Декоративное изображение
1 930

Поделиться

Любители поесть стали двигателем фермерских продуктов, любители экстремальных развлечений создали и зарабатывают на квестах, а сподвижники Лермонтова, которым негде было читать стихи, открыли кафе. О том, как появляются новые бизнесы и что при этом происходит с уже сложившимися бизнес-моделями, а также о перспективах развития предпринимательства в стране мы поговорили с Евгением ЕМЕЛЬЯНОВЫМ, президентом группы компаний «ШАГ», которая разрабатывает и помогает внедрять бизнесу современные организационные решения. 

– Бизнесмен Арам Петросян, захвативший банк в центре Москвы, записал видео Владимиру Путину, в котором рассказал, что пошел на нарушение закона с целью привлечь внимание общественности к проблемам предпринимательства, в том числе к банкротству физических и юридических лиц. Евгений Николаевич, как вы считаете – это эмоция или тенденция?
– По-человечески мне очень жалко г-на Петросяна. Также как и всех тех, кто теряет бизнес, работу, дело жизни. Но это обычные для предпринимателей риски. Бизнесмен сравни альпинисту. Он должен хорошо рассчитывать свои и чужие риски, быстро меняться в условия форс-мажора (схода лавины или изменения законодательства) и иметь страховку на случай неправильного расчета. Иначе – «сорвешься в пропасть». И уж, конечно, никто – ни правительство, ни президент лично, ни общественные институты не отвечают за закрытие бизнеса, банкротство и личное разорение. Множество людей пробуют создать собственное дело. Некоторые по несколько раз за жизнь начинают с нуля. По законам бизнеса, выживают единицы. И «смерть» одного - личная трагедия одного человека или одной семьи, но незаметное изменение для рынка.
– Евгений Николаевич, по роду деятельности вы соприкасаетесь с прогрессивной частью бизнес-сообщества, которая готова развиваться, а не только жить днем сегодняшним. Поэтому интересно услышать именно вашу точку зрения о самочувствии и перспективах среднего и малого бизнеса в нашей стране.
– Малый и средний бизнес хорош тем, что он очень живуч. Все попытки его уничтожить ни к чему не привели ни в одной стране. Даже в Советском Союзе существовал бизнес, который не признавался государством, но в экономической жизни участвовал.
 Периодом наибольшего благоприятствования для предпринимательства в России были 1990-е годы. Было разрешено все, что не было запрещено. Еще один период расцвета был с 2001 до 2007 годы. В 2008-м в России начался кризис, который, по сути, продолжается до сих пор. Он принес много негативных последствий, в том числе снизил покупательскую способность россиян. Это очень сильно отразилось на реальном секторе экономики, плюс стало больше налогов, сборов и всяческих административных барьеров.
По нашим данным, на предпринимателей сейчас работает всего четверть экономически активного населения. Самый главный работодатель в стране — государство. На него трудится более 10 млн человек, в том числе 2 млн в силовых структурах и 2 млн в аппарате государственного управления.
В большинстве стран Европы и США бюджет в среднем на 80% формируется за счет налоговых поступлений от деятельности предпринимателей. В Москве в хорошие времена эта планка не поднималась выше 25%. Сейчас, как и в тучные годы, зарплату большинство людей получают из бюджета, который формируется в первую очередь за счет поступлений от продажи нефти и газа. Показательно, что нефтью и газом в России занимается всего около 800 тыс. человек, то есть 3,5% от всех работников. Сейчас цена на нефть упала, объемы продажи газа в Европе за три года сократились на треть. Денег в стране стало меньше, поэтому государство пытается выжать из предпринимателей максимум, вводя различные налоги и сборы. При этом, несмотря на все заявления, количество дел, возбуждаемых по предпринимательским статьям, растет из года в год — только за 2015-й оно выросло почти на 30%.
Отмечу, что сейчас в стране постепенно меняется парадигма ведения бизнеса. Еще недавно бизнес было вести достаточно легко. Многие ниши экономики были пустыми. Было достаточно купить товар за границей и привезти его в нашу страну, и он всегда находил своего покупателя. Теперь нужно бороться за своего клиента, внедрять новые способы управления, мыслить нестандартно. Многие бизнесмены, которые начали свое дело в девяностые годы, не успевают перестроиться на новый лад и просто разоряются, уступая дорогу молодым и предприимчивым.
– Кто и в какой сфере сейчас добивается успеха?
– В первую очередь молодые люди, которые не знают старых бизнес-моделей. Они сразу действуют по-новому. Молодежь делает бизнес XIX века, в основном завязанный на современных бизнес-технологиях.
Сейчас также востребованы дискаунтеры, которые торгуют очень дешевым хлебом, обувью, одеждой и развлечениями. Примеров успеха достаточно много. Его рецепт достаточно прост: чем дешевле ты умеешь продавать товары и лучше экономить на издержках, тем больше у тебя шансов стать лидером рынка. В качестве примера в продуктовом сегменте можно привести сеть супермаркетов «Магнит».
Давайте посмотрим и на обувной рынок. Многие когда-то успешные его игроки разорились. На первый план выходят компании, которые умеют работать по-новому. Например, мы работаем с одной региональной обувной сетью, которая скоро может стать лидером рынка. Дело в том, что в компании совершенно по-другому, чем у конкурентов, устроена система управления. У них, например, вообще нет остатков на складе. А это, поверьте, довольно редкое явление.
Сейчас себя хорошо чувствуют предприниматели, которые работают в сфере импортозамещения. В первую очередь это касается продуктов питания. Хотя их успех может продлиться недолго. Многие компании в этой сфере, как правило, действуют в старой парадигме и не умеют бороться с большими издержками. Доходы они повысили, а вот расходы не сократили.
Успешны предприниматели, которые работают в нишах, в первую очередь экспортно ориентированных, где нет конкурентов. Приведу пример. Один человек изобрел лампочку, уникальную по своим характеристикам. От ее света в теплицах лучше всего растут огурцы. Он производит ее в России и продает по всему свету — от стран Европы до США и Канады. У него блестяще организованное производство в регионах России и хорошо поставленный сбыт.
Однако его пример — это, скорее, исключение из правил в нашей стране. Два года назад я побывал в Минске и очень удивился, когда узнал, что почти 80% предпринимателей Белоруссии ориентированы в своей деятельности на экспорт и добиваются хороших результатов. Они торгуют какой-нибудь хорошо сделанной и очень востребованной мелочью. Например, один предприниматель делает клапан для пожарного баллона, использующийся в пожарных системах. Он поставляет его в две трети стран мира! Или другой пример. Предприниматель производит всего один элемент для манипулятора подводных лодок, но он есть почти на всех подводных лодках мира! И таких примеров великое множество. Эти предприниматели прекрасно зарабатывают.
 Увы, в нашей стране таких примеров немного. Почему? Дело в том, что почти все сферы нашей экономики напрямую или косвенно зависимы от энергоресурсов. Предпринимателям также мешает огромное количество административных барьеров. Но наш народ предприимчив. Я уверен, что когда ситуация в экономике России изменится в лучшую сторону, наши изобретатели смогут реализовать все свои многочисленные таланты.
 Смена бизнес-парадигмы займет какое-то время. Предпринимательство как отрасль, конечно, выживет, но вот многие компании прекратят свою деятельность, уступив дорогу более молодым и успешным.
— Вы сказали о том, что в нашей стране сейчас востребованы очень дешевые продукты и услуги. Как сильно это сказывается на качестве?
– Ждать высокого качества товаров и обслуживания от дискаунтеров не стоит. Оно будет невысоким. В разумных пределах, конечно. Россияне это понимают и принимают правила игры. Кроме того, у жителей нашей страны остаются возможности приобрести товары лучшего качества по более высокой цене.
– В правительстве РФ считают, что Россия становится привлекательной для размещения различных предприятий, и даже Китай уже проигрывает нам, например, по стоимости рабочей силы. Есть примеры, когда российские бизнесмены, которые когда-то приняли решение об открытии производств за рубежом, переносят их в нашу страну.
– Такие примеры, к сожалению, единичны. Например, все попытки организовать хорошее обувное производство в России, не дали ощутимого результата. В основном все торгуют китайской продукцией, потому что все-таки размещать производства в России невыгодно экономически. В России делается обувь из резины и пластмассы. Та же ситуация сложилась и с производством одежды. В нашей стране почти невозможно купить хороший хлопок в большом количестве, а вот хорошие дизайнеры у нас есть. Однако они стремятся размещать заказы на свою продукцию в других странах.
Отмечу, что дело не только в дешевизне размещения предприятий в России, а в безопасности.
Пока бизнесмены считают, что иметь активы в нашей стране рискованно. Давайте еще раз вспомним, что количество уголовных дел, которые заводятся в отношении предпринимателей, в нашей стране только растет. Бизнесмены стремятся иметь активы и в родной стране, и за рубежом, чтобы защитить себя от возможной потери своего дела.
Недавно я познакомился с бизнесменом, владеющим сетью аптек, который решил заняться ресторанным бизнесом. На вопрос: «Зачем ты идешь в сферу, в которой ничего не понимаешь?» – предприниматель ответил, что в фармацевтическом бизнесе он уже стал слишком заметным.
– Государство систематически выделяет средства на поддержку бизнеса. Конечно, они не так уж и велики. Например, в 2015 году Тверская область получила на эти цели из федерального бюджета 149,4 млн рублей. Однако многие эксперты считают, что система господдержки бизнеса в принципе неэффективна. Каково ваше мнение?
– Есть три категории неудачников. Одни все время учатся и говорят себе и окружающим, что вот-вот создадут что-то стоящее. Другие все время присасываются к бюджету. И как только эти присоски отваливаются, выясняется, что заниматься реальным бизнесом такие люди не способны. И третий вид рассчитывает на гранты государства. Мне известны единичные случаи, когда люди, получая субсидии и гранты от государства, потом строили успешный бизнес. Эти примеры очень любят пиарить региональные и федеральные власти. На мой взгляд, реально господдержка никакого видимого эффекта на развитие бизнеса как института не оказывает.
Предпринимателям просто не нужно мешать делать свое дело. В конце 1990-х годов мы провели исследование для московской мэрии по административным барьерам в сфере предпринимательства. Выяснилось, что тогда для запуска строительного проекта нужно было потратить больше года и 300 тыс. рублей на различные согласования. За полтора десятка лет эта ситуация на порядок ухудшилась. Понятно, что административные органы нужны, но количество проверок можно легко сократить в два раза, и это никак не скажется на безопасности.
– То есть вы призываете и вовсе отменить всю систему государственной поддержки? Например, в Тверской области, как и в других субъектах страны, действует федеральная программы «Ты – предприниматель», в рамках которой молодые люди получают базовые знания о предпринимательстве и даже имеют возможность защитить свой бизнес-проект, получив небольшой стартовый капитал.
 – Я думаю, что большинство предпринимателей отмена государственной поддержки не расстроит. А вот люди, которые поддержку распределяют, могут выразить свое несогласие с этим, ведь они потеряют работу.
Я поддерживаю обучение молодых людей. После таких курсов получаются хорошие менеджеры, которые нашей стране очень нужны. Но на таких курсах редко проявляют себя настоящие предприниматели. Очень мало знакомых мне бизнесов начались с бизнес-плана. Бизнесменом может стать любой дееспособный человек, который либо по своей натуре предпочитает все время что-то делать, либо когда возникает такая необходимость. Эти люди не ругаются, не обвиняют других, а сами делают свою реальность. Не нужно иметь крутое образование, нужно постоянно что-то делать. Кто совершает больше действий, тот и имеет больше шансов на успех.
Например, проект «Лавка-лавка» начался с того, что несколько человек, которые любили покушать, стали ездить по Подмосковью в поиске фермеров, у которых есть качественные продукты. Они поняли, что могли бы объединить фермеров и помочь им выйти на новые рынки. Так родился успешный бизнес. Еще один пример. Известные всем квесты придумали ребята, которые хотели просто развлечься, а потом смогли сделать из своего досуга успешный бизнес. Развитие антикафе в России началось с того, что Иван Митин, который окончил художественное училище, ходил по улицам и раздавал бумаги со стихами Пушкина и Лермонтова. У него появились сподвижники, которым нужно было где-то собираться. Так родилась успешная идея антикафе.
– Различные социологические исследования в регионах страны, в том числе в Тверской области, показывают, что каждый год количество молодых людей, желающих стать предпринимателями, снижается. С чем связана потеря престижа института предпринимательства?
– Люди в общей своей массе ведут себя как вода: им свойственно идти по пути наименьшего сопротивления. Раньше, чтобы хорошо зарабатывать и быть уважаемым человеком, нужно было быть менеджером в хорошей компании или предпринимателем. Времена изменились. Сейчас хорошо зарабатывают региональные и федеральные чиновники, а также сотрудники силовых структур. Молодежь уже давно массово выбирает институты государственного управления и школы полиции.
– Как вы относитесь к вопросу расгосударствления экономики?
– Не так давно были опубликованы интересные данные, согласны которым из 1,7 тыс. предприятий Москвы, которые контролируются государством, прибыль приносят всего три. Вдумайтесь в эти цифры! Государство неэффективный собственник – это доказано общемировой практикой. Во всем мире государственные предприятия проигрывают по эффективности частному бизнесу. Так же, как колхозы никогда не были более эффективными по сравнению с приусадебными участками. Мне кажется, что роль государства в российской экономике и так слишком сильна. Бизнесу приходится выживать, подобно тому, как трава пробивается через асфальт. Но в жизни действует закон качелей. Если в 1990-е годы бизнес активно развивался, и было разрешено все, что не было запрещено, то сейчас маятник качнулся в сторону жесткого контроля и больших налогов и сборов. Я надеюсь, что этот процесс совсем скоро достигнет своего максимума, и начнется обратное движение.
Андрей САБЫНИН

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами