Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Ромир» (входит в «М-Холдинг») в рамках ежемесячного анализа потребления россиян публикует Индекс свободных денег (ИСД). «Свободные деньги» в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг.
Исследование на основе Единой панели данных «Ромир»* показало, что в феврале 2023 года после основных трат в кошельке россиянина осталось 26% свободных денег, что на 3 пп. меньше, чем в январе (29%).
Индекс свободных денег составил 76%, что по сравнению с предшествующим месяцем меньше на 11% (10 пп.). По отношению к февралю 2022 года (ИСД – 94%) индекс ниже на 19% (18 пп.).
Для расчета индекса за 100% принят показатель января 2019 года.
«В феврале доля свободных денег традиционно снижается на несколько процентов в связи с выходом на обычный режим потребления, а также с праздничными тратами к 23 февраля и 8 Марта. Если в январе доля свободных денег резко возросла, так как люди сохраняли средства после затратного новогоднего периода, то теперь индекс выравнивается и вернулся к уровню ноября предшествующего года», – отметила Ксения Пайзанская, директор бизнес-направления «М-Ромир».
Фото: shutterstock, автор: lovelyday12
Методика
Индекс свободных денег рассчитывается как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов «Ромир» и Росстата. Затраты на необходимые товары и услуги рассчитываются на основе Единой панели данных «Ромир»*.
Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:
-
заработная плата с различными начислениями и доплатами;
-
пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
-
доходы от предпринимательской деятельности;
-
доходы от операций с личным имуществом;
-
другие виды доходов.
Для расчета Индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.
К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:
-
продукты питания;
-
непродовольственные товары повседневного спроса;
-
жилищно-коммунальные услуги;
-
бытовые услуги;
-
медицинские услуги;
-
услуги пассажирского транспорта;
-
услуги связи;
-
обязательные платежи.
Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, а также другие виды товаров и услуг.
* Трекинг осуществляется на базе Единой панели данных «Ромир» с участием только верифицированных россиян. Выборка панели репрезентирует население городов России с численностью более 10 тыс. человек.
Пресс-служба «Ромир» Тел.: +7 (495) 011-00-07, +7 (926) 519-66-13 E-mail: pressa@romir.ru
«Ромир» с 1987 года специализируется на маркетинговых, медиа- и социально-экономических исследованиях. Входит в «М-Холдинг».
Ссылка на «Ромир» обязательна. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью «Ромир» и его провайдеров. «Ромир» не несет ответственности за действия, предпринятые на основании данной публикации.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.