Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
«Шкурный вопрос» рассмотрели на круглом столе «Современный рынок меха: вызовы времени и окна возможностей».
Несмотря на пандемию, продолжающийся спад покупательской способности, рост курса валют, проблемы налогообложения и таможенного регулирования, пушно-меховую отрасль хоронить рано. Более того – Россия впервые за последние тридцать лет получила шанс вернуть утраченные на мировом рынке пушнины позиции. Об этом и многом другом говорили участники круглого стола «Современный рынок меха: вызовы времени и окна возможностей», прошедшего в рамках "Российской недели текстильной и лёгкой промышленности".
До круглого стола состоялся показ меховых коллекций, в котором участвовали «Русский мех», дизайн-центр Astel, АО «СОЮЗПУШНИНА», организованный СОЮЗЛЕГПРОМ, ГК «АКСЕССУАР ФУР». Во время показа впервые были представлены также модели, созданные российскими студентами из натурального меха и кожи. По словам Виктора Константинопольского, учредителя группы компаний «Аксессуар Фур», это для них – уникальная возможность в новейшей истории отрасли поработать с высококлассными меховыми и кожаными лотами. «Бюджеты у студентов и молодых авторов всегда или очень ограничены, или отсутствуют вовсе, - согласилась Виктория Константинопольская, генеральный директор ООО «Русский мех». – Но им критически важно и работать с хорошими материалами, и выставляться – без этого у отрасли просто нет будущего. Неудивительно, что наш, по сути, волонтёрский проект был горячо встречен студентами и молодыми дизайнерами, многие из которых вообще впервые работали с цельными шкурками и кожами, а не кусочками».
О важности работы со студентами рассказал и Kadir KILIC, член правления турецкой ассоциации KSIAD: меховщики в Турции поддерживают не только турецких студентов профильных вузов, но и российских, казахских и белорусских. «Как убедить молодых людей снова покупать мех? – размышляет, в свою очередь, Лазарос Савидис, генеральный секретарь Kastorian Fur Association ‘Prophet Elias’. – Нам кажется, что только вовлекая молодых же людей в меховую индустрию».
Однако, в 2020 году в России было произведено всего лишь 1, 2 млн шкурок норки. По словам Ирины Крутиковой, дизайнера, академика Российской академии художеств, заслуженного художника России, лауреата Государственной премии Российской Федерации, это – мизер для страны, которая была на первом месте в меховой отрасли даже во время войны. «В 1924 году, когда при МИДе был создан отдел экспорта, первыми товарами, которые стали продаваться в другие страны, стали мех и нефть, - напомнила Ирина Крутикова. – Вот нефть осталась, а мех, наше национальное достояние, гордость – ушёл. При СССР наши фабрики получали признание во всём мире за качество, дизайн. Продажа меха не останавливалась даже во время войны – в самый её разгар, в 1941-43 гг мы продавали шкурки серебристо-чёрной и платиновой лисицы, и спасали страну. Сейчас же, когда я вывожу в другие страны коллекции, иностранцы не верят, что это сделано в России. Как? У вас? В России? Что-то шьют? Это неудивительно – мы с девяностых покупаем большую часть шкурок и готовой продукции за рубежом, а проблем меховой отрасли для страны как бы не существует. В том числе, для ритейлеров: если у иностранных производителей они готовы брать товар по всем правилам, то у российских – только под реализацию».
На российский рынок влияет и фактор исчезновения преемственности и институтов с возможностью получения фундаментального образования. В итоге звероводы, скорняки и технологи передают знания и мастерство исключительно из рук в руки. Между тем, по словам Ирины Крутиковой, отрасли жизненно необходимы ассоциации по профессиям (звероводов, конструкторов, скорняков, технологов) с возможностью обмена знаниями и мнениями в режиме реального времени.
Всё это следует шить
По словам Владимира Бозова, генерального директора зверохозяйства «Мермерины», в этом году основное стадо норки составило 306 тысяч голов – это гарантирует примерно 1, 4 млн шкурок к осени-зиме 2021 года. Норку в России сегодня разводят в 28 хозяйствах в 16 регионах, соболя – в 13 хозяйствах в 10 регионах. Поголовье последнего – 56 тысяч особей, что даст в сезон около 100 тысяч шкурок. Лисицу разводят 12 хозяйств в 10 регионах; шкурок же от 11 тысяч голов ожидается не более 40 тысяч. Песца – ещё меньше, и совсем немного – енотовидной собаки и хоря, которых предлагают всего три российских хозяйства.
