Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Осень 2023 года стартовала на высоком уровне напряженности: волатильность достигла пика, кадровый дефицит бьет новые рекорды, снижение реальных доходов потребителей негативно отражается на спросе, торговые сети и производители ищут новые способы сокращения издержек.
Павел Сергеев, исполнительный директор трейд-маркетингового агентства "АГК - Амбассадоры глобальных команд", назвал 3 актуальных решения в сфере трейд-маркетинга, которые помогут производителям и ритейлерам сохранить и приумножить эффективность в текущих условиях.
Лайфхак №1. Снижение ротации в условиях кадрового дефицита
Дефицит кадров отмечается повсеместно, но наибольшая нехватка работников отмечена именно в производственных компаниях и ритейле. В том числе из-за нестабильного курса рубля, который привел к оттоку трудовых мигрантов. А официальные данные говорят об аномально низком уровне безработицы в 3% на фоне недостатка специалистов.
По нашей статистике, ценному кандидату поступает до 10 предложений в день, и, конечно, он делает выбор в пользу более высокой компенсации. При этом кандидаты не всегда досконально разбираются в особенностях условий оплаты труда (например, в отличиях зарплаты gross и net, выплатах по результатам KPI) и зачастую оказываются в замешательстве после трудоустройства и отработки определенного срока.
Производители, которым и без того сейчас непросто, не спешат поднимать ставки и внепланово увеличивать ФОТ, что приводит к увеличению периода закрытия ряда вакансий и росту ротации, особенно в проблемных регионах.
Одним из эффективных способов стабилизировать ситуацию с кадрами является оптимизация РТМ-модели. Важно пересмотреть адресную программу, сократить или вовсе исключить посещение нерезультативных торговых точек и переместить фокус на ТТ с высоким уровнем продаж или потенциалом. Такой подход наряду с применением системы грейдов позволит стимулировать имеющийся полевой персонал дополнительными выплатами и снимет потребность в новых кадрах.
Важно также оценить и внедрить работающие механики мотивации. Они могут быть самыми различными, например, KPI на скорость выполнения работы (как у сотрудников хард-дискаунтеров), адекватная оплата переработок и подработок внутри компании (в том числе при замещении коллег при форс-мажорах), система поощрений за стабильную работу и денежные бонусы за действенные рекомендации кандидатов.
Чем прозрачнее компания демонстрирует действующим сотрудникам заинтересованность в них и предоставляет возможности дополнительного заработка, тем выше стабильность штата. При этом подобная система удержания обходится на порядок дешевле постоянного привлечения новых работников.
Новый подход к поиску персонала
При найме нового персонала важно отказаться от стереотипного профайла кандидата и расширить штата за счет кадрового резерва. Следует признать, что по ряду вакансий замкнутый круг поиска легко преодолеть сменой фокуса этого самого поиска. Пришло время обратить внимание на студентов и молодых людей до 25 лет, людей предпенсионного возраста и молодых пенсионеров, а также домохозяек и тех, кто в данный момент работает неформально или на условиях неполной занятости. Компания, которая предложит этим категориям стабильную работу с прозрачными условиями оплаты труда и мотивацией вместо непонятного краудсорсинга, приобретет благодарных и лояльных сотрудников. Основной зоной нестабильности сегодня стали как раз команды, привлекаемые на условиях краудсорсинга и самозанятости. Причин для этого несколько, начиная от низкой вовлеченности таких сотрудников, рандомности выполнения заказов до налоговых проверок обоснованности подобной организации труда на больших проектах. В периоды турбулентности кандидаты выбирают стабильность в первую очередь.
Лайфхак №2. Фокус на устойчивое развитие для оптимизации бюджета
Трудности на рынке рекламных материалов идут по нарастающей последние полтора года. Это и серьезное удорожание сырья, и перестройка логистических цепочек, и, конечно, заморозка контрактов транснациональных компаний. В 2022 году производители рекламного оборудования обозначали потери от 20 до 60% заказчиков (по данным INFOLine, обвал рынка в целом составил около 80%). В первой половине 2023 года надежда на возрождение рынка была связана с новыми участниками рынка, пришедшими на смену иностранным компаниям. В частности, значительно вырос спрос на торговое оборудование и застройку площадей магазинов под новые бренды. Также вырос объем заказов на пре-паки. Однако новый вызов в виде падения рубля в конце лета уже негативно отразился на себестоимости производства.
Тренд на устойчивое развитие в отношении рекламных материалов и конструкций пришелся как нельзя кстати, поскольку помимо этических аспектов несет ощутимые практические выгоды. Флагманом среди ритейлеров стала сеть «Магнит», внедрившая добровольный регламент для ответственных производителей с целью снижения отходов.
Фокус на применение экологически чистых материалов наряду с ответственным и бережливым подходом к использованию ресурсов дают преимущество в виде сокращения затрат за счет увеличения срока службы POSM. И для природы полезно, и для бюджета.
Лайфхак №3. Кэшбек – новое промо
По данным агентства INFOLine, в 2022 году производство продуктов увеличилось на 1,1%, а напитков — на 6,7%. К сожалению, инфляция превратил эти показатели роста в снижение.
Аналитики из компании «Ромир» отмечают, что несмотря на постоянную экономию потребитель расширяет количество брендов в корзине в стремлении побаловать себя. Такая динамика заметна в категориях алкоголя и безалкогольных напитков, а также мяса и мясных продуктов. Также лидируют по объему трат такие категории, как бакалея, кондитерские изделия и кисломолочные продукты.
При этом многие производители уже не обладают прежними бюджетами на маркетинг в ритейле. Как же привлечь потребителя к продукту с максимальной отдачей и в короткий срок?
Сегодня все основные сетевые ритейлеры реализовали проекты лояльности на основе Big Data, благодаря которым у производителей появился действенный способ взаимодействия с потребителем с оцифрованным результатом. Но еще дальше шагнули разработчики банковских решений, выстраивая промо-модели на базе кэшбека.
Так, одним из наиболее востребованных у потребителей оказался проект одного из лидирующих банков с однодневным высоким кэшбеком за покупку определенного бренда. У такой механики сразу несколько плюсов: глубина скидки нивелируется за счет короткого срока акции, наиболее активные пользователи становятся агентами бренда и драйвят акцию среди друзей, а производитель продукта получает точную аналитику по потребителям, которая в дальнейшем может стать основой маркетинговых активностей.
Рекомендуем обратить внимание на подобные промо активности тем производителям, кто недавно вышел на рынок или находится в процессе запуска нового бренда.
Материал подготовлен для отраслевого портала merchandising.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/bc9/nbzdctqpxild51he4jfc3h113iymnwok/anons5.jpg)
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?