Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Газированные напитки востребованы во всём мире несмотря на то, что их массовое производство и потребление огромным количеством людей по всей планете вызывает немало вопросов у медиков и экологов. Крупнейшими странами-потребителями сладкой газировки являются США (19,8% от мирового объёма продаж), Мексика (ее доля 8,5%), Китай (6,3%), Бразилия (5,7%) и Германия (3,3%). В США потребление газировки на душу населения составляло около 154 литра на человека, то есть среднестатистический потребитель таких напитков ежедневно выпивает не меньше 0,33 л, то есть одну банку или бутылку в день.
На потребление газированных напитков влияет климат в стране, а также экспансия двух всемирно известных американских брендов Coca-Cola и PepsiCo на рынки стран Северной и Южной Америки, занимающих вместе свыше 62% мирового рынка сладкой газировки. В России потребление газированных напитков на душу населения невелико (всего 32,7 литра на человека), и по этому показателю РФ не входит даже в десятку лидеров, чему способствует, прежде всего, холодный климат в России и наличие широкого спектра национальных товаров-заменителей, сделанных из натуральных компонентов (квас, морсы, компоты и т.д.).
В 2022 году многие мировые бренды, в том числе, Coca-Cola и PepsiCo, заявили о намерениях уйти из России полностью либо сократить производственную деятельность до минимума. Однако в результате российские филиалы компаний просто стали работать под другим названием. В 2023 году структура российского рынка газированных напитков не слишком отличалась от той, которая была в начале 2022 года – значительную долю рынка занимает продукция международных брендов, но работающих под другими названиями. Некоторым российским брендам после формального «ухода» крупнейших мировых производителей газированных напитков удалось заметно нарастить долю, но полностью вытеснить мировых лидеров из России не получилось.
Здесь и далее под понятиями «газированный напиток» или «сладкая газировка» мы подразумеваем только сладкие газированные напитки, то есть прохладительные напитки из минеральной или ароматизированной сладкой воды, насыщенной углекислым газом.
По данным Gradus Retail Index в первом квартале 2024 года продажи газированных напитков в России выросли в рублёвом выражении на 20% год-к-году до 26,901 млрд руб., а в штуках – на 8,7% до 335,31 млн шт. Средняя цена продажи единицы газированного напитка выросла в годовом исчислении на 10,3% до 80 руб. По типу упаковки лидируют продажи газированных напитков в полиэтиленовых (ПЭТ) бутылках, на них приходится 81,2% продаж газированных напитков в штуках, 11% продаж приходится на напитки в металлических банках, 7,4% - на напитки в стеклянных бутылках, напитки в иных видах упаковки (картонной и т.д.) занимают очень незначительную долю рынка. По сравнению с первым кварталом 2023 года в первом квартале текущего года цена газированных напитков в ПЭТ-таре выросла на 10,9%, в металлических банках – на 13,3%, в стеклянной таре – на 4,4%. Однако высокие темпы роста цен газированных напитков в банках и ПЭТ-упаковке не помешали росту продаж, в отличие от продаж напитков в стеклянных бутылках, которые упали, несмотря на более умеренный рост цен. Покупатели предпочитают более экономичную, лёгкую по весу и удобную упаковку, чтобы любимый напиток можно было бы всегда и в любой момент взять с собой.
По данным Gradus Retail Index в российских торговых сетях 71,8% продаж газированных напитков приходится на 10 самых известных в России торговых марок. Самым продаваемым брендом газированных напитков на российском рынке является бренд «Добрый» (25,7% совокупных продаж в штуках), который принадлежит компании «Мултон», являющейся юридическим преемником российского филиала Coca-Cola. Его основным конкурентом является российский бренд «Черноголовка» (16,4% продаж), при этом по 6,33% рынка приходится на два бренда – российский Cool Cola, принадлежащий АО МПБК «Очаково», и Fresh Bar, принадлежащий швейцарскому производителю «Глобал Фанкшн Дринкс». Свыше 4% рынка занимают бренды Evervess (4,67%), которым владеет сохранившая свой бизнес в России PepsiCo, и «Красная цена» (4,08%) собственная торговая марка (СТМ) холдинга X5 Group. В десятку лидеров по продажам входят также бренды Rich (3,8%), входящий в портфель торговых марок российского правопреемника Coca-Cola; принадлежащий PepsiCo бренд Frustyle (2,8%), импортированная из Казахстана Coca-Cola (1,64%) и «Русский дар» от PepsiCo (0,22%), в то время как всем остальным производителям газированных напитков, представленным в российских торговых сетях, но оказавшимся за пределами десятки крупнейших, принадлежит менее 0,2% этого рынка на каждого из многочисленных производителей. В общей сложности, 38,8% совокупного объёма рынка газированных напитков приходится на бренды всё тех же двух международных гигантов - Coca-Cola и PepsiCo, причём на один только бренд «Добрый», принадлежащий российскому правопреемнику Coca-Cola, приходится более четверти объёма продаж. По сравнению с 1 кварталом 2023 года в 1 квартале текущего года существенно выросли доли рынка у брендов «Черноголовка» с 14,95% до 16,24%, Fresh Bar – с 4,53% до 6,33% и Rich - с 2,3% до 3,8%, небольшой рост показали продажи лидера в данной группе, бренда «Добрый», и бренда Cool Cola, продажи которых почти совсем не изменились за год. В свою очередь, марки «Красная цена», и «Frustyle» сократили долю рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на процентный пункт каждая, доля марки «Русский дар» резко сократилась с 3,26% до 0,22%, а доля рынка Evervess показала незначительное снижение.
В 1 квартале 2024 года увеличили продажи в годовом выражении (в штуках) бренды Rich (рост на 78,4% до 12,8 млн шт.), импортная Coca-Cola (на 66,8% до 5,5 млн шт.), Fresh Bar (на 52% до 21,2 млн шт.) и «Черноголовка» (на 18% до 54,5 млн шт.), и причиной роста, скорее всего, стали потребительские предпочтения, а не цена, так как цена в 1 квартале 2024 года снизилась только у Fresh Bar и «Черноголовка», у остальных брендов цены выросли, причём средняя цена продажи единицы импортной Coca-Cola (159 руб. за штуку) вдвое превышает среднюю цену единицы газированного напитка в среднем по России (80 руб.). Резко сократились продажи марки «Русский дар» (на 93%), видимо, по причине роста её цены за год почти на 30% и потери интереса к ней значительной части потребителей, также понизились продажи марки «Красная цена» (на 7,3%) при росте цены этой марки более чем на 5%, у остальных брендов из десятки лидеров продажи увеличились, но сравнительно небольшими темпами. Примечательно, что продажи бренда «Добрый» выросли за год на 10%, хотя цена штуки продаваемого под этой марки газированного напитка выросла на 27%.
По оценкам аналитиков компании GRADUS, структура рынка газированных напитков в начале 2024 года остаётся, за небольшими исключениями, практически такой же, как и годом ранее. На рынке по-прежнему лидерами остаются хорошо известные и востребованные покупателями бренды корпораций Coca-Cola и PepsiCo несмотря на то, что разнообразие газированных напитков в последние годы в России увеличилось. Мы ожидаем роста российского рынка сладкой газировки в 2024 году на 8-10%.
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.