Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Хочется сказать несколько слов о той когорте замечательных людей, во многом благодаря которым живет (как российская, так и международная) экономика, - о владельцах частного микро-, малого и среднего бизнеса.
Вот уже много лет в бизнес-учебниках, в разных тематических и не очень СМИ особенной популярностью пользуются вопросы мотивации персонала: какие такие материальные и нематериальные стимулы придумать, чтобы заставить сотрудников работать/ хорошо работать? А вот книг и публикаций про мотивацию владельцев - гораздо меньше… Так что заставляет собственников бизнеса работать?
Обычно у людей, начинающих свой бизнес, можно найти такие же – материальные и нематериальные - мотивы: одни хотят просто работать на себя, а не «на дядю». Другие находят быстрый (иногда не очень) источник заработка «своих» денег или считают, что самостоятельно они заработают денег больше, чем под руководством «дяди». Третьи загораются идеей принести пользу людям своим новым продуктом или услугой, сервисом или технологией... Практически всегда это – позитивные стимулы.
Что заставляет владельцев бизнесов продолжать работать, когда все идет наперекосяк? Развивать свои компании вопреки обстоятельствам? Иногда это – позитивные нематериальные драйв и вера, а иногда – не-позитивные (не равно негативные), часто материальные мотивы: нежелание потерять вложенные деньги, непонимание ситуации, нежелание банкротства, надежды на изменение обстоятельств…
А какая мотивация двигала владельцами в тяжелом 2020 году и продолжает двигать сейчас? По данным одного из многочисленных «пандемических» исследований, основными 2020-целями у разных бизнесов было: а) выжить; б) выйти в «0»; в) прирасти. Казалось бы, это - про деньги. На самом деле деньги здесь, скорее, - мерило. А мотивация в основном была - НЕ материальная (часто - в ущерб себе) и позитивная:
- сохранить бизнес/компанию;
- сохранить рабочие места;
- поддержать сотрудников;
- не бросить клиентов;
- решить новые задачи;
- осуществить прорыв, который раньше не получался в силу устоявшихся привычных условий;
- выйти на новый уровень технологий, сервиса, отношений и др.;
- доказать в очередной раз (нет, не государству, не конкурентам и даже не вирусу, а самим себе), что не лыком шиты, что есть порох в пороховницах, что удаль города берет…
Что помогает собственникам бизнесов не сдаваться? Где источник такой мотивации? Конечно, это не те стимулы, которые ищут в книгах и у консультантов, чтобы «заставить сотрудников лучше работать». Потому что предприниматели – особые люди. Силы у них – внутри. И рациональному препарированию они не поддаются.
Побеждает тот, кто смело вперед идет. А благодаря им побеждаем и все мы.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.