На первом месте по поголовью традиционно Тверская область, затем – Калининградская, остальные места делят другие регионы страны. «В 2020 году из 1, 2 млн шкурок норки примерно 350-400 тысяч на внутренний рынок не попали, - указал Владимир Бозов. – Внутренний рынок, несмотря на понятный спад его активности, будет испытывать определённый дефицит пушнины. Как он будет восполняться, совершенно очевидно – закупками за рубежом».
С последним, правда, тоже всё сложнее: во-первых, упал курс рубля, во-вторых – покупательская способность, в-третьих – крупнейший производитель норки, Дания, уничтожил всё своё поголовье, и отрасль лишилась лучших лотов на рынке. В проекте – запрет звероводства в Нидерландах, Норвегии и Польше; Австрия и Португалия выступают вообще за полный запрет звероводства на территории ЕС. «Такого, как было раньше – когда мы всем миром делали 90 миллионов шкурок в год – конечно, уже не будет, - резюмировал Владимир Бозов. – Не будет и такого мирового спроса. Но Россия – северная страна, у нас всегда будет спрос, поэтому сейчас нужно думать, как развивать и модернизировать отечественное звероводство».
Однако пока лишь небольшая часть российских хозяйств занялись модернизацией, улучшили племенное поголовье. «Но ведь именно сейчас, когда цена на пушнину растёт, нужно воспользоваться шансом, и вкладываться в новейшие технологии и специалистов», - убеждён эксперт.
Русское, народное
Ещё одна проблема российских меховщиков – неумение выстроить коммуникацию как с миром fashion , так и с конечными клиентами. «Меховщики живут как бы в параллельной к дизайну и fashion реальности, - пояснил Эмиль Шабаев, дизайнер. – В Европе, конечно, свои сложности – там из-за движений общественных организаций и выхода меха из моды упали несколько торговых домов с мировым именем. Это, разумеется, отразилось на всей индустрии. Но со временем выяснилось другое: люди, несмотря ни на что, хотят покупать красоту – из каракульчи, соболя, норки, зайца ли, неважно. Так что мы, например, давно продаём красоту, а не собственно дорогой мех. В 2019 году, когда открывали магазин во Франции, я думал: а что мы покажем в стране, которую ничем нельзя удивить? Оказалось, можно – и не столько нашим русским соболем, интерес к которому был понятен и ожидаем, но и дизайном. В итоге только 20 % наших клиентов во Франции были русскоговорящими, а 80 % - иностранцами, хотя мы и наша мода, повторюсь, для них никто, чистый лист».
Сейчас русский мех, по словам Эмиля Шабаева, нужен всем: дизайнеры в Москве, Петербурге и других городах очень хотят закупать побольше именно продукции отечественных хозяйств, но это далеко не всегда возможно, в том числе, из-за высокой стоимости сырья. «У меня нет в этой связи никакой волшебной таблетки для дизайнеров и меховщиков, - констатировал г-н Шабаев. – Только совет: вдохновляться модой, красотой, и постоянно актуализировать коллекции для клиента, который становится всё моложе. Рынку нужна не только высокая мода, но и одежда в более низких ценовых сегментах для молодых покупателей. Сделайте массовые красивые шубы, дайте рынку актуальный по дизайну продукт – не в Москве, на дорогой аренде и зарплатах, а в регионах».
Дмитрий Ларионов, бизнес-менеджер по Восточной Европе Международного пушно-мехового аукциона SAGA FURS согласился: для меховщиков жизненно необходимо сегодня на всех этапах работать «в связке» с дизайнерами и миром fashion в целом. «Наш творческий центр, например, сам задаёт тренды, приглашает на показы, передаёт опыт, - рассказал г-н Ларионов. – Мы делимся всеми своими ноу-хау, и в итоге видим, например, уникальные коллекции от русских дизайнеров из финского арктического енота».
Начинать такую работу, по его словам, нужно со студенческой скамьи – аукцион тесно сотрудничает с профильными институтами Омска, Петербурга и Москвы, и многие бывшие студенты сразу после получения дипломов приходят на работу к меховщикам.
Налоговое время
Свои давние и пока неразрешимые проблемы у отрасли есть и с таможенным регулированием, но особенно – с налогообложением и НДС. По словам Владимира Бозова, представители отрасли давно обивают властные пороги с тем, чтобы лимит для перехода к НДС в индустрии повысился до 400 млн (сейчас – 100 млн, с 2022 года – 60 млн), но пока безуспешно. «Проблема с НДС общая, - согласился Павел Голота, заместитель генерального директора АО «Союзпушнина». – То, что отрасль сейчас на разной системе налогообложения, создаёт проблемы и звероводам, и покупателям. Последние, входя в зал, сразу спрашивают не о качестве меха, а о том, где у вас товар без НДС».
