Декоративное изображение
12 013

Поделиться

В 2020 г. в условиях локдауна онлайн-канал остался единственно возможным для покупки непродовольственных товаров, что и стало основным драйвером e-commerce. В это же время началось бурное развитие рынка доставки продовольственных товаров за счет опережающего спроса на данную услугу со стороны покупателей. В итоге рынок e-commerce за год проделал путь, который в обычных условиях занял бы три-четыре года, полностью изменив модель потребления россиян.

Пандемия ускорила принятие важных законов, регулирующих дистанционную торговлю, что позволило онлайн-продажам поддержать бизнес во время режима самоизоляции, когда продажи фактически обнулились. В частности, была разрешена онлайн-продажа безрецептурных лекарств, расширен режим самозанятых, началась дискуссия об онлайн-продажах алкогольной продукции, в конце 2019 г. было принято постановление о разрешении дистанционной торговли ювелирными изделиями. Многие бизнесы получили поддержку от государства, что позволило им выжить в условиях закрытых магазинов. Был принят пакет мер для поддержки и стимулирования работы IT-отрасли, в том числе налоговый маневр для IT-компаний.

Быстрый рост онлайн-торговли обусловлен, в том числе, постоянно растущим количеством пользователей сети Интернет в России. По данным Российской ассоциации электронной торговли (РАЭК), в декабре 2020 г. количество российских интернет-пользователей составляло более 95 млн человек (78,8% населения), аудитория мобильного интернета — более 87 млн (71,2%). По предварительной оценке международного исследования Global Digital, российская аудитория интернета достигла 124 млн человек (около 85% населения страны).

В 2021 г. российский рынок онлайн-торговли (e-commerce) остался самым быстрорастущим сегментом ритейла. По данным исследования M.A.Research «Российский ритейл в 2018–2021 гг. и прогноз на 2022-2025 гг.», в 2021 г. оборот рынка онлайн-торговли вырос на 32%, до 4,2 трлн руб. (с учетом трансграничной торговли), в том числе внутренняя онлайн-торговля выросла на 34%. Драйверами роста остаются маркетплейсы и e-grocery, динамика которых значительно выше среднерыночного показателя. Также по итогам 2021 г. выросли продажи сегментов e-pharma, БТиЭ и DIY.

Основным каналом продаж на рынке онлайн-торговли остаются интернет-магазины, осуществляющие В2С-торговлю, по оценке M.A.Research, на их долю в 2021 г. приходилось более 60% продаж на рынке онлайн-торговли, причем их доля по сравнению с 2020 г. снизилась почти на 14 п.п. Сегмент универсальных маркетплейсов (Ozon, WB, AliExpress, «Яндекс.Маркет» и др.) и сервисов экспресс-доставки («Самокат», «Сбермаркет», сервисы «Яндекс», iGoods) в 2021 г. рос быстрее, чем сегмент специализированных маркетплейсов.

Маркетплейсы с универсальным ассортиментом стали центром формирования потребительского спроса на непродовольственные и продовольственные товары в 2021 г., кроме того, по данным маркетплейсов, у них начали расти и В2В-продажи. Однако на рынке онлайн-торговли работает и много небольших компаний, особенно в сегменте нишевых продуктов. По данным АКИТ, на июль 2021 года в России сфере интернет-торговли работает 70240 юрлиц, из которых 18690 — индивидуальные предприниматели.

Почти в два раза в 2021 г. вырос и российский сегмент e-grocery, активно развивающийся в условиях пандемии и поддерживаемый FMCG-сетями, сервисами экспресс-доставки и маркетплейсами. Значительный и ожидаемый рост показал и сегмент e-pharma, рост доли которого был поддержан официальным разрешением на дистанционную продажу безрецептурных препаратов.

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами