Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Хотите ещё больше статистики, доказывающей острую проблему краж на работе? Пожалуйста: в пределах одной торговой точки в среднем 100 чеков в месяц идут мимо кассы в карман работнику. 50% случаев осознанного воровства в ретейле — дело рук самих сотрудников (данные Infoline).
Многие федеральные сети магазинов избегают афиширования высокого уровня воровства, т. к. это может повлечь больше подобных случаев. Ретейлеры не могут эффективно противостоять кражам, во многих случаях хорошо спланированным, и поэтому отчасти мирятся с ситуацией и «вуалируют» незаконные потери в категории списанных товаров. Однако на преступления именно со стороны сотрудников розница повлиять точно в состоянии. Начинать нужно именно с выявления причин совершения краж.
Почему сотрудники воруют?
Возможно, дело в высоком уровне доверия к кассовым работникам. А в некоторых рекомендациях — наоборот: во избежание подобных случаев прописано создание дружелюбной и доверительной атмосферы между сотрудниками.
Это наталкивает на мысль, что именно коллектив с доминантой недоверия наиболее благоприятен для совершения нежелательных поступков. В любом случае правда где-то посередине: излишне дружеские и панибратские отношения на работе способствуют снятию границ и барьеров на пути к присвоению товаров. А постоянные подозрения со стороны высшего звена только подпитывают обиду и желание насолить и невольно наталкивают на так называемое «оправдание ожиданий».
Конечно, занижение зарплат работодателем — ещё одна лежащая на поверхности причина краж. В этом случае банальное желание получить что-то бесплатно, хоть и обманом, подпитывается внутренней обидой работника на своё начальство. А также вышеупомянутым желанием подпортить жизнь работодателю и восстановить «вселенскую справедливость».
Как воруют сотрудники в магазинах?
Здесь можно выделить несколько распространённых видов кражи.
В первую очередь это продукты.
- Кража в торговом зале. Механизм крайне прост: присвоение покупки работником. Вина в этом случае падает на охранника, другого сотрудника, «наглых» покупателей.
- Воровство со склада или мошенничество сотрудников при приёмке привезённых продуктов. В этом случае кражу также пытаются скинуть на сторонние обстоятельства: не довезла логистика, ошибка в учёте, другой сотрудник и т. д.
Порой, чтобы замести следы, сотрудники специально под разными поводами предварительно списывают товар (выводят его из оборота). А затем спокойно забирают списанное домой.
Более изощрённый способ кражи — «мимо кассы». Здесь воруют уже скорее не товары, а деньги.
Несколько распространённых схем:
- Самая элементарная: невыдача чека при регистрации покупки. Товар продают, деньги с покупателя берут, а чек не пробивают. При вопросе клиентов про чек скажут, что пришлют электронным путём, или сошлются на то, что сломалась касса. Вуаля — деньги получены, а покупка не зарегистрирована кассой. А на отсутствие товара без фиксации торговой сделки в системах обратят внимание не сразу — мошенник к тому времени уже уволится.
- Схема с ложным возвратом. Часто реализовывается с участием пособника вора. Сначала покупка оформляется по всем правилам продажи и фискализации: кассир продаёт сообщнику продукт. Затем происходит возврат товара: возврат оформляется, деньги возвращаются сообщнику, а вот товар остаётся у «покупателя». В этом случае возникает несоответствие по товарным остаткам — но это также заметят лишь через некоторое время.
- Пересортица. Когда кассир пробивает на кассе товар подороже, предоставляет покупателю более дешёвый вариант, а разницу от полученной стоимости кладёт себе в карман. В этом случае произойдёт обратно пропорциональный пересорт позиций: какие-то позиции будут в избытке (которые по системе учёта должны быть списаны), а каких-то будет не хватать (которые по системе должны быть на месте).
- Продажа своего товара на рабочем месте. Схема проста и изящна, свойственна совсем небольшим предприятиям: кассиры приносят на рабочее место свои собственные товары, не принадлежащие предприятию, и торгуют ими «мимо кассы», не пробивая чек.
Признаки воровства
Если у вас нет системы видеонаблюдения, то тогда нужно ориентироваться на косвенные свидетельства кражи.
Если на торговой точке товары лежат странно: некоторые отложены назад, как будто спрятаны, то можно насторожиться.
Кое-что подсказать поможет товароучётная система. Сопоставляйте позиции, которые поставлены, которые были проданы и возвращены. Если есть какие-то несоответствия и пересортица — есть повод заподозрить неладное.
Конечно же, проверяйте сами данные кассы через программу. Ситуации, которые требуют пристального внимания:
- Непонятные нерегламентированные скидки.
- Слишком большое количество Z-отчётов в смену.
- Большое количество возвратов, и все они записаны на одного сотрудника.
- Неожиданно частые безналичные платежи.
Как предотвратить воровство со стороны сотрудников?
- Установите видеонаблюдение в розничных точках.
- Проводите незапланированные инвентаризации почаще: так больше шансов вовремя выявить кражу.
- Делайте контрольные закупки. Наймите человека, который сделает пару покупок и затем проинформирует, как его обслужили: не было ли странных предложений, выдали ли чек, не обсчитали ли его. Существуют специальные компании, которые занимаются контрольными закупками, — можно доверить дело им.
- Наладьте товароучёт — он способен отобразить ценную для вас информацию. Выбирайте программу, которая имеет интеграции с другими системами (кассовыми и CRM) и предоставляет подробные данные о сделках (что именно, в каких количествах и за какую цену продал конкретный сотрудник).
- Выбирайте кассовые программы, которым можно доверять. Помимо функций контроля кассовых операций, они также должны быть интегрированы с другими учётными системами, должны уметь составлять понятную и детализированную отчётность.
- Во-первых, в личном кабинете LIFE POS можно управлять доступами сотрудников и ограничивать редактирование заказа.
- Во-вторых, программа интегрирована с ведущими CRM-системами и системами бухгалтерского учёта. Если же для вашего решения у LIFE POS нет интеграции — его легко можно сделать с помощью разработанного API. Все данные, которые обновляются в LIFE POS, автоматически обновляются и в других учётных системах. Данная опция сводит на нет риск пересортицы и мгновенно соотносит транзакцию с каждым заказом для детального изучения со стороны старших менеджеров.
- В-третьих, LIFE POS — это подробная отчётность по каждому заказу в разрезе канала продаж, ответственного сотрудника, терминала, транзакции, статуса платежа, артикула товара. По отдельным сотрудникам можно делать отчёт по работе за определённый период. Это поможет выявить подозрительные места.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?