Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Большинство современных цифровых продуктов от Spotify до TikTok проходили примерно одинаковые этапы разработки. В статье рассмотрим все шаги от идеи до запуска сервиса, разберёмся, как позаботиться о конкурентном преимуществе, какие задачи можно отдать подрядчику и что лучше делать самостоятельно.
Продукты, которые завоёвывают рынок, всегда делают что-то лучше конкурентов. Когда Майк Кригер и Кевин Систром основали Instagram*, когда на рынке уже было много приложений, где люди публиковали фотографии. Основатели добавляли новые функции, но ещё не нашли свою «киллер-фичу» — опцию, способную вызвать любовь аудитории к продукту.
Затем Майк и Кевин заметили рост популярности фильтров. Они делали даже неудачные снимки привлекательнее и позволяли любому владельцу смартфона чувствовать себя профессиональным фотографом. Основатели стартапа быстро удвоили ставки, разработав и внедрив сразу несколько новых улучшенных фильтров. Это привело к такому росту популярности Instagram*, что ему удалось обойти всех конкурентов.
В этой статье расскажем, из каких этапов состоит разработка цифрового продукта и как искать конкурентное преимущество. Разберём, что основателям продукта лучше делать самостоятельно, а что — отдать на аутсорс.
10 этапов разработки цифрового продуктаИзучение рынка, потребителей и поиск ниши
Делать продукт, который кажется очень нужным и перспективным только фаундерам, — опасная затея, которая может обернуться напрасной тратой денег на разработку.
Сервисами пользуются, когда они представляют ценность для аудитории — закрывают её потребности, делают жизнь проще, дарят позитивные эмоции при использовании.
Чтобы сформулировать идею продукта, нужно изучить рынок — понять, какие потребности и нерешённые боли есть у людей и как их можно закрыть с помощью сайта или приложения.
Есть разные способы это сделать:
- Изучить рынок по открытым источникам. Консалтинговые компании часто публикуют исследования разных ниш. Из них можно узнать средние по больнице данные. Опираться на них на 100% не стоит, но информация точно даст почву для размышлений. Также исследовательские компании продают подробные отчёты с количественными данными и статистикой о потребительском поведении.
- Рассчитать примерный объём рынка. Понять, скольким людям потенциально будет интересен ваш продукт. Например, если вы хотите сделать сервис для молодых родителей в России, можно посмотреть в данных Росстата, сколько людей до 30 стали родителями за последний год.
- Сделать конкурентный анализ. Выделить прямых и косвенных конкурентов и изучить, как они закрывают потребности пользователей, у кого самая большая аудитория и почему. Прямые конкуренты — компании, которые продают одинаковые товары или оказывают те же услуги, что и вы. Например, Coca-Cola и Pepsi — прямые конкуренты. Косвенные конкуренты — это фирмы, которые закрывают одну и ту же потребность аудитории, но разными способами. Например, студия йоги и массажный салон помогают избавиться от боли в спине.
- Провести собственное исследование (или заказать его). Выделить целевую аудиторию, найти её представителей и провести с ними глубинные интервью, фокус-группы, просто понаблюдать за их поведением.
На первый взгляд, это самый надёжный способ найти незакрытые боли пользователей, но здесь много подводных камней. Например, если фаундер стартапа без опыта в исследованиях будет сам проводить интервью, он может неверно истолковать слова респондентов и раньше времени решить, что его гипотеза подтверждена.
Сформулировать идею продукта
В России распространены кейсы, когда предприниматели пытаются запустить «убийцу Amazon», «аналог Tinder» и так далее. Попытка вытеснить старый сервис похожим продуктом, но с новыми функциями, может оказаться успешной, но лучше двигаться в другом направлении — искать свободные ниши. Не фокусируйтесь чрезмерно на причинах успеха уже существующих компаний. Настоящий прорыв находится за пределами их деятельности.
Пример
До запуска Uber такси было дорогим удовольствием — не каждый мог позволить себе ездить на нём несколько раз в день. Кроме того, такси приходилось заказывать за несколько часов до поездки, чтобы куда-то успеть вовремя.
Потребительский рынок был маленьким из-за дороговизны услуги, а автопарков — много. Как итог — среди компаний была большая конкуренция.
Uber вышел на рынок, закрывая потребность в «машине прямо сейчас». Такси стало приходить быстрее, более того, его можно было заказать в 2 клика по доступной цене. Услуга стала доступнее — рынок потребителей расширился. Отдельные разрозненные таксопарки не были конкурентами Uber, но стали его клиентами. Uber — дисраптор на рынке такси. Его появление изменило правила и нормы в устоявшейся сфере.
Формируя идею цифрового продукта, исходите из целевого рынка, который до этого изучали. Чтобы продуктом пользовались, он должен решать известные проблемы аудитории лучше конкурентов. Либо предвосхищать ожидания и закрывать боли, которые люди сами не осознают.
Подчеркнём, что идея продукта — это не расписанное по пунктам с подробностями техническое задание. На этом этапе не нужно продумывать всю функциональность сервиса с его потенциальными возможностями. Идея продукта — это выявленная проблема пользователя и догадка о том, как её решить с помощью сайта или приложения.
Один из способов проверить идею продукта с меньшими затратами на запуск — сделать простое MVP. Мы в Creonit помогаем за ~2 месяца запускать готовые цифровые продукты с помощью нашей low-code платформы для разработки Oberton, сокращая срок и стоимость разработки в 2-3 раза (по сравнению с классическим циклом разработки), а также стоимость владения продуктом.
Поиск команды
Команда разработки продуктов обычно состоит из следующих ролей и обязанностей:
- Управление продуктом.
- Аналитика.
- Дизайн.
- Разработка.
- Маркетинг и продажи.
Когда вы определились с идеей продукта, важно честно оценить возможности. Есть ли у вас ресурсы, чтобы нанимать собственную команду и расширять отделы? Найм штатных разработчиков, дизайнеров и аналитиков может стать сложной и долгой задачей. В то же время важно, чтобы стратегические решения принимал кто-то из инхаус-команды. По этой причине не стоит искать продакт-менеджера или директора по маркетингу на аутсорсе.
Если вы обнаружите несоответствие между составом команды и амбициями, можно передать производство продукта студии или агентству. Далее расскажем, как происходит разработка продукта в сотрудничестве с аутсорс-продакшном.
Аналитика и проектирование
Задача основателей компании — сформулировать идею продукта. Далее подрядчик вместе с фаундерами определяют функциональность, которая будет отвечать интересам бизнеса и аудитории.
Первым делом BA/SA-аналитики проведут бриф с компанией. Проанализируют бизнес-цели, планы по развитию, данные о бизнес-среде, конкурентах и пользователях, которые уже есть.
На основе собранной информации аналитики соберут и задокументируют требования к будущему сервису. Выделят необходимую функциональность и приоритизируют её. Решат, какие функции должны быть в MVP, а что лучше оставить для следующих итераций разработки. Затем аналитики продумывают концепцию и структуру сервиса.
Далее дизайнеры создают прототип — кликабельный образец продукта в виде проекта в Figma. Так команда заказчика сможет самостоятельно просмотреть все экраны. Когда функциональность согласована с бизнесом, с помощью прототипов можно провести юзабилити-тест и проверить, насколько хорошо пользователи понимают функциональность и ориентируются в интерфейсе.
Дизайн
На основе утверждённых прототипов дизайнеры создают дизайн-концепцию, а затем макеты всех страниц. Для определения стиля используют визуальные брифы и согласовывают референсы с заказчиком. Также дизайн-команда разрабатывает UI-кит и дизайн-систему, чтобы отрисовка и разработка новых страниц занимали меньше времени. В этом решении на цифрах показали, сколько часов на проекте экономит внедрение дизайн-системы.
Разработка
Если разработку ведёт аутсорс-компания, важно выстроить грамотное планирование спринтов. Лучше строить работу таким образом, чтобы у команды разработки в бэклоге были задачи на 2-3 спринта вперёд. Это поможет избежать пауз в работе над продуктом, если со стороны бизнеса будут задержки в обратной связи и согласованиях.
Языки программирования, фреймворки и базы данных для разработки выбирают во время составления технического задания.
Подрядчики разрабатывают проекты на демо-площадке, которая расположена на их сервере. Заказчику выдают логин и пароль для входа на площадку, чтобы он мог наблюдать за процессом.
Тестирование и отладка
QA-инженеры тестируют всю функциональность продукта в конце каждого спринта. Делают это с помощью разных методов: ручного тестирования, нагрузочного тестирования и автотестов. Все обнаруженные ошибки в работе продукта отдают команде разработке, чтобы сразу устранить их.
Запуск
Завершается разработка продукта финальным тестированием, демо-презентацией, деплоем и запуском продукта в сторы, если это приложение. После деплоя подрядчик готовит инструкции к проекту, переносит его на сервер заказчика и передаёт исходный код.
Теперь продукт готов к первому контакту с пользователями.
Сбор обратной связи от пользователей
После запуска цифрового продукта важно удостовериться, насколько он удовлетворяет потребности пользователей и помогает бизнесу развиваться. Для этого выделяют контрольные метрики и сравнивают их с данными о поведении пользователей в продукте.
На что можно смотреть:
- Трафик — количество пользователей, которые посетили ваш сайт или приложение.
- Конверсии в целевое действие: регистрации, добавление товаров в корзину, завершение транзакции и так далее.
- Среднее время, которое пользователи проводят в продукте.
- Отказы — процент пользователей, которые покинули ваш сайт или приложение в течение первых 30 секунд.
- Обратная связь от пользователей — количество и качество отзывов, комментариев и оценок.
- Коэффициент удержания пользователей — процент пользователей, вернувшихся на ваш проект после первого посещения.
- Монетизация — количество денег, заработанных на рекламе или платных функциях.
- Частота использования — как часто пользователи возвращаются и используют ваш продукт.
Ориентируясь на метрики и отзывы, можно понять, в чём слабые места продукта или всей бизнес-модели и улучшить их.
Развитие продукта
После запуска цифрового продукта его жизнь только начинается. Чтобы не терять пользователей, продукт нужно развивать — добавлять новые функции, интеграции, улучшать производительность и UX. Для этого нужно снова изучать рынок, конкурентов и ваших клиентов.
Итого
Жизненный цикл разработки цифрового продукта — это путь от идеи до реализации проекта с учётом всех его факторов: потребностей пользователей, конкурентных преимуществ, функциональности и ресурсов компании.
Самая сложная задача — придумать идею продукта и обеспечить его конкурентное преимущество.
*запрещённая в России соцсеть
Если вы хотите воплотить идею в цифровой продукт — напишите нам на сайте. Мы изучим ваш запрос и подберем лучшее решение.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/bc9/nbzdctqpxild51he4jfc3h113iymnwok/anons5.jpg)
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?