Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Суммарная выручка девяти крупнейших франчайзинговых продуктовых сетей в первой половине 2024 года увеличилась на 12,6% относительно аналогичного периода 2023-го и достигла 148,9 млрд руб. Такими данными делятся составители базы INFOLine «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. Итоги I полугодия 2024 года». Количество магазинов выросло на 11% до 10 359. Год назад динамика составляла 18% — как по выручке, так и по количеству торговых объектов.
Генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что замедление связано с «эффектом растущей базы», при этом некоторые франчайзи могли переключиться на контракты с новым проектом X5 Group – сетью магазинов у дома «Около», появившейся под занавес 2023 года. В рейтинг «Около» пока не попала, однако, по мнению аналитиков INFOLine, имеет высокие шансы войти в авангард франчайзинговых сетей по итогам года.
Лидером рейтинга на сегодня осталась сеть «Авокадо», которую развивает дистрибутор продуктов питания «Сладкая жизнь». Число ее магазинов достигло 5392 (+11%), выручка — 47,5 млрд руб. (+25%). В число крупнейших вошли и два других проекта «Сладкой жизни»: Spar занял 2-е место, нарастив выручку на 8% до 41,2 млрд руб. (в расчет не взята мастер франшиза «Спар Миддл Волги», продажи которой выросли на 15,3% до 60 млрд руб.), и «Малинка», показавшая динамику в 3,6% до 3,55 млрд руб., но физически сократившаяся на 17 магазинов.
Быстрее других в отчетный период росли «Жизньмарт» и «Домашкино». Число магазинов «Жизньмарт» увеличилось почти в 2,5 раза до 346 торговых точек, а выручка удвоилась до 6,6 млрд руб. «Домашкино» (ее развивает дистрибуторская ГК «Далимо») увеличила выручку на 69% до 13 млрд руб. и выросла на 68% по числу магазинов — их стало 2160.
«Дистрибуторские компании и ритейлеры активно запускают розничные франшизы для повышения эффективности бизнеса, – комментирует ситуацию Михаил Бурмистров. – За счет своей закупочной силы они приобретают товары на выгодных условиях и поставляют их своим партнерам, делятся с ними компетенциями по управлению магазинами, оказывают маркетинговую поддержку, предоставляют оборудование.
Дистрибуторские компании – «Далимо» и «Сладкая жизнь» – стараются предлагать франчайзи (в «Домашкино» и «Авокадо») выгодные условия, поскольку для них это возможность гарантированного сбыта продукции. Это важно, учитывая усиливающуюся консолидацию на розничном рынке».
Эксперт отмечает, что крупнейшие ритейлеры X5 и «Магнит» используют не только классическую схему, но и обратный франчайзинг, когда владелец бренда берет на себя многие операционные процессы: формирует ассортимент, организует доставку товаров, ценовую политику и другое. Такой подход позволяет им больше контролировать развитие сети. Это более затратно, но такие инвестиции быстрее окупаются и они менее рискованны для партнеров.
По его словам, предложение франшиз сейчас довольно большое, а выигрывают компании, выдвигающие наиболее гибкие требования к франчайзи. Речь идет прежде всего об объемах закупок у владельца бренда, о размере роялти и паушального платежа. Тот, кто не проявляет достаточной гибкости, теряет партнеров.
Напомним, что в августе 2024-го свою франшизу запустил «Магнит», а первый франчайзинговый объект сети открылся в октябре. Результаты работы проекта будем оценивать, подводя итоги 2024 года на рынке FMCG-франчайзинга.
Краткую версию обзора по развитию FMCG-рынка с итогами III квартала можно скачать здесь. Или запросите выпуск у наших специалистов по e-mail: retail@infoline.spb.ru.
Отраслевым компаниям рекомендуем обзор INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Итоги года и перспективы развития»
- Показатели розничной торговли
- Показатели розничной торговли FMCG
- Показатели развития крупнейших ритейлеров FMCG
- Online и foodtech Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail
- Крупнейшие сети FMCG России Операционные, финансовые показатели, региональная представленность, ключевые события и планы развития TOP-10 ритейлерам FMCG
- Региональное развитие розничной торговли FMCG Региональная структура РТО, Food и Non-Food. Рейтинги сетей FMCG по 8 федеральным округам
- Состояние рынка торговых центров
Запросить спецпредложение на покупку обзора.
Подробнее о базе «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. Итоги I полугодия 2024 года». Реестр включает в себя следующие данные:
- Описание компании (основное операционное юридическое лицо, бренд, формат, тип сети, основная специализация, место в ТОР-200),
- ТОП-менеджмент
- Контакты компании
- Операционные и финансовые показатели
- Сведения о развитии online-продаж
- Информацию о логистической инфраструктуре
Получить пример описания пяти компаний
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
Интервью
Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»
Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.