. Чтобы научить операторов правильному обращению с машиной, многие фирмы, торгующие фотолабораториями, предлагают курсы для обучения персонала.

Для организации своего фотокиоска эксперты рекомендуют покупать традиционное аналоговое оборудование, еще его называют оптическим. Оно проявляет пленку и печатает фотографии разных форматов. Цифровое оборудование стоит на порядок дороже и может печатать снимки как с пленки, так и с цифровых носителей - дискет, CD-дисков, флеш-карт. "Массовое увлечение цифровой фотографией еще не настало, 99 процентов людей фотографируют на обычную пленку, - комментирует Александр Новиков. - Поэтому покупка цифровой минилаборатории пока более оправдана только для профессиональных фотостудий".

Многие операторы целенаправленно покупают только подержанное оборудование. Старый минилаб можно приобрести всего за 15 тыс. долларов, что более чем в два раза дешевле нового. На рынке бывших в употреблении фотолабораторий можно найти практически любую интересующую модель.

Конечно, как и любое другое оборудование, минилабы second-hand, выигрывая в цене, проигрывают в качестве. Подержанное оборудование может иметь какие-то скрытые дефекты, которые в будущем негативно отразятся на самом проекте. Если недавно открывшаяся точка работает со сбоями, то вряд ли она станет популярной.

Поскольку в магазине каждый метр торговой площади рассматривается с точки зрения получения прибыли, то, заботясь об экономии пространства, лучше всего устанавливать малогабаритное оборудование. Например, для минилабов швейцарской фирмы "Gretag" вполне достаточно 1 кв. метра. Сам фотокиоск размещается на площади 20 кв. метров.

Супермаркетам, мало знакомым с возможностями этого бизнеса, эксперты рекомендуют покупать оборудование средней производительности - скажем, 400 отпечатков в час. Подойдет швейцарское ""Gretag"", японское - "Noritsu". Оборудование с большей производительностью (некоторые машины могут печатать и 2 тыс. фотографий в час) больше подходит для профессиональных фотомагазинов.

Новое оборудование снабжается дополнительной функций - оно сканирует пленку и выпускает так называемый index-print, известный, как отпечаток с контрольками. Все негативы в виде маленьких фотографий отпечатываются на бумаге 10х15 см, чтобы заказчик легко мог определить, какую фотографию и сколько экземпляров ему нужно сделать. Эта техническая особенность дает новому киоску преимущество перед другими фототочками.

"Мыльница" против "цифры"

Большинство операторов при покупке новых лабораторий предусмотрительно обращают внимание на то, можно ли это оборудование при необходимости оснастить до цифрового. Наличие цифрового минилаба интересно тем, что позволяет расширить набор услуг. Фотографию можно напечатать практически с любого носителя - как с цифрового, так и с фотопленок. А сами снимки можно корректировать: исправлять ошибки фотографа, плотность цвета и контраста, ретушировать, составлять монтажи, добавлять художественные эффекты, даже напечатать календарь, открытку или постер.

Сам же цифровой минилаб пока еще неоправданно дорог. По мнению Сергея Ловкого, в ближайшем будущем печатание фотографий с цифровых носителей вряд ли сможет принести желаемую отдачу.

"Владеть цифровой лабораторией престижно, однако не совсем доходно, - продолжает Сергей Ловкий. - К тому же кроме значительных вложений в оборудование цифрового фотокиоска (минимальная цена такой универсальной лаборатории - от 60 тыс. долларов) этот бизнес требует маркетинговых усилий, чтобы привлечь клиента и "раскрутить" нестандартный проект".

Препятствует повсеместному внедрению цифровых минилабов и то, что подавляющее большинство заказчиков по-прежнему печатают фотографии с пленки. Массовый потребитель еще нескоро перейдет на цифровую технологию. Большинство клиентов минилабораторий пользуются простыми "мыльницами", которые можно приобрести в любом фотокиоске за несколько десятков долларов, тогда как цифровую камеру, стоящую сотни долларов, позволить себе может далеко не каждый. И даже в Европе большая часть фотографов - около 80 процентов - пользуется простыми фотоаппаратами.

"Если торговое предприятие не позиционирует себя как профессиональный фотомагазин, - считает Александр Новиков, - то нет смысла покупать дорогостоящую цифровую машину. Основная масса потребителей ходит в магазин за продуктами, а не для того, чтобы напечатать цифровую фотографию со своего компактдиска. Оправдано такое оборудование будет в том случае, если фирма хочет сделать какой-то образцово-показательный магазин для привлечения покупателей". Пока цифровых фотолабораторий немного. Одна из самых известных находится в ГУМе.

Сила брэнда

Даже если торговец сам покупает оборудование, лучше, если он будет работать под каким-то "раскрученным" брэндом, что позволит оператору активнее чувствовать себя на фоторынке и заинтересовать больше клиентов. Многие гиганты фоторынка, такие, как Kodak, Konika и пр., легко идут на сотрудничество, на определенных условиях предоставляя свою торговую марку и помощь в разработке дизайна киоска. Конструкция фотокиоска обойдется владельцу в 2,5 тыс. долларов, а необходимый ассортимент товара - в 500 - 5 тыс. долларов.

Разместить фотокиоск лучше всего недалеко от кассы, где он будет более заметен.

Мифы фотобизнеса

В первую очередь торговцев, решивших заняться сопутствующим бизнесом, интересует, насколько выгоден этот проект: ведь куда проще сдавать площадь в аренду, не беспокоясь о рентабельности подобного бизнеса.

По некоторым данным, любое оборудование - стоит оно 15 тыс. или 150 тыс. долларов - потенциально может окупиться за 1,5 года. Но это чисто теоретически. На самом деле для каждого фотокиоска нужен индивидуальный расчет". Важную роль для окупаемости играет пропускная способность точки. "Для того, чтобы этот бизнес был рентабельным и приносил стабильный доход, нужно печатать около 1 тыс. фотографий в день, - рассказывает Сергей Ловкий. - Также необходимо учитывать, сможет ли фотолаборатория работать круглосуточно, независимо от режима работы магазина, в котором она находится. В такой лаборатории можно напечатать 5 - 6 тыс. фотографий". Расходы на 1 отпечаток размером 10х15 см - около 4 центов. Цена одного отпечатка варьируется от 2,8 до 4 руб., т. е. в среднем около 10 центов. Таким образом, прибыль с одной фотографии составляет более 100 процентов. Прибыльность бизнеса - налицо, однако оборудование слишком дорогое, чтобы можно было говорить о его столь быстрой окупаемости.

Как считают некоторые операторы, за 1,5 - 2 года может окупиться лишь недорогое подержанное оборудование. Чтобы окупилось новое, потребуется около 3 лет. И это в самом лучшем случае.

Из всего этого следует, что все заверения в высокой рентабельности и быстрой окупаемости фотобизнеса - не более чем миф правда, имеющий под собой реальные основания. Время, когда печатание фотографий сравнивалось с печатанием денег, давно прошло. И связано это с кризисом 1998 года. В 1995 - 1997 годах операторы покупали фотолаборатории бывшие в употреблении или даже новые и спокойно окупали их за год - полтора. И дело не в том, что фотоуслуги стали менее востребованными. На сегодняшний день стоимость печати самого ходового формата - фотографии 10х15 см - от 2,8 до 4 руб., что составляет в среднем 10 центов. Если сравнить эти цифры с аналогичной докризисной стоимостью - от 1,2 до 1,8 рублей (соответственно, 20 - 30 центов), разница заметна. Значит, прибыль с одной фотографии сейчас на порядок ниже, чем раньше. С учетом того, что нужно платить зарплату операторам, окупать дорогое оборудование, становится понятно, что фотоуслуги сейчас не очень привлекательны в плане зарабатывания денег. Есть бизнесы гораздо более интересные и окупаемые.

Об этом говорит и неудачный опыт "Седьмого континента" и "Перекрестка". Одно время они пытались организовать свои фотокиоски и даже закупили минилабы. Но вскоре оборудование было продано, а проект - забыт. Видимо, все-таки арендаторы справляются с этим делом лучше. По словам Леонида Белаги, пресс-секретаря торгового дома "Перекресток": "Фотокиоски, наряду с обменными пунктами, химчистками и пр. относятся к приоритетным направлениям деятельности арендаторов и способствуют привлечению покупателей в универсамы".

Именно большие капиталовложения являются камнем преткновения для организации своих минифотолабораторий. Первичные затраты на оборудование достаточно высоки и заставляют сомневаться в окупаемости этого бизнеса для отдельного магазина. Минимизировать затраты можно, если фотолаборатория будет выполнять не только заказы своих клиентов, но и обслуживать какое-то количество приемных пунктов. Например, был бы интересен проект организации сети приемных пунктов с одним минилабом в сетевых розничных торговых структурах.

Впрочем, некоторые эксперты прогнозируют, что в будущем этот бизнес станет более привлекателен. Связано это с повышением уровня жизни людей, у которых в недалеком будущем появится больше свободных средств на развлечения, в том числе и на увлечение фотографией.

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.

Активное развитие фотоиндустрии создало впечатление о прибыльности и быстрой окупаемости фотобизнеса. Некоторые розничные торговцы, поддавшись этой идее, начали вкладывать собственные капиталы в организацию фотокиосков на территории своих торговых предприятий. Однако большинству магазинов этот бизнес оказался не по зубам. Проекты пришлось свернуть и уступить место арендаторам - профессиональным фотооператорам.

Западная универсальность, свойственная магазинам формата супермаркета, быстро прижилась на русской почве. Торговая точка помимо обычного ассортимента пытается разместить на своей территории максимальное количество популярных и быстрораскупаемых товаров и услуг. И фотоуслуги - одни из первых в этом списке.

Свой или арендованный?

Большинство торговцев направляют все свои усилия на розничные продажи, мало интересуясь сферой сопутствующего бизнеса Особенно это характерно для быстроразвивающихся сетевых структур. Обычная практика среди магазинов, взявших на вооружение принцип универсальности, - размещение арендаторов. Такое решение позволяет ритейлерам концентрироваться на своем бизнесе, не вкладывая дополнительные средства в сопутствующий, и при этом наращивать необходимый портфолио популярных услуг.

По словам Александра Новикова, координатора сетевых продаж компании "Кодак", - "95 процентов фотолабораторий принадлежат независимым операторам. Чаще всего это профессиональные фирмы, владеющие целой сетью подобных киосков. Они приходят на торговую площадь со своим оборудованием, персоналом и товаром и организуют так называемый "бизнес под ключ". Такую фототочку можно увидеть практически в любом более или менее крупном магазине.

Другие преуспевающие торговцы считают, что с какой-то частью сферы услуг они вполне могут справиться своими силами. Многие магазины размещаются в арендуемых помещениях, и это побуждает их использовать торговую площадь с максимальной для себя выгодой.

Необходимый минимум

К организации собственного фотокиоска на территории магазина торговцы относятся по-разному. Большинство из них со страхом смотрят на перспективы этого бизнеса, по старинке считая его слишком сложным. Термины, связанные с фотографией, - "реактивы", "необратимый химический процесс" - отпугивают и держат в суеверном страхе непосвященных в тонкости этого дела предпринимателей.

Но есть и те, кто не прочь поэкспериментировать. Впрочем, как показывает практика, организовать свой фотокиоск не так уж и сложно.

Чтобы не ошибиться в выборе оборудования, профессионалы советуют для начала не покупать дорогостоящую машину для организации фотолаборатории, а ограничиться приемным пунктом. Он не потребует каких-то серьезных капиталовложений и вполне поместится на 1,5 кв. метров Магазину нужно только оформить прилавок, поставить продавца и приобрести необходимый минимум товара. На рынке есть ряд компаний, предоставляющих услуги по оптовой печати фотографий. Заключив договор с одной из них, магазин без какого-либо финансового риска зарабатывает деньги на разнице цен (оптовой и розничной), прибыль с каждой фотографии будет около 1 рубля. Если точка расположена в магазине, который ежедневно посещает большое количество людей, то доход она будет приносить неплохой. Есть фотокиоски, которые в день зарабатывают по 1500 рублей.

Преимущества минилаба

С точки зрения клиента услуга будет более привлекательной, если в магазине есть своя фотолаборатория. По словам Сергея Ловкого, исполнительного директора копании "Химфотоинвест", после установки оборудования заказы в фотокиоске увеличиваются на 30 процентов.

Давно известно, что если заказ выполняется непосредственно на глазах у потребителя, независимо от того, минипекарня это или прачечная, клиент более склонен воспользоваться этой услугой, даже если стоимость ее немного выше. А если подобная "прозрачность" бизнеса сочетается с качеством исполнения, то владелец минилаба имеет реальный шанс надолго "привязать" клиента к своему фотокиоску.

На привлечение клиента работает и оперативность исполнения заказа. В приемном пункте время его изготовления, как правило, не менее суток, тогда как в минилаборатории забрать готовые фотографии можно уже через час.

Фирмы, торгующие оборудованием, уверяют, что при правильной организации этот бизнес будет приносить прибыль. "О его доходности может говорить хотя бы то, что по сравнению с прошлым годом продажи минилабов увеличились в три раза", - говорит Александр Новиков. Однако покупка своей минифотолаборатории - дело затратное. Средняя цена традиционного аналогового оборудования - 40 тыс. долларов, а сумма первоначальных капиталовложений на организацию такого фотокиоска - не менее 50 тыс. долларов. Далеко не каждый торговец готов потратить такую сумму на малознакомый, но многообещающий бизнес.

Проблемы выбора

Современные минилабы хороши тем, что влияние человека при проявке пленки и печати фотографии минимально. Все процессы в машине полностью автоматизированы, так что задачи оператора сведены к минимуму, ему нужно только следить за состоянием растворов и контролировать подключение машины к сети. Чтобы научить операторов правильному обращению с машиной, многие фирмы, торгующие фотолабораториями, предлагают курсы для обучения персонала.

Для организации своего фотокиоска эксперты рекомендуют покупать традиционное аналоговое оборудование, еще его называют оптическим. Оно проявляет пленку и печатает фотографии разных форматов. Цифровое оборудование стоит на порядок дороже и может печатать снимки как с пленки, так и с цифровых носителей - дискет, CD-дисков, флеш-карт. "Массовое увлечение цифровой фотографией еще не настало, 99 процентов людей фотографируют на обычную пленку, - комментирует Александр Новиков. - Поэтому покупка цифровой минилаборатории пока более оправдана только для профессиональных фотостудий".

Многие операторы целенаправленно покупают только подержанное оборудование. Старый минилаб можно приобрести всего за 15 тыс. долларов, что более чем в два раза дешевле нового. На рынке бывших в употреблении фотолабораторий можно найти практически любую интересующую модель.

Конечно, как и любое другое оборудование, минилабы second-hand, выигрывая в цене, проигрывают в качестве. Подержанное оборудование может иметь какие-то скрытые дефекты, которые в будущем негативно отразятся на самом проекте. Если недавно открывшаяся точка работает со сбоями, то вряд ли она станет популярной.

Поскольку в магазине каждый метр торговой площади рассматривается с точки зрения получения прибыли, то, заботясь об экономии пространства, лучше всего устанавливать малогабаритное оборудование. Например, для минилабов швейцарской фирмы "Gretag" вполне достаточно 1 кв. метра. Сам фотокиоск размещается на площади 20 кв. метров.

