Большинству российских женщин не хватает заботы и уважения со стороны работодателя, а комфортный микроклимат в коллективе для них важнее карьерного роста. При этом каждая пятая женщина считает, что гендерные стереотипы мешают ее движению по карьерной лестнице.
HeadHunter провел исследование с целью изучить ожидания женщин от работодателей и сопоставить их с HR-практикой российских компаний. В ходе исследования был проведен онлайн-опрос 1952 женщин – потенциальных соискателей новой работы, в возрасте 25-40 лет, с высшим образованием, занимающих различные должности, а также были опрошены 18 представителей 50 крупнейших компаний России1.
Чего хотят женщины
По данным опроса соискателей, на первое место среди самых важных факторов в работе женщины ставят стабильность дохода (84%). Второй по значимости пункт – комфортный психологический климат в коллективе (77%). На третьем месте – возможность профессионального обучения и развития (76%). При этом большинство (58%) опрошенных женщин отметили, что на текущей работе компания не проявляет о них заботу как о личности и не поощряет их профессионального развития.
Рисунок 1. Топ-5 факторов, необходимых в процессе работы
Примечательно, что возможность влиять на принятие решений для женщин важнее возможности работать из дома. Меньше всего женщин волнуют такие факторы как работа за границей, командировки и сотрудничество с зарубежными коллегами.
Проблема гендерного неравенства у большинства женщин не вызывает беспокойства. Только 41% опрошенных признали, что в их компании мужчинам проще сделать карьеру. Каждая пятая опрошенная (21%) отметила, что гендерные стереотипы в компании мешают ее развитию и карьерному росту.
Среди самых важных опций соцпакета женщины назвали расширенную медицинскую страховку со стоматологией (53%), оплату мобильной связи (42%) и гибкий график работы (41%). От этих опций женщины отказались бы в последнюю очередь.
Кроме того, для женщин важны возможность работать из дома, скидки на услуги фитнес-клубов, дополнительные выплаты при уходе в декретный отпуск, ДМС для детей и супругов и организация работодателем культурного досуга – экскурсии, билеты в музеи и театры.
Реальность для женщин-соискателей пока далека от желаемого: гибкий график доступен четверти респондентов, медицинская страховка на ведение беременности – всего для 4% опрошенных, а дополнительные выплаты при уходе в декрет получают лишь 8 процентов респондентов.
Рисунок 2. Соотношение привлекательности дополнительных составляющих Ценностного Предложения Компании (EVP) и их наличие на текущем месте работы. (Топ-10 критериев)
Другие привлекательные опции для женщин – страховка на ведение родов, фрукты или диетическое питание в офисе, услуги диетолога, косметолога или инструктора по йоге – для многих пока мечта. Всего 3-5% женщин-соискателей имеют такую возможность у себя на работе.
Рисунок 3. Соотношение привлекательности дополнительных составляющих EVP и их наличие на текущем месте работы.(Второстепенные критерии)
Меньше всего женщин волнуют такие опции как сохранение корпоративного автомобиля, мобильной связи и компьютера на период декрета, участие в благотворительных акциях, а также корпоративная пенсионная программа. Впрочем, и в реальности эти предложения доступны немногим: 14% хотели бы пользоваться корпоративной пенсионной программой, тогда как лишь 5% могут ею воспользоваться.
Что предлагают крупные компании
Чтобы сопоставить ожидания женщин с практикой ведущих компаний, эксперты консалтингового центра HeadHunter опросили представителей 50 крупнейших компаний России2, из которых 18 согласились предоставить данные для исследования.
В опрошенных компаниях гендерное соотношение составило 39% на 61% в пользу мужчин. При этом в советах директоров этих компаний мужчины преобладают со значительным перевесом (89% vs. 11%). Состав руководства опрошенных компаний также состоит преимущественно из мужчин, исключение – должность финансового директора, которую в 78% случаев занимают женщины.
Вторая по популярности женская руководящая позиция – директор по персоналу (33%), на третьем месте – директор по связям с общественностью (28%).
Рисунок 4. Гендерная структура руководства
Средний срок нахождения на одной позиции у мужчин и женщин в крупных компаниях практически одинаков: для мужчин он составляет 2 года 11 месяцев, для женщин – 3 года.
Каждая пятая компания (22%) призналась, что в руководящем звене зарплаты у мужчин выше, чем у женщин на той же позиции. Однако на начальных и средних позициях не было выявлено зависимости зарплаты от пола. Эффективность работы и уровень текучки кадров не зависят от пола сотрудников.
Рисунок 5. Текучесть кадров и разница зарплат
Пять главных опций, названных соискательницами – стабильный доход, заботу о здоровье сотрудников, атмосфера взаимного уважения, возможность карьерного роста и программы профессионального обучения – сотрудникам предоставляют все опрошенные работодатели.
Большинство опрошенных (89%) оплачивают сотрудникам мобильную связь, а также стоматологию в рамках ДМС-программы (83%). Абонементами или скидками в фитнес-клубы сотрудников обеспечивают 67% компаний.
Каждый второй опрошенный работодатель обеспечивает сотрудниц, уходящих в декрет, дополнительными выплатами, не предусмотренными ТК РФ. Почти половина (44%) оплачивают ведение беременности в рамках ДМС и организуют культурный отдых для семей сотрудниц.
Однако гибкий график – одно из самых желаемых предпочтений соискательниц – предлагают лишь 22% опрошенных компаний. Менее трети работодателей (28%) готовы разрешить сотрудницам работать из дома.
Такие опции, как страховое покрытие расходов на роды, фрукты в офисе, услуги диетолога или косметолога в офисе, пока экзотика даже для крупных компаний – их предлагают немногие опрошенные работодатели.
Комментарии компаний, принявших участие в исследовании