Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Николай Рыжков, основатель кадрового холдинга «СТС Групп»
По данным Interconnection Consulting, «СТС Групп» входит в топ-10 кадровых операторов Восточной Европы. Направления деятельности – обслуживание торговых и производственных процессов предприятий на основе привлечения и организации труда временного персонала; рекрутинг и аутстаффинг .
На более чем 800 объектах, сопровождаемых «СТС Групп» по всей России и в странах СНГ, сегодня задействованы свыше 4000 человек. Головной офис находится в Москве. Филиалы, региональные представительства компании расположены в Санкт-Петербурге, Сочи, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Липецке, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Твери, Тольятти, Тюмени, Саранске, Калининграде. Сеть региональных партнёров действует в 50 городах РФ.
Эксперимент
Кого-то к идее собственного бизнеса подталкивают обстоятельства. Для других своё дело – продукт, который выплавляется из интересов и увлечений. Третьи говорят, что тяга к предпринимательству у них в крови. Основателей бизнеса часто объединяют жажда свободы и желание сделать что-то значимое и важное для себя и окружающих.
С раннего возраста, во многом благодаря пример у родителей, я точно знал: хочу быть независимым, заниматься интересным делом, руководить масштабными проектами, экспериментировать. Отношение к жизни именно как к чреде экспериментов, прежде всего над собой, из которых складывается опыт и личность, и есть по большому счёту предпринимательский взгляд на мир и своё место в нём.
Первые пробы в бизнесе пришлись на период учёбы в МГУ. Вместе с одногруппниками в свободное от занятий время мы подрабатывали на стройках, разгружали фуры, занимались уборкой и озеленением территорий. На старших курсах это уже были «менеджерские» функции: общение с заказчиками, комплектование и управление бригадами, набираемыми из студентов разных вузов. Мы сами находили клиентов, заключали договоры, нанимали и контролировали исполнителей.
Затея с трудовыми отрядами тогда воспринималась нами больше как игра в бизнес, даже несмотря на то, что приносила неплохие деньги. Но этот опыт очень пригодился при создании «СТС Групп».
Предприниматель-испытатель
На первых порах очень редко кому удаётся сделать что-то своё, правильно выбрать стратегию и направление будущего бизнеса. Ты тестируешь, изучаешь, оцениваешь разные модели успеха, сконструированные другими. В моём случае после службы в армии это были: рекламный бизнес, клининг, работа по найму.
Здесь очень важно не останавливаться, не опускать руки, верить в свои силы и удачу. Каждый новый опыт неизменно повышает мастерство, и со временем из бизнесмена-испытателя ты превращаешься в бизнесмена-конструктора.
Аутсорсинговая модель пришла в Россию в конце девяностых. К двухтысячным она получила распространение в IT-индустрии, юридической, рекламной и дизайнерской сферах, клининге, охранной деятельности. Тогда же стали появляться первые «цивилизованные» кадровые операторы.
Ниша предоставления временных сотрудников линейного профиля практически пустовала. Были компании, специализирующиеся на отдельных направлениях: уборке, охране, доставке, погрузке-разгрузке. С массовыми потоками персонала и широким комплексом задач работали только 2-3 игрока. Это натолкнуло меня на мысль вернуться к идее трудовых отрядов, но только в более глобальном масштабе и новом формате.
Развитие торговли, производства, рынка логистических услуг в начале двухтысячных предполагало экспоненциальный рост потребности в линейном персонале и использовании новых механизмов кадрового администрирования. Предприятия постепенно приходили к пониманию того, что гораздо выгодней, безопасней и эффективней передать функции подбора и управления трудовыми ресурсами стороннему провайдеру с соответствующим профилем и возможностями.
С первых дней мы выстраивали «СТС Групп» не только как коммерческий проект, но и как социально ориентированную компанию. Если для магазинов, складов, производств холдинг решал, прежде всего, бизнес-задачи, то для простых людей, особенно из глубинки и моногородов, занятость через нашу компанию обеспечивала возможности элементарного выживания. Тогда мы еще не осознавали, что стоим у истоков и сами принимаем участие в формировании по сути нового рынка труда.
Своя ниша
«СТС Групп» одним из первых в России предложил соотечественникам возможность стабильного и честного заработка без привязки к месту проживания, квалификации, жёсткому графику. У людей из регионов, страдающих от безработицы, появилась альтернатива вахтовому труду на Севере – временный заработок на объектах наших заказчиков в Москве и области со сменным графиком, предоставлением жилья, питанием, бесплатным обучением.
