Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
166

Поделиться

Последние два года зарплаты ИТ специалистов постоянно пробивают потолок. На это повлияли как мировые события, так и цифровизация всего и вся. Ит-шники нужны буквально всем, а значит, могут диктовать свои условия. Но начиная с 2023 года пальму первенства по востребованности у них постепенно забирают водители, особенно категории С и Е. Какой бы быстрой ни была автоматизация, до беспилотных фур нам пока далеко. Как компании идут на уступки, чтобы укомплектовать свой штат, и стоит ли водителям ждать очередного повышения зарплат в этом году, рассказал Сергей Чернов, генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго».  

Рынок для кандидатов  

Квалифицированные водители категории С и Е всегда были востребованы в логистической отрасли. Но профессия постепенно старела — молодые не спешили садиться за «баранку» фуры. К концу 2022 года стало понятно, что нехватка водителей стала серьезным вызовом для всего российского бизнеса. Из-за постоянного переустройства логистических цепочек, санкций и развития внутреннего производства в России, объем перевозок в 2023 году вырос в полтора раза по данным биржи грузоперевозок ATI.SU.

Для сохранения штата и привлечения новых сотрудников компании начали предпринимать разные шаги: увеличение зарплат, ДМС, в том числе расширенный, гибкий график, увеличенный отпуск, система мотивации и тому подобное.

Кроме этого, в 2023 года себестоимость найма сторонних перевозчиков сильно выросла. Как правило, начало года характеризовалось, наоборот, падение себестоимости до уровня летнего периода. И перевозчики, чтобы максимально использовать свой транспорт, так же — максимально понижали ставки. Но 2023 год продемонстрировал другую динамику. Если в 2022 году стоимость фуры c рефрижератором из Москвы до Уфы составляла порядка 200 тысяч рублей, то в конце 2023 года — уже порядка 350 тысяч рублей. Ситуация буквально вынудила логистические компании максимально использовать свой транспорт.

«В 2023 году мы расширили свой автопарк с 50 до 100 единиц автотехники. И в результате простой автотранспорта у нас составил более 30%. Чтобы соответствовать рынку, где наблюдался острый дефицит и для привлечения новых водителей в марте 2023 года мы первый раз повысили зарплату. Затем — в июле, затем — в ноябре. В результате, если в 2022 году средняя зарплата составляла примерно 100 тысяч рублей, то сегодня — от 200 тысяч рублей. Кроме этого, мы платим «суточные», когда водители уходят в рейс, — они выросли с 600 рублей до 1000 рублей. Благодаря таким манипуляциям в конце февраля-начале марта 2024 смогли сократить дефицит. Простой транспорта составляет теперь не более 5%», — рассказал Сергей Чернов.  

Европа помогла

Еще один фактор, который частично помогает сегодня российским компаниям восполнять дефицит водителей — окончание у многих из них срока разрешения на работу в европейских странах. Это касается не только водителей из России, но и из Беларуси, которые перешли в российские компании. Так, например, в «Скиф-Карго» порядка 10% водителей — выходцы как раз из соседней республики.    

….и санкции тоже

Летом всегда наблюдается спад грузооборота из-за периода отпусков. Помимо этого, компании испытывают трудности с оплатой импорта. Из-за невозможности как раньше оплатить счет напрямую грузооборот снизился. Так, по клиентам «Скиф-Карго» спад наблюдается в объеме порядка 20%. В связи с этим перевозчики даже начали демпинговать цены, поэтому о каком-то кратном росте зарплат водителей в этом году пока говорить не приходится.

«Все наши клиенты на месте, никто с рынка не уходит, но обороты немного просели. С осени мы ожидаем рост грузопотока, так как в сентябре начинается высокий сезон. Кроме этого, проблемы с оплатой в любом случае придется решать, так как никто не хочет терять прибыль», — отметил Сергей Чернов.

Поможет ли Азия?

Не секрет, что большее количество линейного персонала в логистике, особенно складских рабочих — выходцы из Ближней и Средней Азии. В прошлом году активно велись дискуссии о расширении их потенциала и привлечение в качестве водителей, но, как показывает практика, пока данный вопрос еще на стадии обсуждения.

«У нас такой практики не было, но как рассказывали наши партнеры, такие водители — не самые надежные сотрудники. Поработают 2-3 месяца и увольняются или просто не выходят в рейс, никого не предупредив. У нас был случай, когда трудоустроиться хотели сразу 10 водителей из одной из стран Азии. С одной стороны, можно было бы закрыть сразу несколько вакансий и полностью укомплектовать штат. С другой стороны, не хотелось стать заложниками ситуации. При возникновении каких-либо разногласий они могут так же — полным составом уволиться. А логистика не может зависеть от чьего-либо настроения», — подчеркнул Сергей Чернов.  

Хотя конечно, отмечает эксперт, работать в этом направлении всё же нужно, но системно и на уровне государства — обучать, оформлять документы, контролировать таких водителей, чтобы их работа была безопасной как для самой компании, так и для окружающих. Естественная миграция и качественная подготовка новых водителей из других государств сможет остановить рост зарплат водителей и выровнять рынок.

Как привлечь молодежь в водители

Только если сделать весь транспорт беспилотным с возможностью контролировать его с рабочего стола как в компьютерной игре, говорит Сергей Чернов.

Чтобы стать водителем фуры, нужно сначала получить категорию В, потом С, а потом уже отучиться на категорию Е. Если начать водительский стаж в 18 лет, то «дорасти» до фуры можно как минимум в 25 лет. И то, не каждый мечтает о романтике больших дорог, определённом одиночестве, необходимости иногда самостоятельно ремонтировать автомобиль. Вроде бы несложный ритм жизни — крути себе баранку и всё, но на самом деле — это очень активная жизнь с большой долей ответственности. Возможно, поэтому минимальный возраст водителей фур — порядка 50-ти лет.

«В этой сфере есть свои бриллианты. Кто-то приходит сразу после армии специально, чтобы стать водителем. Автомобиль — их второй дом. Порой в салоне настолько чисто, что даже неудобно садиться в уличной обуви. Но таких, к сожалению, меньшинство», — сказал Сергей Чернов.  

Компания «Скиф-Карго» состоит в общественной организации «Водители России», которая всеми силами пытается повысить престиж профессии водителя. Понятно, что это дело — не быстрое, тем более с учетом демографического спада. Скорее всего это проблема с нами на ближайшие 10 лет, как минимум, добавил спикер.

Когда ждать повышения зарплат водителям

В этом году точно нет, по крайней мере, какого-то существенного скачка в зарплатах точно не будет, уверен Сергей Чернов. Хотя бы потому, что ресурса у логистических и транспортных компаний, которые вынуждены ежедневно решать все новые проблемы, попросту нет.

А вот в 2025 году перевозчикам все-таки придется их пересмотреть. Во-первых, на уровень инфляции. Во-вторых, дефицит водителей никуда не денется. Компании все так же будут хантить водителей друг у друга, расширять соцпакет, становится более гибкими в условиях. 

«Пока этот рынок строится вокруг кандидатов, и мы мало, что можем с этим сделать. К счастью, мы не сталкивались с откровенной наглостью, у нас никто корону на голову не надевает. Но тенденция рынка такова, что водители действительно незаменимы. Это не ИТ-шники, которых ежегодно сотнями выпускают университеты», — резюмировал Сергей Чернов.  

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами