Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Удивительно, но на это жаловались сами логисты, вынужденные нанимать сторонний транспорт из-за возросших объемов перевозимых в декабре товаров. С одной стороны, оно и понятно – высокий спрос рождает предложение. С другой – ситуация в логистике еще никогда не была такой тяжелой с учетом уже накопившихся за год проблем. О возросших ставках и разных путях решения проблемы рассказал Андрей Шведов, операционный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго».
Не секрет, что конец любого календарного года – вызов для логистических компаний. Начиная с первых чисел декабря перевозчики резко повышают ставки на спотовые перевозки (незапланированные заранее). Чем ближе Новый год, тем выше ставки. За неделю до 31 декабря рост может доходить до 70%. Сегодня – уже более 30%. Так, стоимость фуры c рефрижератором до Уфы составляет 350 тысяч рублей при ее обычной стоимости в 240 тысяч рублей.
Повышение тарифов касается не всех направлений. Как правило, это Сибирь и Урал, но объяснить это каким-то одним фактором сложно. Если бы мы говорили про удаленность от столицы, то Ростов и Краснодар находятся примерно на том же расстоянии, но в эту сторону нет такого скачка цен. Скорее здесь совокупность факторов, включая погодные условия.
Так, в начале декабря мы отметили дефицит транспорта по направлению в Екатеринбург и Свердловскую область. Регион буквально засыпало снегом, и перевозчики туда попросту не могли попасть. В конце первой недели декабря та же проблема, но уже из-за сильных морозов, сформировалась по направлению в Сургут и Красноярск. Во время очень сильных морозов рефрижераторные установки могут выйти из строя и, как следствие, товар будет испорчен. Учитывая, что большое количество продуктов зимой нужно перевозить в «теплых» условиях, грузопоток в этом направлении частично застопорился.
Волнообразно меняется ситуация в сторону Поволжья, в частности в Самару. Из-за недостаточной обратной загрузки доставка товаров откладывает для 1-2 суток. Но за неимением выбора логистические компании идут на это, дабы не потерять клиентов.
Таким образом, водитель, скорее всего уехав на этой неделе в Новосибирск уже не вернется в Москву до Нового года. Во-первых, его может задержать погода. Во-вторых, мало кто хочет гнать обратно пустую фуру. Повышение цен на перевозки – это своеобразная компенсация за простой.
С другой стороны, спрос рождает предложение. А спрос на перевозки в декабре невероятно высокий. Поставщикам нужно доставить как можно больше товаров в магазины, распределительные центры, пункты выдачи заказов. В связи с тем, что объем потребления чего-либо увеличивается, а магазины запасаются впрок на январские каникулы, как следствие, грузопоток увеличивается, а дефицит транспорта остается на том же уровне. Поэтому перевозчики вольны играть со ставками так, как им захочется. Даже если одна компания откажется от фуры, другая тут же ее зарезервирует.
Мы, в свою очередь, тарифы для поставщиков в декабре не повышаем иначе они попросту предпочтут конкурентов. Мы компенсируем возросшие тарифы увеличенным объемом перевозимых товаров и, как следствие, выручки. Тем более, что мы знаем, что уже в январе тарифы сторонних перевозчиков вернутся к своей ноябрьской норме, а то и ниже. Им тоже не выгоден простой транспорта – любая фура должна постоянно работать, иначе она приносит убытки компании.
Существует несколько вариантов выхода из ситуации и в целом обеспечения логистической компании автотранспортом.
Исходя из простейшей логики проблему можно решить простым способом – приобрести дополнительный автотранспорт. Но не все так просто. Как уже говорил ранее, машины должны работать. А если ориентироваться только на декабрьскую загрузку, то часть автомобилей точно будут простаивать в не сезон. Поэтому собственный транспорт – это далеко не всегда выход из ситуации. Хотя некоторые компании именно так и поступают.
Второй вариант – работать только с наемным транспортом.
Еще один вариант подойдет для тех, кто не может определиться: собственный транспорт или наемный. Можно оформить операционный лизинг или, так называемую, подписку на коммерческий транспорт. Мы пробовали так работать – ежемесячно платили порядка 70 тысяч рублей за малотоннажный транспорт, а также оплачивали затраты на бензин и зарплату водителя.
В подписку уже входит ОСАГО, КАСКО, транспортный налог, также в зависимости от конфигурации может входить ТО, текущий ремонт. Как правило, такой способ больше подойдет небольшим компаниям, которые не готовы пока (или совсем) содержать свой «гараж»: диспетчеров, механиков, какую-то условную стоянку и/или минимальную ремзону. Хотя знаю, что один из крупнейших маркетплейсов России в свое время взял в операционный лизинг более 2000 единиц техники.
Четвертый вариант, который сегодня пользуется все большей популярностью, - аренда транспорта сразу с экипажем, бензином за фиксированную стоимость в месяц. Интересная модель сотрудничества, так как грузовладелец избавляется от необходимости покупать или нанимать транспорт, искать водителей, содержать механиков и диспетчеров. С другой стороны, компания-арендодатель тоже лишается определенной головной боли – не нужно содержать большой штат продажников для поиска клиентов на каждый рейс и диспетчеров для отслеживания автотранспорта. Получается, win-win.
Тот или иной способ рассчитывается из нескольких показателей: сезонность внутри недели, месяца, квартала, года, равномерности загрузки. Мое мнение – собственный автопарк должен закрывать минимальные потребности компании. Все, что сверх – за счет наемных перевозчиков.
Мы – в «Скиф-Карго» пробовали каждый из этих способов и в каждом есть свои минусы и плюсы. Что касается нашего автопарка, то в нем 20 фур. Через неделю введем в строй еще 10 фур. Помимо того, что мы сможем закрывать больше потребностей собственными силами, покупка фур – это еще и инвестиции. Деньги дешевеют, автомобили дорожают. Несмотря на переориентацию на Восток, в плане большегрузов мы остаемся верны марке Mercedes. Да, китайский автопром широким шагом шагает по России, но пока непонятно, что будет с этими автомобиля дальше, в том числе в состоянии б/у. А у нас уже был печальный опыт по покупке 18 фур, которые мы в результате продали. «Немцы» останутся востребованными даже через несколько лет и затраты на их обслуживание (даже возросшие) мы точно окупим.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/bc9/nbzdctqpxild51he4jfc3h113iymnwok/anons5.jpg)
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?