Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
93

Поделиться

Как и другие сферы рынка, индустрия общественного питания не стоит на месте и отвечает на внешние вызовы времени внедрением новых технологических решений, маркетинговыми стратегиями и, безусловно, новыми кулинарными изысками.

В ходе подготовки к международной осенней выставке продуктов питания WorldFood Moscow 2024 о развитии российской индустрии общепита, главных тенденциях и болевых точках рынка рассказала Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки» группы компаний INFOLine – аналитического партнера мероприятия.

«Одним из самых сложных вызовов, с которыми пришлось столкнуться отрасли в прошлом году, стало увеличение стоимости блюд, арендных ставок и фонда оплаты труда, – отметила эксперт. – Кроме того, нельзя не назвать и еще одну проблему – привлечение и удержание персонала. Она возникла на фоне высокой конкуренции на рынке труда и из-за снижения престижа профессии».

Несмотря на это, в прошлом году общее количество заведений общественного питания достигло 326 000 (рост год к году составил на 2,2%). Сегмент фастфуда продемонстрировал динамику в 6,7%, увеличившись до 47,8 тысяч объектов. Заведения полного обслуживания (сегмент TSR) показали умеренное развитие – 2,6%, а вот рост сегмента Grab&Go заметно снизился до 5,2% (в 2022-м он прибавил 7,5%).

По данным INFOLine, оборот предприятий общественного питания в России в прошлом году составил 4,3 триллиона рублей. Однако важно учитывать подорожание блюд.

Основными факторами развития отрасли на сегодня являются:

  • устойчивый паттерн на посещения ресторанов – несмотря на рост цен, россияне не теряют интереса к питанию вне дома;
  • диджитализация продаж (приложения, агрегаторы, киоски обслуживания);
  • рост внутреннего туризма;
  • инвестиционная активность ключевых игроков.

Крупные сети фастфуда продолжают открывать новые точки в регионах, активно расширяются по франшизе, а сегмент Grab&Go показывает свое развитие за счет поглощения мелких игроков рынка, подчеркивает Светлана Силенина.

В 2023 году было открыто 215 новых заведение от ТОР-10 сетей общественного питания. Лидером рынка по количеству точек стала компания Rostic's, которая за год ввела 17 ресторанов. Сеть «Вкусно – и точка» продемонстрировала более низкую динамику, открыв 15 новых ресторанов. Наибольшее количество новых заведений – 41 ресторан – у «Додо пиццы». Только две сети показали снижение количества объектов: «Хлебница» (минус 8 пекарен) и «Шоколадница» (минус 25 кофеен). В обоих случаях сокращение произошло в связи с оптимизацией сетей.

диаграмма_количество ресторанов.jpg

Очевидно, что лидерские позиции сохраняют сети формата Fast Food, однако динамика открытия новых заведений замедляется из-за насыщения рынка и активного развития других игроков. В качестве примера Светлана Силенина приводит двукратный спрос на шаверму в 2023 году. При этом точки ее продаж активно трансформируются в современные заведения.

По итогам 2023 года самой быстрорастущей сетью по выручке стала «Вкусно – и точка», увеличившая свой оборот на 137% до 174 млрд рублей на фоне низкой базы 2022 года. Таким образом, за прошедший год компания вернула лидерство по выручке.

Отдельно стоит заострить внимание на региональной экспансии участников рынка. В этом году «Вкусно – и точка» запланировала начать работу в Иркутской области, а в начале 2025-го – выйти на Северный Кавказ.

Франчайзинговая сеть Coffee like в рамках своей программы развития ведет переговоры о выкупе 200 региональных кофе-баров в 2024 году. Соответствующие предложения сделаны собственникам небольших региональных кофе-баров.

Компания «Фуд-мастер» объявила о планах по открытию 22-х фермерских кафе «Вилка-Ложка» в различных городах России в 2024 году. Заведения будут располагаться как в уже освоенных регионах, так и в новых городах: Салехарде, Нижнем Новгороде, Саратове, Омске, Перми, Волгограде, Иркутске и Губкинском. Компания также сообщила о тестировании нового формата кафе-кулинарии. На данный момент уже работают три точки, последняя из них открылась в Новосибирске.

Петербургская сеть ресторанов «Коржов» начинает свою работу в Татарстане. 1 марта в аэропорту Казани открылся первый ресторан этой сети за пределами Санкт-Петербурга.

По словам Светланы Силениной, структура рынка общественного питания продолжает меняться: сетевые и индивидуальные заведения общепита активно развиваются, все больше забирая долю у прочих форматов (киосков, питания в гостиницах и т.д.). Активнее всего продолжит рост QSR, прогнозирует эксперт: среди ресторанов данного сегмента наибольший процент сетевых заведений.

Добавим, что выручка сегментов в 2023 году росла разными темпами. Наиболее динамичным был сегмент QSR – как за счет роста количества объектов, так и в результате роста цен на продукты и поднятия НДС на гамбургеры / чизбургеры, пиццу и другие аналогичные изделия (с 10% до 20%). Выручка сегмента Grab&Go за год выросла на 14% – сказался в том числе и рост цен на кофе. Среди заведений общепита выручка TSR росла медленней всего (+11%): рестораны не в состоянии быстро реагировать на повышение цен из-за опасений потерять клиентов.

Саммари «Рынок общественного питания России» за II квартал 2024 года можно бесплатно скачать здесь: https://t.me/INFOLine_HoReCa_botВы также можете запросить материал по почте retail@infoline.spb.ru

Структура полного обзора «Рынок общественного питания России»:

  • Текущее состояние общественного питания в России
  • Ключевые события рынка общественного питания
  • Потребительское поведение
  • Digital-продажи заведений общепита
  • Развитие основных форматов общественного питания
  • Места размещения объектов общественного питания
  • Рейтинг крупнейших игроков отрасли: рейтинг ТОП-10 крупнейших компаний отрасли, описание крупнейших игроков рынка.
  • Перспективы развития общественного питания РФ

БОНУС ПРИ ПОКУПКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – презентация с бизнес-завтрак INFOLine «HoReCa-2024: новый ландшафт рынка».

Получить демоверсию обзора

Для развития вашего бизнеса мы также подготовили исследование «Рынок общественного питания Казахстана». Структура отчета:

  • макроэкономика и потребительский рынок ЕАЭС и Узбекистана
  • текущее состояние общественного питания Казахстана
  • изменения в законодательстве, выход новых игроков на рынок Казахстана, и другие важные события отрасли
  • динамика доходов населения, динамика посещения заведений общепита
  • развитие сетевых заведений общественного питания
  • рейтинг крупнейших игроков отрасли
  • рынок электронной коммерции Казахстана

Получить предложение о скидках и бонусах при покупке обзора

Подписывайтесь на Telegram-канал Аналитика о ритейле и HoReCa от INFOLine, чтобы следить за самыми актуальными новостями!

На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.

Контакты:

+7(812)322-6848, (495)772-7640

retail@infoline.spb.ru

https://t.me/INFOLine_auto_Bot

Интервью

Декоративное изображение

Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»

Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?

Новость от компании:

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами