Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
1 197
Поделиться
Итак, вы приняли решение об установке в магазинах касс самообслуживания (КСО). Возможно, вас подтолкнула к этому статья https://www.retail.ru/articles/kassy-samoobsluzhivaniya-strashilki-s-razoblacheniem/. И теперь перед вами дилемма: купить готовое решение или разработать его своими силами. Как водится, любой выбор сулит и выгоды, и риски.
Можно условно разделить КСО на три класса. Воспользуемся для этого автомобильной терминологией.
1. ЭКОНОМ-КЛАСС: КСО-«МАЛОЛИТРАЖКИ»
Заманчиво создать КСО руками собственных или нанятых под проект специалистов: вы не переплачиваете «за бренд», есть возможность выбрать по сходной цене компоненты и не тратиться на ПО сторонней разработки. Ведь никто лучше самого заказчика не знает, как настроены бизнес-процессы – а значит, не придётся составлять их подробное описание для интегратора и потом долго «притирать» новое ПО к инфраструктуре и имеющейся бэк-офисной системе.
Прежде всего, придётся потратиться на специалистов и оборудование для R&D (он же НИОКР – исследования и разработки) и составляющие будущих КСО. Второе важнейшее слагаемое – программное обеспечение. Казалось бы, дешевле всего доработать имеющуюся кассовую программу до КСО. Но это только на первый взгляд, так как придётся содержать штат разработчиков – плюсуем оплату их труда и аренду за рабочие места. Уволить их по окончании работ не выйдет, пусть даже в какие-то периоды они совсем не будут загружены, ведь рано или поздно изменения в законодательстве или в системе управления продажами потребуют модификации кассового ПО. Далее стартует сборочно-производственный этап: потребуется «цех» и склад готовой продукции (снова аренда помещения, оснащение, электричество), закупка материалов и комплектующих плюс затраты на логистику.
Итого в дебет запишем: аренду помещений для лаборатории и производства примерно на полгода, которые займёт разработка, сопутствующие затраты на электричество, оснащение оборудованием, расходы на транспорт, амортизацию, наём и ФОТ программистов. Кстати, с окончанием НИОКРа эти расходы не исчезнут: запчасти и подменный фонд нужно держать под рукой, а для обслуживания и ремонта касс в разбросанных по городу (городам) точках понадобятся разъездные сотрудники и доставка.
Тот, кто хоть раз сталкивался с мелкосерийным производством, знает, как трудно, но важно сохранить единообразие комплектующих при растянутом во времени производстве. Закупить всё на годы вперёд можно, но это многократно увеличит затраты на логистику. Если же искать компоненты по мере необходимости для производства, а также в качестве запчастей, то в какой-то момент часть их окажется недоступна. В итоге в разных магазинах будут стоять похожие лишь внешне, но разные по сути устройства, для которых на складе может не оказаться аналогичного модуля взамен отказавшему. А иная аппаратная версия узлов может потребовать доработки ПО или замены сопряжённых узлов. И вот уже у нас расставлены по магазинам кассы, с виду одинаковые, но отличающиеся и по «железу», и по софту. Неизбежно возникают проблемы с техподдержкой таких КСО и потери от длительных простоев. Поздравим себя: у нас «зоопарк». Ни о какой унификации, которая упрощает, ускоряет и удешевляет техподдержку, говорить не приходится. А ведь начиналось всё с благой идеи сэкономить…
Резюме: быстро (если повезёт), управляемые первоначальные инвестиции, но сомнительное качество, крайне высокие эксплуатационные расходы и риск долгих простоев оборудования из-за неисправностей.
2. ЛАКШЕРИ-СЕГМЕНТ – «ЛИМУЗИНЫ» В МИРЕ КСО
Это решения от мировых лидеров рынка. Такие вендоры, как правило, предлагают комплексные решения, включающие аппаратную и программную части. Ступая на этот путь, можно быть уверенным в высочайшем качестве оборудования и ПО, отвечающих самым строгим требованиям обеспечения нормативной исправности, заданной надёжности и готовности к эксплуатации. Гарантийное и послегарантийное обслуживание, расширенные пакеты сервисной поддержки – любые услуги «для состоятельных господ».
Обратная сторона медали: очень существенные первоначальные затраты на закупку и интеграцию с существующей кассовой системой, а также большие расходы на ТОиР (техобслуживание и ремонты) и сопровождение силами производителя. Изменение функционала ПО будет стоить дорого, и, скорее всего, ожидать выполнения заявок придётся долго, так как центры разработки обычно находятся за пределами России.
При запуске такого проекта надо внимательно следить за совокупной стоимостью владения и затратами на доработки, поскольку ROI легко может уйти за горизонт амортизации и нормативной эксплуатации КСО, и проект окажется экономически нерентабелен.
Резюме: качественно, но не быстро и очень дорого.
3. «ЗОЛОТАЯ» СЕРЕДИНА: БИЗНЕС-КЛАСС
Это «рабочие лошадки», недорогие и неприхотливые. Надёжные аппаратные платформы предлагают крупные китайские и корейские корпорации. Например, WINTEC – крупнейший китайский производитель оборудования для ретейла. Уровень производства и качество сборки отвечают самым строгим требованиям, гарантийный и постгарантийный сервис предоставляется своевременно и без переплат. Недаром крупнейший торговый оператор AliExpress заказал для своих торговых точек в Китае 50 000 КСО производства именно WINTEC. На YouTube есть обзор двух наиболее популярных на нашем рынке моделей: https://www.youtube.com/watch?v=Br7n9Pl5gTk. Серьёзные производители из Азии гарантируют наличие и любых запчастей в течение всего срока эксплуатации, и, таким образом, ограждают заказчиков от любых проблем с поддержкой и совместимостью.
На срок возврата инвестиций положительно влияет гораздо меньшее, по сравнению с самодельными кассами, время простоя из-за неисправностей, а значит, более эффективное использование рабочего времени кассиров и консультантов в магазинах.
Хотя прикладное программное обеспечение не входит в стоимость КСО, существует много интеграторов, предлагающих качественные профессиональные решения, в число которых входит и наша компания (http://fit.ru/solutions/hardware/selfcheckout/). С помощью наших специалистов можно настроить функционал КСО под уникальные требования, дополнить бизнес-процессами, свойственными только данным магазинам и являющимися их конкурентными преимуществами – за сравнительно небольшие деньги. Богатый опыт внедрения КСО позволил нам создать собственное решение на основе WINTEC и ОС Linux. Это позволяет удешевить решение за счёт свободного лицензирования, меньшей, чем у Windows, требовательности к ресурсам и значительно лучшей защищённости.
Резюме: по-прежнему качественно, быстро и за разумную цену.
Если продолжить аналогию с автомобилями, то очевидно, что таксопарки не используют «Бентли» или «Калины». Те, для кого критично поддержание работоспособности при оптимальной совокупной стоимости владения, выбирают решения, работающие долго, надёжно и не требующие больших первоначальных и эксплуатационных расходов. Конечно, на выбор влияет много других факторов, я намеренно ограничился лишь ценовым, но буду рад услышать мнения по всем аспектам данной тематики.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?