Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В 2022 г. рынок розничной торговли пережил несколько резких подъемов и спадов, связанных с введением санкций и последующими структурными изменениями отрасли. По итогам года оборот розницы сократился на 6,7% в сопоставимых ценах, при этом продажи продовольственных товаров сократились на 1,5%, непродовольственных – на 11,1%. Падение рынка было более глубоким, чем в пандемийном 2020 г., когда оборот рынка снизился на 3,2%. Резко выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий (с 47,0 в 2021 г. до 49,5% в 2022 г.), что характерно для кризисных периодов в экономике. Заметное увеличение доли продовольственных товаров в обороте розничной торговли аналитики M.A.Research связывают также со скачком цен на продовольствие в марте-апреле, после которого цены на многие товары продолжили расти, а снижение коснулось в основном плодоовощной продукции в августе-сентябре 2022 года.
По итогам 2023 г. доля продовольственных товаров снизится на 1 п.п., до 48,5% оборота розничной торговли. Ускорение инфляции и возобновление роста цен на плодоовощную продукцию, увеличение цепочек поставок и вызванное этим удорожание логистической составляющей в розничной цене товара, дефицит и рост стоимости упаковки – эти и многие другие факторы будут способствовать медленному снижению доли продовольственных товаров в обороте розничной торговли. Однако постепенно восстановление доходов россиян, прогнозируемое МЭР, будет способствовать увеличению спроса на непродовольственные товары и росту доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли.
По данным исследования M.A.Research «Российский ритейл в 2021-2022 гг. и прогноз на 2023-2026 гг.», суммарный оборот ТОП-50 ритейлеров РФ в 2022 г. составил 15,905 трлн руб. (с НДС), что составляет 37,4% оборота российской розничной торговли (в 2021 г.: 35,1%). Среди пятидесяти крупнейших ритейлеров двадцать одна компания – это продовольственные ритейлеры, суммарный оборот которых с учетом онлайн-продаж в 2022 г. составил 10,8 трлн руб. (с НДС) или 25,3% оборота розничной торговли РФ. Уход иностранных игроков спровоцировал передел в большинстве сегментов ритейла, что привело и к изменениям в составе крупнейших игроков. В рейтинг по обороту за 2022 г. вошли сервис экспресс-доставки товаров «Самокат», продовольственная сеть дискаунтеров «Победа», универсальный интернет-гипермаркет «Сима-Ленд», сеть парфюмерии и косметики «Золотое Яблоко», сеть обувных магазинов «Кари», сеть аптек «Вита» и другие компании.
В 2022 г. продолжила увеличиваться доля маркетплейсов, что обусловлено общим ростом онлайн-торговли, которая растет быстрее розничного рынка в целом. По итогам 2022 г. в топ-50 крупнейших ритейлеров входило два крупнейших российских маркетплейса: Wildberries и Ozon. Суммарная выручка двух компаний выросла в полтора раза по сравнению с 2021 г., составив 713,2 млрд руб. (с НДС).
В 2023 г. прогнозируется рост рынка розничной торговли на 5,3%, согласно апрельскому прогнозу МЭР РФ, что будет обеспечено постепенным восстановлением потребительского спроса на фоне роста денежных доходов и снижения нормы сбережений. Оборот продовольственных товаров вырастет на 3,3% в сопоставимых ценах, непродовольственных – на 8,5%, чему способствует отложенный спрос, эффект которого будет исчерпан до конца 2023 года. В 2024–2026 гг. темпы прироста розничной торговли будут ежегодно замедляться, оставаясь на уровне 3,0–3,5% в сопоставимых ценах. В условиях умеренного роста реальных располагаемых доходов потребительский спрос продолжит смещаться в более низкий ценовой сегмент во всех товарных категориях непродовольственного ритейла, кроме того, увеличится доля отечественных товаров в обороте рынка.
Онлайн-торговля в прошлом году росла опережающими темпами по сравнению с розницей в целом, а ее доля в обороте рынка достигла почти 12%. Рост продаж был обусловлен опережающей динамикой маркетплейсов и крупных интернет-магазинов. Одним из ключевых драйверов стал рынок e-grocery, стоимостной объем которого вырос на 75% в прошлом году, а доля в обороте онлайн-торговли выросла с 11,3% в 2021 г. до 15,6% в 2022 г.
В 2023 г., по оценке M.A.Research, оборот онлайн-торговли вырастет на 30–31%, достигнув 6,5 трлн руб. по итогам года, а доля онлайн-продаж в обороте розничной торговли РФ составит 14–15%. В 2024–2025 гг. динамика онлайн-продаж начнет постепенно замедляться, что обусловлено постепенным насыщением рынка и переходом от стадии быстрого роста к стадии зрелости, для которой характерен умеренный рост. Тормозящим фактором будет слабый рост доходов россиян и увеличение обязательных платежей (коммунальные платежи, выплаты по кредитам и др.), что в перспективе означает продолжение доминирования ценового фактора при выборе товаров. Для игроков рынка это означает, что основной объем продаж по-прежнему будет обеспечиваться маркетинговыми акциями (распродажи, программы лояльности и пр.).
Структурные изменения рынка ритейла, начавшиеся в 2022 г., привели к усилению отечественных компаний и росту доли товаров российского производства в объеме продаж, этот тренд продолжился в 2023 году. Кризис на рынке вызван главным образом внешними причинами, действие которых продолжится как минимум до 2026 года. Однако розничная торговля адаптировалась к новым рыночным условиям довольно быстро, что дает основания ожидать умеренного роста в среднесрочной перспективе при отсутствии шоковых сценариев развития экономики.
Анна Синявская, партнер M.A. Research, руководитель направления «Ритейл»
Материал подготовлен по результатам аналитического обзора «Российский ритейл в 2021-2022 гг. и прогноз на 2023-2026 гг.», выпущенным агентством M.A.Research в июне 2023 года.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?