Аптечный ритейл. Оптика
28 июля 2009, 00:00 4504 просмотра

Аптечные сети получили последнее предупреждение

Росздравнадзор наконец нашел причину роста цен на лекарственные препараты: в цепочке между производителем и аптекой иногда задействованы до 15 посредников. А потому, делают вывод в Росздравнадзоре, за деятельностью оптовых компаний и аптечных сетей пора усиливать контроль.

«На уровень цен влияет количество перекупщиков, оптовиков, посредников. На реализации продукции делают деньги от четырех до 10-15 перекупщиков», — доложила на днях на селекторном совещании с регионами заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова.

Согласно оценке руководителя департамента маркетинговых исследований отраслевого агентства «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, в среднем по России оптовая наценка составляет 30% от цены производителя. Таким образом, маржа каждого из участников товарной цепочки составляет около 1,8% от цены покупки.

В то же самое время Елена Тельнова выразила недоверие представителям аптечных сетей и посоветовала региональным властям «чаще заглядывать в аптеки». «Вот вы все говорите, что цены падают. А на самом деле в аптеках утром одна цена, а вечером уже совсем другая», — сказала она, добавив, что за последние два месяца цены на лекарства в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области выросли в среднем на 4%.

«Заявления представителя Росздравнадзора вполне обоснованы. В регионах поставки лекарственных средств в аптеки особенно непрозрачны. Зачастую там работают свои «карманные» поставщики, использующие административные ресурсы. И от их услуг невозможно отказаться, — пояснил в интервью Давид Мелик-Гусейнов. — И если бы количество участников торговой цепочки уменьшилось, что в итоге аптечные сети не «добирались» бы до верхней планки предельно существующей наценки».

«75% лекарственных средств поставляются из-за рубежа. И в условиях ожидания зимой-весной этого года нестабильности рубля некоторые дистрибьюторы заложили и закладывают некоторый дополнительный «процент риска». Несомненно, что чем длиннее цепочка посредников, тем больше процент «накрутки»«, — добавляет заместитель генерального директора аптечной сети «36,6» Герман Иноземцев.

По данным «Фармстандарта», в России действуют около 1,5 тысячи дистрибьюторов лекарственных средств. Самые крупные из них, компания «Протек» и «СИА Интернешнл», вместе контролируют около 40% рынка. При этом в Великобритании или Германии на рынке работает всего 5-6 крупных дистрибьюторов, уточняет Давид Мелик-Гусейнов.

Впрочем, в настоящее время на этом рынке происходит процесс консолидации. «На мелкие региональные компании, на организации, занимающиеся вторичной дистрибуцией, приходится около 10%», — говорит эксперт.

Крупные компании-дистрибьюторы подчеркивают, что сейчас стараются обойтись без дополнительных посредников, развивая сеть собственных представительств в регионах, заключая договора на прямые поставки лекарственных средств с производителями и аптечными сетями.

Директор департамента по связям с общественностью «СИА Интернешнл» Иван Преображенский сообщил BFM.ru, что в составе компании работает 39 дочерних предприятий в большинстве регионов России, включая Приморье. А генеральный директор «Протек» Алексей Молчанов заверил, что его компания имеет прямые контракты с абсолютным большинством фармацевтических производителей и поставляет лекарственные средства непосредственно в аптечные учреждения. «Что касается розничных предприятий, то это самостоятельные звенья торговой цепочки, которые сами принимают решение о закупках как в пользу национальных операторов, так и в пользу небольших региональных компаний. Мы не видим смысла в существовании такого большого числа мелких региональных компаний», — говорит он.

К упорядочиванию отношений с поставщиками стремятся и аптечные сети. «Мы стараемся работать с крупными национальными дистрибьюторами, сокращая цепь посредников до одного звена, а также заключаем прямые договора на поставку продукции под брендами производителей или под собственной торговой маркой «36,6» напрямую», — говорит представитель «36,6» Герман Иноземцев.

Между тем, несмотря на усилия крупных игроков рынка, цены на лекарства, по данным DSM GROUP, с января по июнь этого года выросли на 15,4%. При этом основной рост цен пришелся на импортные препараты (17,5%), отечественные лекарства подорожали на 9,1%. Средняя стоимость упаковки ГЛС на коммерческом рынке России с января по июнь выросла на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 76 рублей. В результате потребление лекарств снизилось на 6%.

Напомним также, что ФАС в июне сообщила, что рост цен обусловлен «зависимостью российского рынка лекарственных средств от импорта». При этом ведомство усмотрело причину роста цен и в том, что ряд участников рынка поднимают розничные цены на лекарственные препараты под предлогом кризиса.

Представители аптечных сетей считают, что прежде всего в росте цен на лекарства виноваты производители. Генеральный директор компании «Alphega Аптека» в России Лариса Желткова в разговоре с BFM.ru указала на то, отечественные фармацевтические компании подняли цены на свою продукцию в среднем на 30% с начала этого года.

Причина, конечно же, в том, что российская фарминдустрия зависит от импортного сырья, и в конечной цене лекарственного препарата стоимость сырья занимает от 50 до 90%. При этом сами аптечные сети вынуждены снижать цены, теряя в прибыли. По оценке Германа Иноземцева, маржа аптечных сетей, строящих цивилизованный бизнес с высоким уровнем сервиса, теперь находится в диапазоне 20-29%.

Лариса Желткова утверждает, что этот показатель снизился в среднем на 5-10%. «Аптечные сети вынуждены снижать цены из-за падения покупательского спроса и роста конкуренции на рынке. Маржинальность теперь составляет 28-30%, — сказала она . — С такой маржой аптечные сети могут окупать свои затраты, однако дальнейшее снижение приведет к тому, что ряд компаний будут вынуждены закрыться».

Статья относится к тематикам: Аптечный ритейл. Оптика
Поделиться публикацией:
Актуально
Где и как продавать мебель в 2024 году?
508
Как изменилось поведение покупателей, какова конъюнктура рынка и чего ожидать.
Денис Аникин, бренд Alexander Bogdanov: «За год мы продали на 20% больше изделий, помогли открытия новых магазинов и продвижение»
921
Премиальный бренд одежды расширяет каналы продаж и ассортимент, переформатирует магазины, актив...
MosHome 2024: must have для тех, кто ищет новых партнеров по поставкам
1099
Гид по международной выставке потребительских товаров для дома, сада, спорта и отдыха.
Как меняется мерчандайзинг: ключевые тренды 2024 года
400
Павел Прохоров, CEO компании Open Group, рассказал, что влияет на отрасль и как обеспечить эффективн...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Аптечные сети получили последнее предупреждение

Росздравнадзор наконец нашел причину роста цен на лекарственные препараты: в цепочке между производителем и аптекой иногда задействованы до 15 посредников. А потому, делают вывод в Росздравнадзоре, за деятельностью оптовых компаний и аптечных сетей пора усиливать контроль.

«На уровень цен влияет количество перекупщиков, оптовиков, посредников. На реализации продукции делают деньги от четырех до 10-15 перекупщиков», — доложила на днях на селекторном совещании с регионами заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова.

Согласно оценке руководителя департамента маркетинговых исследований отраслевого агентства «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, в среднем по России оптовая наценка составляет 30% от цены производителя. Таким образом, маржа каждого из участников товарной цепочки составляет около 1,8% от цены покупки.

В то же самое время Елена Тельнова выразила недоверие представителям аптечных сетей и посоветовала региональным властям «чаще заглядывать в аптеки». «Вот вы все говорите, что цены падают. А на самом деле в аптеках утром одна цена, а вечером уже совсем другая», — сказала она, добавив, что за последние два месяца цены на лекарства в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области выросли в среднем на 4%.

«Заявления представителя Росздравнадзора вполне обоснованы. В регионах поставки лекарственных средств в аптеки особенно непрозрачны. Зачастую там работают свои «карманные» поставщики, использующие административные ресурсы. И от их услуг невозможно отказаться, — пояснил в интервью Давид Мелик-Гусейнов. — И если бы количество участников торговой цепочки уменьшилось, что в итоге аптечные сети не «добирались» бы до верхней планки предельно существующей наценки».

«75% лекарственных средств поставляются из-за рубежа. И в условиях ожидания зимой-весной этого года нестабильности рубля некоторые дистрибьюторы заложили и закладывают некоторый дополнительный «процент риска». Несомненно, что чем длиннее цепочка посредников, тем больше процент «накрутки»«, — добавляет заместитель генерального директора аптечной сети «36,6» Герман Иноземцев.

По данным «Фармстандарта», в России действуют около 1,5 тысячи дистрибьюторов лекарственных средств. Самые крупные из них, компания «Протек» и «СИА Интернешнл», вместе контролируют около 40% рынка. При этом в Великобритании или Германии на рынке работает всего 5-6 крупных дистрибьюторов, уточняет Давид Мелик-Гусейнов.

Впрочем, в настоящее время на этом рынке происходит процесс консолидации. «На мелкие региональные компании, на организации, занимающиеся вторичной дистрибуцией, приходится около 10%», — говорит эксперт.

Крупные компании-дистрибьюторы подчеркивают, что сейчас стараются обойтись без дополнительных посредников, развивая сеть собственных представительств в регионах, заключая договора на прямые поставки лекарственных средств с производителями и аптечными сетями.

Директор департамента по связям с общественностью «СИА Интернешнл» Иван Преображенский сообщил BFM.ru, что в составе компании работает 39 дочерних предприятий в большинстве регионов России, включая Приморье. А генеральный директор «Протек» Алексей Молчанов заверил, что его компания имеет прямые контракты с абсолютным большинством фармацевтических производителей и поставляет лекарственные средства непосредственно в аптечные учреждения. «Что касается розничных предприятий, то это самостоятельные звенья торговой цепочки, которые сами принимают решение о закупках как в пользу национальных операторов, так и в пользу небольших региональных компаний. Мы не видим смысла в существовании такого большого числа мелких региональных компаний», — говорит он.

К упорядочиванию отношений с поставщиками стремятся и аптечные сети. «Мы стараемся работать с крупными национальными дистрибьюторами, сокращая цепь посредников до одного звена, а также заключаем прямые договора на поставку продукции под брендами производителей или под собственной торговой маркой «36,6» напрямую», — говорит представитель «36,6» Герман Иноземцев.

Между тем, несмотря на усилия крупных игроков рынка, цены на лекарства, по данным DSM GROUP, с января по июнь этого года выросли на 15,4%. При этом основной рост цен пришелся на импортные препараты (17,5%), отечественные лекарства подорожали на 9,1%. Средняя стоимость упаковки ГЛС на коммерческом рынке России с января по июнь выросла на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 76 рублей. В результате потребление лекарств снизилось на 6%.

Напомним также, что ФАС в июне сообщила, что рост цен обусловлен «зависимостью российского рынка лекарственных средств от импорта». При этом ведомство усмотрело причину роста цен и в том, что ряд участников рынка поднимают розничные цены на лекарственные препараты под предлогом кризиса.

Представители аптечных сетей считают, что прежде всего в росте цен на лекарства виноваты производители. Генеральный директор компании «Alphega Аптека» в России Лариса Желткова в разговоре с BFM.ru указала на то, отечественные фармацевтические компании подняли цены на свою продукцию в среднем на 30% с начала этого года.

Причина, конечно же, в том, что российская фарминдустрия зависит от импортного сырья, и в конечной цене лекарственного препарата стоимость сырья занимает от 50 до 90%. При этом сами аптечные сети вынуждены снижать цены, теряя в прибыли. По оценке Германа Иноземцева, маржа аптечных сетей, строящих цивилизованный бизнес с высоким уровнем сервиса, теперь находится в диапазоне 20-29%.

Лариса Желткова утверждает, что этот показатель снизился в среднем на 5-10%. «Аптечные сети вынуждены снижать цены из-за падения покупательского спроса и роста конкуренции на рынке. Маржинальность теперь составляет 28-30%, — сказала она . — С такой маржой аптечные сети могут окупать свои затраты, однако дальнейшее снижение приведет к тому, что ряд компаний будут вынуждены закрыться».

аптечные сети, фас, ценовой сговор, аптеки, сеть аптек, цены на лекарстваАптечные сети получили последнее предупреждение
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/aptechnye-seti-poluchili-poslednee-preduprezhdenie/2009-07-28


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052