Супермаркетам, мало знакомым с возможностями этого бизнеса, эксперты рекомендуют покупать оборудование средней производительности - скажем, 400 отпечатков в час. Подойдет швейцарское ""Gretag"", японское - "Noritsu". Оборудование с большей производительностью (некоторые машины могут печатать и 2 тыс. фотографий в час) больше подходит для профессиональных фотомагазинов.

Новое оборудование снабжается дополнительной функций - оно сканирует пленку и выпускает так называемый index-print, известный, как отпечаток с контрольками. Все негативы в виде маленьких фотографий отпечатываются на бумаге 10х15 см, чтобы заказчик легко мог определить, какую фотографию и сколько экземпляров ему нужно сделать. Эта техническая особенность дает новому киоску преимущество перед другими фототочками.

"Мыльница" против "цифры"

Большинство операторов при покупке новых лабораторий предусмотрительно обращают внимание на то, можно ли это оборудование при необходимости оснастить до цифрового. Наличие цифрового минилаба интересно тем, что позволяет расширить набор услуг. Фотографию можно напечатать практически с любого носителя - как с цифрового, так и с фотопленок. А сами снимки можно корректировать: исправлять ошибки фотографа, плотность цвета и контраста, ретушировать, составлять монтажи, добавлять художественные эффекты, даже напечатать календарь, открытку или постер.

Сам же цифровой минилаб пока еще неоправданно дорог. По мнению Сергея Ловкого, в ближайшем будущем печатание фотографий с цифровых носителей вряд ли сможет принести желаемую отдачу.

"Владеть цифровой лабораторией престижно, однако не совсем доходно, - продолжает Сергей Ловкий. - К тому же кроме значительных вложений в оборудование цифрового фотокиоска (минимальная цена такой универсальной лаборатории - от 60 тыс. долларов) этот бизнес требует маркетинговых усилий, чтобы привлечь клиента и "раскрутить" нестандартный проект".

Препятствует повсеместному внедрению цифровых минилабов и то, что подавляющее большинство заказчиков по-прежнему печатают фотографии с пленки. Массовый потребитель еще нескоро перейдет на цифровую технологию. Большинство клиентов минилабораторий пользуются простыми "мыльницами", которые можно приобрести в любом фотокиоске за несколько десятков долларов, тогда как цифровую камеру, стоящую сотни долларов, позволить себе может далеко не каждый. И даже в Европе большая часть фотографов - около 80 процентов - пользуется простыми фотоаппаратами.

"Если торговое предприятие не позиционирует себя как профессиональный фотомагазин, - считает Александр Новиков, - то нет смысла покупать дорогостоящую цифровую машину. Основная масса потребителей ходит в магазин за продуктами, а не для того, чтобы напечатать цифровую фотографию со своего компактдиска. Оправдано такое оборудование будет в том случае, если фирма хочет сделать какой-то образцово-показательный магазин для привлечения покупателей". Пока цифровых фотолабораторий немного. Одна из самых известных находится в ГУМе.

Сила брэнда

Даже если торговец сам покупает оборудование, лучше, если он будет работать под каким-то "раскрученным" брэндом, что позволит оператору активнее чувствовать себя на фоторынке и заинтересовать больше клиентов. Многие гиганты фоторынка, такие, как Kodak, Konika и пр., легко идут на сотрудничество, на определенных условиях предоставляя свою торговую марку и помощь в разработке дизайна киоска. Конструкция фотокиоска обойдется владельцу в 2,5 тыс. долларов, а необходимый ассортимент товара - в 500 - 5 тыс. долларов.

Разместить фотокиоск лучше всего недалеко от кассы, где он будет более заметен.

