Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Если откинуть все этические и репутационные вопросы, то основная причина – это невозможность легально доставить груз в РФ напрямую из Европы, США и некоторых других стран. Этой ситуацией удачно воспользовалась Турция, став значимым хабом на пути товаров в Россию.
Компании, с которыми можно работать
Логистика между Турцией и Россией находится на этапе трансформации: ряд операторов пока еще опасаются работать из-за разных рисков, другие – активно осваивают насыщенный спросом рынок. В данным момент актуальны следующие транспортные компании:
- AKKON. Эта компания появилась на российском рынке сравнительно недавно и либерально относится к любым грузам, не требует никаких дополнительных документов или гарантий.
- ARKAS. Работает на рынке России уже больше 20-ти лет, дает сервис из Стамбула и возит практически все подряд, но проводит формальную «проверку», которая существует только в документах.
- MARTI. Это экспедиторское агентство, которое работает с большим количеством судов по маршруту Турция-Новороссийск. Работают практически со всеми грузами, но просят подписать гарантийное письмо. Суть письма – при нарушении законов отправитель несет «серьезную ответственность». Какую именно – неизвестно, поскольку прецедентов еще не было.
Эти три компании ходят из Турции в Новороссийск. А также предлагают сервисы из Италии, Испании, Египта, Израиля, то есть в принципе все средиземноморское побережье. Компания MSC неофициально сохранила возить грузы со всего мира все в тот же Новороссийск, но с ограничениями на еду, лекарства и гуманитарную помощь.
Турецкие авиалинии также сохранили сервис, добавили огромное количество дополнительных рейсов, но есть большой список товаров-исключений. Российские авиалинии также активно осваивают турецкое направление.
Три вида отправителей
Естественно, что через Турцию сейчас идет большое количество европейских грузов. Всех отправителей можно условно поделить на три группы:
- Радикалы. Узнав, что груз предназначен для российского покупателя, они сразу же отказываются. На работу через нейтрального посредника не согласны.
- Сомневающиеся. Те, чьи товары вообще не попадают под санкции, но они боятся возможных проблем: вторичных санкций, трудностей с банками и получением денег, сложностей с переправкой груза через таможню.
- Те, кто занимаются бизнесом. Их товары попали под санкции, но если они будут добросовестно их соблюдать, то разорятся. Для таких компаний наиболее актуальна торговля через турецких посредников.
С первой группой говорить бесполезно, вторая может работать напрямую, если получится уговорить «рискнуть». А вот для третьей единственный вариант – это работа через посредника.
Покупатель находит агента в Турции и озвучивает свои пожелания, затем переводит деньги. Турецкий агент оформляет заказ у нужной европейской компании. Европейская компания отправляет заказ в Турцию, а агент – из Турции в Россию. Это легальная процедура, которая называется реэкспорт.
Авиаперевозка грузов
При транспортировке самолетом, в Турции не уплачиваются пошлины и НДС, но берутся сборы за таможенное оформление реэкспорта. Транспортное средство меняется с европейского на турецкое, и груз, с новыми документами от турецкой компании, едет в Россию.
По поводу документации: оформляются авианакладные, указывают либо турецкого, либо российского получателя (речь идет об обычных грузах). На основании этих документов происходит переадресация груза и он улетает уже в Россию. Также, с пакетом документов, помимо авианакладной необходимо предоставить инвойс (invoice), в котором обязательно должна быть указана российская компания.
Транзитная операция стоит примерно 1000 евро. В нее входят расходы на «транзитные формальности», а именно на:
- Перемещение с импортного терминала на экспортный.
- Подготовка и подача Т1.
- Само физическое перемещение.
- Релиз у THY(турецкие авиалинии).
Оформление авиационного транзита обычно занимает 2-4 дня.
Морские перевозки грузов из Турции
Для отправки грузов из таких стран, Бразилия, Аргентина, Индонезия и страны Африки, перевозки самолетом слишком дороги, а железные дороги (по примеру Китая) – не актуальны. Оттуда грузы отправляются только морем, в коносаменте указывают турецкую компанию.
Далее получатель груза выписывает свой коносамент, где указывается конечный получатель в России. Далее происходит оформление и транзит груза. Также, к коносаменту требуют инвойс, упаковочный лист и табличку с количественными характеристиками груза.
В ряде случаев, могут дополнительно попросить:
- документы о перегрузке товара из одного контейнер в другой, что формально означает смену транспортного средства;
- фотографии состояния и местонахождения груза.
Еще один аспект – это те грузы, которые прибывают в Турцию автотранспортом. Сейчас как минимум пять турецких складов спокойно работают и берут на временное хранение российские грузы перед перегрузкой в контейнеры и отправкой.
В остальном, разница с морской транспортировкой заключается в следующим аспектах:
- Перетарка машина-склад.
- Затарка контейнера со склада.
- Подача порожнего контейнера на склад.
- Хранение на складе.
- Т1 от склада в порт.
- Сдача груженого контейнера в порту.
- Таможенный перевозчик.
Что в итоге?
Компаниям, которые работают с санкционными товарами или европейскими поставщиками, которые опасаются напрямую взаимодействовать с Россией – стоит задуматься о поиске турецкого контрагента или создании своей компании.
Подробнее о том, как организовать этот процесс, возможных трудностях и рисках, можно узнать из нашего нового вебинара.

О ключевых достижениях и точках роста сети гипермаркетов «O’Kей».