На этом фоне Олег Осипов, представитель Ассоциации кожевенно-обувных и пушно-меховых предприятий Узбекистана «Узчармсаноат», поделился опытом своей страны, которая сейчас реализует масштабный государственный проект восстановления и развития каракулеводства с созданием соответствующих кластеров. Государством же предоставляются в аренду пастбища, налоговые и таможенные льготы, отработан и механизм по возмещению НДС.
В России, кроме того, нужна и централизованная круглогодичная площадка для реализации пушнины, где мех можно было бы купить в любое время и без аукционов. «Пандемический год перестроил многие процессы на рынке, - напомнил Павел Голота. – Аукционы перешли в онлайн, хотя ещё совсем недавно представить это в ситуации с мехом – товаром, который нужно смотреть, держать в руках – было невозможно. Но оказалось, что такая форма почти ничем не уступает обычным торгам. Более того, она дала возможность выйти на аукционы напрямую конечным покупателям без брокеров».
Однако, в будущее пока отрасль смотрит пока с весьма осторожным оптимизмом, полагает Алексей Плеханов, генеральный директор ООО «Русьпушнина», напомнивший любимую поговорку меховщиков: чем лучше зима, тем хуже дела в экономике. «И вот эта великолепная нынешняя зима действительно совпала с жуткой экономикой, - резюмировал эксперт. – Поменялся рынок, покупатель, люди откладывали покупки. При этом, мы видели, как в других странах раздавались вертолётные деньги, и к меховщикам приходили их осваивать: дайте всё, что есть и сегодня, завтра будет поздно. В России этого, разумеется, не было».
Ещё одна с каждым сезоном усугубляющаяся проблема – с промысловой пушниной. Сложное законодательство и документооборот в России привели к тому, что стоимость легализации шкурки для охотника теперь выше её добычи. В итоге на аукционах исчезла белка, подобная проблема ожидается и с промысловым соболем, прогнозирует Алексей Плеханов.
Получите дивиденды
Оборот пушно-меховых товаров в России в 2020 году снизился на 35-40 %, однако уровень четвёртого квартала не уступал уровню соответствующего периода прошлого года. Январь также был удачным для российских меховщиков, и слухи об окончании эры пушно-меховой индустрии сильно преувеличены, констатировал Сергей Столбов, президент Российского пушно-мехового союза. Несмотря на пандемию и коронакризис, мех востребован во всём мире, оборот пушно-меховых товаров в прошлом году составил $ 24 млрд. В свою очередь, за Россией и Китаем в 2020-м окончательно закрепился статус основных драйверов отрасли. «При этом, в России, когда меховщики просили государство причислить себя к пострадавшим отраслям, все делали круглые глаза: мех – и пострадавшие? – вздыхает эксперт. – Нам, разумеется, мешает не только это, но, например, и тот факт, что последние двадцать лет ритейлерами проводилась целенаправленная политика по превращению товаров из натурального меха в продукцию массового повседневного спроса. Эта массовость принесла рынку и более низкое качество, и соответствующую репутацию – мех, по сути, начали штамповать, как китайскую электронику на конвейере. Я был недавно в Петербурге в некоторых магазинах, и не поверил, что всё это можно продавать в 2021 году и за такие деньги. Сделано в Греции, Китае, но маркировано, разумеется, как Россия. Сегодня пришла пора вернуть русскому меху статус высококачественного, экологически чистого, возобновляемого ресурса, гораздо менее вредного для окружающей среды и здоровья человека, чем искусственный».
Сможет ли Россия отвоевать обратно статус законодателя и первой страны в меховой индустрии, будет зависеть от целого ряда факторов. На решающую битву на мировом рынке, по словам Сергей Столбова, у русских меховщиков есть 4-5 лет, когда ситуация в отрасли будет особенно благоприятствовать нашим звероводам и ритейлерам. «В девяностые годы датчане и китайцы заняли наш рынок, сегодня Россия по-прежнему на 80 % зависит в меховой отрасли от импорта, - поделился с залом эксперт. – По маркировке у нас – 65 % «сделано в России», но по факту – не более 20 %. И вот сегодня, повторюсь, у нас есть уникальный шанс занять и свои, и иностранные рынки, вернуть, так сказать, должок за девяностые годы. Весь мир должен привыкнуть к тому, что «сделано в России» - синоним безупречного качества».
Кроме того, по словам Kadir Kilic, со временем из стран, где торговля мехом и звероводство будут запрещены, в Россию, Турцию и Китай будут приезжать «шубные» туристы. «Тренды в меховой индустрии сдвигаются с запада на восток, - резюмировал г-н Kilic. – Ну и главное: пока есть на свете женщины, будут и мех, и украшения, и торговля ими».
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?