Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
По данным исследования M.A.Research "Ювелирный ритейл в 2022 г., оценка 2023 г., прогноз до 2026 г.", стоимостной объем розничного ювелирного рынка в 2022 году сократился на 1,2%, составив около 445 млрд руб. (с НДС) в фактических ценах. Реальные темпы прироста с учетом официального уровня потребительской инфляции в среднем за год (13,8%) были отрицательными и составили -15% в годовом выражении. Объем розничного ювелирного рынка включает продажу часов, ювелирных изделий из сплавов драгоценных и недрагоценных металлов, из жемчуга, ювелирной бижутерии с золотым и серебряным покрытием.
Существенное влияние на ювелирный рынок в 2022 г. оказали следующие факторы:
- введение санкций против российских золотодобывающих и алмазодобывающий компаний («Полиметалл», «Алроса», «Полюс-Золото» и др.), а также запрет импорта российского золота в ЕС и Великобританию;
- резкие колебания цен на золото в течение года и волатильность рубля весной 2022 г.;
- разрыв цепей поставок из стран ЕС в Россию, вынужденное изменение маршрутов и поиск новых поставщиков;
- снижение потребительского спроса после ажиотажного всплеска в марте 2022 г. из-за уменьшения покупательской аудитории и падения доходов;
- уход иностранных компаний с российского рынка, в том числе из премиального и люксового сегментов и последующее сокращения объема продаж ювелирных изделий премиального сегмента;
- рост онлайн-продаж ювелирных изделий, в частности за счет увеличения доли маркетплейсов
В первом полугодии 2023 г. спрос на ювелирные изделия продолжил восстанавливаться, по предварительной оценке M.A.Research, номинальные темпы роста рынка в первом полугодии 2023 г. составили 9,2%, включая продажи часов, ювелирных изделий, ювелирной бижутерии и изделий из жемчуга и полудрагоценных камней. Реальные темпы прироста ювелирного рынка составили 3,2% с учетом инфляции в первом полугодии на уровне 6%.
Драйвером восстановления спроса стал второй квартал 2023 г., когда продажи выросли на 26,5% по сравнению со вторым кварталом 2022 года. Высокие темпы прироста объясняются восстановлением спроса и эффектом низкой базы, поскольку розничные продажи во втором квартале 2022 г. упали после ажиотажного спроса в марте.
Тенденции первого полугодия позволяют утверждать, что восстановление ювелирного рынка после падения в прошлом году уже идет, причем рынок растет не только за счет дешевых изделий из серебра и недорогих ювелирных сплавов, но и благодаря росту продаж золотых ювелирных изделий с бриллиантами и другими драгоценных камнями. Основными драйверами роста, по мнению аналитиков M.A.Research, стали динамика реальных располагаемых доходов и заработных плат россиян произошедшая на фоне стабилизации экономики после завершения адаптационного периода; расширение ассортимента ювелирных украшений за счет российских производителей, в том числе в премиальном сегменте; рост онлайн-продаж и расширение ювелирного ассортимента универсальных маркетплейсов.
Сохраняется и инвестиционный спрос – в условиях нестабильного рубля россияне вкладывают деньги в ювелирные украшения и золотые слитки, что положительно влияет на продажи ювелирных изделий высокоценового и премиального сегментов.
Еще одним драйвером роста может стать покупка ювелирных изделий с оплатой частями (сплит): по оценкам аналитического центра Sokolov, количество изделий, приобретенных в рассрочку выросло на 22% в январе-июне 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. По мнению аналитиков M.A.Research, это обусловлено увеличением продаж ювелирных изделий через маркетплейсы («Озон», «Яндекс Маркет», Wildberries, «МегаМаркет» и др.), практикующие оплату частями.
В целом по итогу 2023 г. аналитики M.A.Research ожидают прироста рынка на 10–11% без учета инфляции, замедления динамики среднего чека из-за роста продаж ювелирных изделий в натуральном выражении на фоне относительно стабильных розничных цен. До конца 2023 г. будет исчерпан эффект отложенного спроса, сформировавшийся в 2022 году из-за потрясений в экономике.
Материал подготовлен по результатам аналитического обзора "Ювелирный ритейл в 2022 г., оценка 2023 г., прогноз до 2026 г.", выпущенным агентством M.A.Research в октябре 2023 года.
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?