Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Константин Деревсков, генеральный директор Quality START принял участие в XIV научно-практической конференции «Безопасность и качество продуктов питания. Наука и образование», которая состоялась в ФГБОУ ВО «Росбиотех».
Он выступил с докладом «Цифровизация как способ повышения качества и безопасности на пищевых предприятиях». Почему проблемы безопасности и качества сегодня становятся все более актуальными? Ведь пищевую продукцию люди выпускают много сотен лет, и как-то научились за это время производить съедобные продукты.
Во-первых, рынок пищевых продуктов в России неуклонно растет, отметил спикер. Только рынок готовой еды в России в 2024 году эксперты оценивают в среднем в 200 миллиардов рублей, а более оптимистичные из них говорят о цифре в 500 миллиардов.
Однако чем больше продуктов производится, тем больше вероятности, что какая-то их часть будет изготовлена с нарушениями. Вспышка ботулизма в РФ летом 2024 года, когда пострадало более 400 человек, поставила под сомнение систему безопасности, которая существует в российском пищепроме. Поэтому сегодня ключевой фокус внимания всех участников - потребителей, производителей и надзорных органов сосредоточен, в первую очередь, на недопущении подобных инцидентов.
Помимо возросших объемов производства, большую проблему представляет дефицит кадров. По некоторым данным, в пищевой отрасли РФ он составляет порядка 20 процентов.
Серьезной проблемой также является общий износ производственных мощностей, специалисты говорят о 50% износа в среднем, а в отдельных предприятиях эта цифра доходит и до 70%.
В связи с этим совокупность негативных факторов в любой момент может привести к непредсказуемой по масштабам трагедии, а проблемы будут нарастать как снежный ком, считает К. Деревсков.
Чтобы минимизировать факторы риска, необходимо активно использовать цифровые возможности и решения. В частности, снизить время и затраты на ведение записей на пищевых производствах. Сегодня в среднем, их количество на предприятиях составляет от 40 до 150 записей ежедневно. И даже при условии их ведения в Exсel или Гугл Таблицах, предприятия НЕ автоматизируют работу, а просто меняют носитель записей. И многие проблемы, свойственные бумажным журналам, остаются теми же: записи легко испортить, трудно восстановить, есть опасность внесения несогласованных корректировок, они подвержены влиянию человеческого фактора. Особенно этому подвержены производства с режимом работы 24/7, когда с одним и тем же оборудованием имеют дело несколько сотрудников, работающих в разные смены.
Уровень компетенций специалистов - тоже огромная проблема, но в условиях катастрофического кадрового дефицита, вкладывать ресурсы в длительное обучение большинству предприятий не представляется возможным, отмечает К. Деревсков.
Для того чтобы обеспечить более гибкие и эффективные процессы, минимизировать риски и издержки, сегодня, в 21 веке на помощь приходят разнообразные цифровые решения. Именно они способны принять на себя часть функций сотрудников и обеспечить НЕПРЕРЫВНЫЙ КОНТРОЛЬ за качеством и безопасностью. Это не значит, что нужно в одночасье цифровизироваться «с ног до головы», отмечает спикер, сегодня более 70% предприятий не имеют четкого видения основных направлений цифровизации, и тем более, дорожной карты их внедрения.
Но есть инструменты, которые могут помочь повысить безопасность и качество продукции уже сегодня, без дорогостоящих вложений и без сложного и длительного обучения персонала.
В первую очередь, это Quality CHECK —цифровая платформа для ведения журналов на пищевых производствах в электронном виде.
На сегодняшний день Платформу использует более 100 пищевых производств в хлебопекарной, масложировой и других отраслях, в том числе и одна из крупнейших торговых сетей страны.
Преимущества Quality CHECK - это
- 100-процентная гибкость и адаптивность под любое пищевое производство
- абсолютная прозрачность
- полный контроль за процессами
- успешное прохождение аудитов и проверок
- решение проблем кадрового дефицита
- оптимизация и ускорение процессов производства
Важнейшим эффектом от внедрения Quality CHECK является структурирование и оптимизация технологических процессов. Так происходит из-за четкой фиксации всех реперных точек, появляется более ясное и четкое понимание и видение всех операций.
В результате все это положительным образом влияет на процессы предприятия, ведет к снижению ошибок, минимизации ущерба и как следствие - повышению конкурентоспособности и прибыльности производства.
Опыт использования Quality CHECK на пищевых предприятиях в течение года - с октября 2023 г. - подтверждает значительные позитивные результаты. В частности, фиксируется сокращение времени заполнения записей в журналах на 30 процентов. В том числе, на 90% - журналы генеральных уборок; на 30-35% - журналы контроля технологических параметров и на 30-40% - журналы ППУ.
Помимо этого, ведение журналов в электронной форме с помощью Quality CHECK позволяет убедительно доказать, что предприятие следует всем необходимым стандартам безопасности. И это очень важно как при проведении аудитов торговых сетей, так и проверок различных контролирующих органов.
С Quality CHECK важный принцип «что не записано, то не сделано» становится неактуальным, так как в Приложении сохраняются ВСЕ данные, и в любой момент в любом месте можно показать и доказать, что все процессы осуществляются в соответствии с требованиями, и все они под контролем.
К. Деревсков также привел примеры преимуществ использования Quality CHECK в некоторых производственных процессах.
Уборка, мойка, дезинфекция
- В Quality CHECK фиксируются все показатели с автоматической идентификацией профиля.
- Система регистрирует точное время заполнения журнала и имеет функцию фотоотчета.
- Можно установить автоматическое напоминание о необходимости заполнить конкретный журнал - то есть сотрудники уже не смогут игнорировать график уборки.
- Программа потребует автоматически подтвердить факт и качество уборки в виде фото.
- Можно отслеживать как периодичность заполняемости журналов, так и само качество уборки в режиме онлайн.
Персонал
Программа уменьшает время и затраты на контроль линейного персонала, который на большинстве предприятий сегодня производится «вручную». Это достигается за счет отслеживания многих процессов производства в режиме онлайн.
Quality CHECK упрощает постановку и выполнение задач новым сотрудникам, как за счет автоматизации и шаблонности заданий, так и с помощью встроенной функции переводчика на казахский, узбекский и киргизский языки.
В программе можно настроить неограниченный доступ к разделу «Библиотека», куда можно загрузить все нужные документы, инструкции и так далее.
Туда же можно загрузить различные обучающие и мотивационные тесты, отслеживать их результаты и периодичность прохождения.
В Quality CHECK настроен функционал для внесения личных медицинских книжек сотрудников, благодаря чему в 2-3 клика можно убедиться в наличии (или отсутствии) необходимых данных по каждому работнику.
В целом, по опыту клиентов, которые внедряют платформу Quality CHECK, формирование четких критериев за формой и периодичностью требуемых показателей приводит к систематизации и структурированию мышления сотрудников. После нескольких попыток внести данные неправильно и корректных указаний по устранению ошибок, у работников вырабатывается автоматизм, позволяющий вносить данные регулярно и в нужном формате.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?