За трудоустройство и сопровождение соискатель не платил ни копейки. Люди периодически приезжали к нам на заработки, а затем возвращались домой с «хорошими» по региональным меркам деньгами, обеспечивая достаток себе и близким. Я и партнеры вложили много усилий в то, чтобы выстроить всю логистику от поиска и отбора персонала до решения бытовых вопросов и контроля производственных процессов, в которых задействованы тысячи сотрудников.
Но главная сложность была даже не в организации бизнес-процессов, а в создании имиджа надежного работодателя и поставщика услуг. Уже в первые годы развития мы столкнулись с кризисом доверия к кадровым операторам и аутсорсингу в целом.
Привлечению соискателей мешали агентства-обманщики, продающие кандидатам «липовые» вакансии и несуществующие ставки за работу от лица «СТС Групп». Это подтолкнуло нас к идее развития партнёрской рекрутинговой сети с жесткой регламентацией процесса трудоустройства. Конечно же, мы стали активно внедрять программы мотивации и поддержки лояльности персонала.
Заключению контрактов с клиентами на начальном этапе препятствовали размытость правого поля и законодательных норм в сфере оказания аутсорсинговых услуг, недостаточная информированность заказчиков о специфике нашего бизнеса, практика ручного управления, распространенная на большинстве российских предприятий. Главная битва шла за рекомендации клиентов и повышение их компетенции в вопросах кадрового аутсорсинга.
Открытие филиалов
Открывая первый филиал в северной столице, мы руководствовались больше любопытством, чем маркетинговыми выкладками. Это был такой же эксперимент. Он увенчался успехом во многом благодаря упорству и амбициозности молодой команды.
С дальнейшим масштабированием пришло понимание того, что одного энтузиазма и «упёртости» мало. Нужно детально погружаться в экономические показатели региона, оценивать и прогнозировать спрос, учитывать менталитет, вносить корректировки в бизнес-процессы.
Важно соотносить потребности и возможности – не только свои, но прежде всего города, области, региона, страны, на которые у тебя планы. Одной из первых ошибок «СТС Групп» при открытии филиалов была неточная оценка кадрового потенциала отдельных областей.
Бывали случаи, что клиент запускал производство или магазин, а мы просто физически не могли обеспечить его сотрудниками из-за дефицита или даже полного отсутствия кандидатов среди местного населения. Хотя, как правило, чаще сталкивались с избытком кандидатов.
Это заставило нас изменить подход к планированию открытий. Мы пришли к идее создания мобильных вахтовых бригад, формируемых из рабочих, проживающих в соседних населенных пунктах.
Часто мы сталкивались с «незрелостью» региональных предприятий, их неготовностью применять аутсорсинговую схему сотрудничества.
Тем не менее за 3 года мы выстроили мощную и обширную региональную сеть и ещё дополнительно укрепили своё присутствие в регионах франчайзинговыми партнёрами. К слову скажу, что большая часть руководителей наших франчайзи – в прошлом сотрудники «СТС Групп».
Предприниматель-конструктор
2016–2017 годы стали сложными для российской экономики. Многим предприятиям пришлось сокращать расходы, оптимизироваться. Новые законодательные требования вынудили многих кадровых операторов уйти с рынка или сменить направление деятельности. «СТС Групп» также пришлось перестраиваться.
Но именно эта трансформация привела холдинг к осознанию своих возможностей. Опыт, географический охват и внедрение новых технологий позволили «СТС Групп» сконцентрироваться на создании продуктов, которые, как мы надеемся, в ближайшие годы в глобальных масштабах поменяют рынок труда.
В 2017 году на базе партнерской сети заказчикам кадровых услуг, агентствам и соискателям был представлен сервис найма временных сотрудников и трудоустройства онлайн. Оформление на работу осуществляется дистанционно и без посредников, весь процесс занимает минуты, кандидатам доступны тысячи вакансий по всей стране.
Человек, заинтересованный в работе, больше не «привязан» к локальному рынку труда и ситуации в регионе проживания. Он сам планирует свой график и отправляется туда, где ему интересно, не теряя время на поездки для собеседования и не беспокоясь о завтрашнем дне. Партнёрские офисы «СТС Групп», обеспечивающие работу сервиса, при необходимости окажут всю необходимую помощь.
Рассчитываем, число пользователей сервиса за 2-3 года достигнет нескольких миллионов человек. В том числе и благодаря сегодняшнему общемировому тренду, когда стираются границы между странами, люди объединяются тысячами каналов коммуникаций…, когда работа перестаёт быть необходимостью, а становится источником познания себя и мира.
Интервью
Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»
Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.