Мифы фотобизнеса

В первую очередь торговцев, решивших заняться сопутствующим бизнесом, интересует, насколько выгоден этот проект: ведь куда проще сдавать площадь в аренду, не беспокоясь о рентабельности подобного бизнеса.

По некоторым данным, любое оборудование - стоит оно 15 тыс. или 150 тыс. долларов - потенциально может окупиться за 1,5 года. Но это чисто теоретически. На самом деле для каждого фотокиоска нужен индивидуальный расчет". Важную роль для окупаемости играет пропускная способность точки. "Для того, чтобы этот бизнес был рентабельным и приносил стабильный доход, нужно печатать около 1 тыс. фотографий в день, - рассказывает Сергей Ловкий. - Также необходимо учитывать, сможет ли фотолаборатория работать круглосуточно, независимо от режима работы магазина, в котором она находится. В такой лаборатории можно напечатать 5 - 6 тыс. фотографий". Расходы на 1 отпечаток размером 10х15 см - около 4 центов. Цена одного отпечатка варьируется от 2,8 до 4 руб., т. е. в среднем около 10 центов. Таким образом, прибыль с одной фотографии составляет более 100 процентов. Прибыльность бизнеса - налицо, однако оборудование слишком дорогое, чтобы можно было говорить о его столь быстрой окупаемости.

Как считают некоторые операторы, за 1,5 - 2 года может окупиться лишь недорогое подержанное оборудование. Чтобы окупилось новое, потребуется около 3 лет. И это в самом лучшем случае.

Из всего этого следует, что все заверения в высокой рентабельности и быстрой окупаемости фотобизнеса - не более чем миф правда, имеющий под собой реальные основания. Время, когда печатание фотографий сравнивалось с печатанием денег, давно прошло. И связано это с кризисом 1998 года. В 1995 - 1997 годах операторы покупали фотолаборатории бывшие в употреблении или даже новые и спокойно окупали их за год - полтора. И дело не в том, что фотоуслуги стали менее востребованными. На сегодняшний день стоимость печати самого ходового формата - фотографии 10х15 см - от 2,8 до 4 руб., что составляет в среднем 10 центов. Если сравнить эти цифры с аналогичной докризисной стоимостью - от 1,2 до 1,8 рублей (соответственно, 20 - 30 центов), разница заметна. Значит, прибыль с одной фотографии сейчас на порядок ниже, чем раньше. С учетом того, что нужно платить зарплату операторам, окупать дорогое оборудование, становится понятно, что фотоуслуги сейчас не очень привлекательны в плане зарабатывания денег. Есть бизнесы гораздо более интересные и окупаемые.

Об этом говорит и неудачный опыт "Седьмого континента" и "Перекрестка". Одно время они пытались организовать свои фотокиоски и даже закупили минилабы. Но вскоре оборудование было продано, а проект - забыт. Видимо, все-таки арендаторы справляются с этим делом лучше. По словам Леонида Белаги, пресс-секретаря торгового дома "Перекресток": "Фотокиоски, наряду с обменными пунктами, химчистками и пр. относятся к приоритетным направлениям деятельности арендаторов и способствуют привлечению покупателей в универсамы".

Именно большие капиталовложения являются камнем преткновения для организации своих минифотолабораторий. Первичные затраты на оборудование достаточно высоки и заставляют сомневаться в окупаемости этого бизнеса для отдельного магазина. Минимизировать затраты можно, если фотолаборатория будет выполнять не только заказы своих клиентов, но и обслуживать какое-то количество приемных пунктов. Например, был бы интересен проект организации сети приемных пунктов с одним минилабом в сетевых розничных торговых структурах.

Впрочем, некоторые эксперты прогнозируют, что в будущем этот бизнес станет более привлекателен. Связано это с повышением уровня жизни людей, у которых в недалеком будущем появится больше свободных средств на развлечения, в том числе и на увлечение фотографией.

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.
Многообещающий минилаб?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/archive/mnogoobeshchayushchiy-minilab/2019-07-15


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052