Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Исследователи Центра Сколково составили список профессий, которые могут исчезнуть в ближайшее десятилетие. Прогресс не стоит на месте, и изобретения отбирают у людей рабочие места. Так в первой половине XX века практически исчезла профессия смотрителя маяка: с изобретением солнечного клапана нужда в человеке, который будет зажигать фонарь вечером и гасить утром, отпала. По утверждению специалистов Сколково к 2030 году на грани исчезновения окажутся, например, билетёры, вахтёры, почтальоны, официанты, тренеры и другие специалисты сферы услуг. В том числе – операторы контакт-центра.
Аргумент сторонников этого пути развития звучит так: роботы уже отвечают на звонки абонентов, и как только механизмы распознавания речи усовершенствуются, искусственный интеллект сможет поддерживать полноценный разговор с пользователем. Таким образом, операторы-люди будут не нужны. «Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение!» - как говорил герой классической советской кинокартины.
Но есть ряд причин с этим не согласиться.
Сейчас роботы способны выполнять подтверждение заказа, оповещение пользователя и другие. Но даже когда искусственный интеллект в совершенстве освоит русский язык (далеко не самый простой из мировых языков), человек останется.
Статистика жестока: до 70% абонентов не готовы разговаривать с машиной и сбрасывают звонки, если понимают, что это автоматическое сообщение. Их можно понять.
Во-первых, автоответчик (и «автозвонильщик») – это банальная реклама, без кастомизации под пользователя и уважения к нему. Робот не настроен на интерактив, тогда как хороший оператор учтёт все требования клиента, предложит наиболее подходящее решение, даст совет. Выслушает, в конце концов. Психология человека – основная причина, по которой даже идеальное знание языка не сделает робота хорошим оператором. Из-за этого продажи, к примеру, нескоро станут автоматическими.
Во-вторых, вопросы, которые требуют нарушения или отступления от алгоритма, пока ещё ставят машину в тупик. Да, роботы заменили человека в многих процессах: трекинг заказов, бронь билетов и гостиниц совершаются в один клик. Одни баги система находит и исправляет в себе сама, с другими проблемами, которые клиент раньше решал по телефону, теперь разбирается чат-бот.
Возможно, с совершенствованием технологии речи боты смогут компетентно отвечать и на звонки, но пока о таком можно только мечтать. По данным исследований, даже самые продвинутые платформы едва дотягивают до интеллекта первоклассника. Машины, способные полноценно мыслить, появятся нескоро, и вряд ли колл-центр станет первым местом их работы.
Но если машина ещё не дотягивает до своего создателя по интеллекту, вероятно, ей можно поручить более простые задачи? Суть же не в том, заменить человека роботом, а в том, чтобы разгрузить дорогостоящего специалиста и позволить ему заниматься только сложными вопросами, которые роботу не по зубам. Таким образом, сфера деятельности оператора смещается в сторону решения проблем, возникших при машинной обработке данных, в то время как автоматика собирает максимум вводной информации.
Здесь важно понять, что эффективность работы операторов и качество обслуживания клиентов напрямую зависят от руководителя – наставника, супервайзера, тимлидера. Если он умеет найти ключик к каждому из подчинённых, умеет мотивировать и убеждать, не поддаётся на провокации и манипуляции сложных сотрудников, то его команда сможет удержать и перманентно повышать планку. Таким образом оказывается, что обучение миддл- и джуниор-менеджмента оправдывает себя в долгосрочной перспективе и помогает экономить средства, поскольку дальше знания передаются сверху вниз уже внутри компании.
Пусть заменить операторов роботами пока нереально,но технологии и новые программные системы позволяют частично перевести обучение в автоматический режим. Например, новая разработка от одного из крупнейших контакт-центров РФ EVA.Телеконтакт. Образовательная платформа для колл-центров, сочетающая электронное обучение и дистанционный коучинг (см. EVA.Телеконтакт).
Это набор курсов для менеджеров, в котором каждый курс – это инструмент, который можно использовать в работе КЦ. В программу входит короткая видеолекция (формат TED-презентации), электронное тестирование и практический кейс для самостоятельной проработки. Если первые два этапа обучаемый проходит самостоятельно, то кейс он разбирает сам и отправляет учителю – а тот принимает результат или возвращает на доработку. Обсуждение проходит в режиме видеоконференции. Затем сотрудник получает чек-листы и учится применять полученные знания на своих подчинённых под контролем ментора. В итоге вырабатывается навык, при помощи который помогает эффективнее работать с операторами и обучать их.
По словам разработчиков, платформа возникла из собственной потребности в развитии новых кадров и унификации процесса обучения. На протяжении года платформу тестировали в родных стенах. Выяснив, что эффект есть, систему обучения начали масштабировать и выводить на внешний рынок, поскольку она позволяет быстро создать эффективно работающий колл-центр «под ключ». Отдельный плюс – все курсы адаптированы для восприятия поколением двадцатилетних, которые составляют основную долю сотрудников КЦ. По сути, руководителей учат говорить на одном языке с операторами, что делает рабочий процесс проще и снижает уровень стресса для всех сторон.
Вероятно, через десять лет количество операторов действительно сократится, но профессия не исчезнет полностью. Более того – она станет более престижной, станет лучше оплачиваться и требовать большей квалификации. Роль человека в контакт-центре не уменьшится, а увеличится, как увеличится и спрос на первоклассных специалистов в этой области. Поэтому операторов нового уровня важно готовить уже сейчас, и начать это стоит с обучения их прямых руководителей.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?