На российском рынке выросло число магазинов малого и ультрамалого формата, пишет «Ъ» со ссылкой на исследование INFOLine.
maradon 333/shutterstock
Эксперты INFOLine выяснили, что в структуре торговых площадей 200 крупнейших сетей продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) продолжает расти доля магазинов небольших форматов — дискаунтеров и магазинов у дома. С конца 2022 года до лета 2023-го доля площадей дискаунтеров выросла с 61,8% до 62,4%, а магазинов у дома — с 12,1% до 12,4%. А доли гипермаркетов и супермаркетов сократились с 16,3% до 15,7% и с 9,8% до 9,5% соответственно.
Кроме того, доля гипермаркетов сократилась за отчетный период до 15,7%, а супермаркетов — до 9,5%. В натуральном выражении площадь дискаунтеров 200 крупнейших FMCG-сетей за этот период выросла примерно на 220 тысяч кв. м, магазинов у дома — на 830 тысяч кв. м. Площади, занятые гипермаркетами и супермаркетами, снизились соответственно примерно на 40 тысяч кв. м и 20 тысяч кв. м.
Аналитики полагают, что некоторые ритейлеры вынуждены закрывать крупноформатные магазины из-за медленного восстановления посещаемости торговых центров, а также на фоне усиления конкуренции со стороны маркетплейсов и других розничных форматов.
В «Магните» отметили, что компания продолжает развивать концепцию «сити» площадью от 100 до 250 кв.м, «ВкусВилл» открывает мини-магазины площадью от 60 до 80 кв.м, а X5 Group тестирует формат «Около», открывая магазины площадью от 60 до 150 кв.м.
В 2023 году выручка крупнейших FMCG-ритейлеров выросла до 9 трлн рублей
NielsenIQ: 7 из 10 товаров на онлайн-рынке FMCG по итогам 2023 года были куплены по скидке