Декоративное изображение
2 428

Поделиться

Круглый стол «Новый уровень экологизации ритейла» собрал офлайн и онлайн-магазины. Представители ритейла и эксперты отрасли обменялись новыми ESG-кейсами. 

Встречу организовали Экологический союз, компания «ОПТИКОМ» при поддержке ECR и POPAI. В круглом столе приняли участие: Х5 Group, Магнит, Лента, ВкусВилл, METRO C&C, Глобус, Fix Price, Hoff, Яндекс.Маркет. Информационную поддержку оказали Retail.ru, Rusbase и Look Bio.

Участники рассмотрели больше десятка ESG-проектов на этапах эволюции, масштабирования или пилота. Экологический союз сделал обзор некоторых из них.

Циклическая экономика и обращение с отходами

Кейс: циклические сервисы для ритейла

О внедрении решений для «зацикливания» рассказали эксперты «ОПТИКОМ» на примере проекта «Бумаговорот» и новых пилотов с аналогичной механикой.

В «Бумаговороте» компания организовала сбор бумажных отходов у своих клиентов. Вывоз производится по принципу обратной логистики: машина поставляет товары и сразу же забирает отходы. Из собранного вторсырья изготавливается новая упаковка и гигиеническая продукция, которая есть в ассортименте «ОПТИКОМ».

Также запущены проекты «Стакановорот» и «Канистроворот». В первом случае клиенты получают накопители для сбора стаканов и крышек из полипропилена. По мере наполнения контейнеров «ОПТИКОМ» вывозит их и передает вторсырье на переработку. Во втором случае – в канистрах компания поставляет профессиональную химию, возвращенная клиентом тара прессуется и также передается на переработку для получения уборочного инвентаря.

«Участвуя в наших сервисах, клиенты экономят на вывозе отходов, вносят вклад в сохранение природных ресурсов, закрепляют имидж экоответсвенной компании и продвигают раздельный сбор отходов», – отметила Кристина Назарова, руководитель программы проектов «Циклические сервисы» компании «ОПТИКОМ».

Кейс: циклические инициативы «ВкусВилл»

Среди циклических проектов магазина ВкусВилл ­– «Сумка с бонусами». Проект мотивирует отказаться от одноразовых пакетов. Купив сумку один раз и сканируя на кассе бирку с qr-кодом, можно получать бонусы на карту. Другой экопроект – «Прием вещей» – направлен на сбор одежды, книг, обуви, игрушек и аксессуаров. В зависимости от вещи и ее состояния она передается нуждающимся, в благотворительные магазины, приюты для животных или на переработку. Также торговая сеть предлагает «Сбор пакетов и крышек с доставкой» и «Вывоз вторсырья с доставкой». Их можно заказать через приложение или сайт, добавив в корзину.

Новая инициатива ВкусВилл – маркирование продуктов специальными значками «можно сдать на переработку» (улыбающийся смайлик) и «нельзя сдать на переработку» (грустный смайлик). Значки призваны помочь покупателям разобраться, можно ли упаковку переработать, а поставщиков мотивировать внедрять перерабатываемые материалы.

«Предлагаем ритейлерам объединяться, создавая совместную систему приема отходов с бонусами от всех партнеров и развитой региональной инфраструктурой», ­– резюмировал Вардан Варданян, лидер экологического направления «ВкусВилл».

Кейс: развитие практик обращения с пищевыми отходами, фудшеринг

Ежегодно в России образуется 17 миллионов тонн пищевых отходов, 94% из них попадает на полигон. От торговых сетей в этом объеме всего 5%. Этот объем еды позволил бы 1,5-2 млн человек полноценно питаться, а если взять частичный рацион, цифра вырастет до 5-7 млн.

Опытом работы над этой проблемой поделился «Магнит». Ритейлер с фондом продовольствия «Русь» запустил проект по фудшерингу. В него вошли 22 даркстора в Москве и два в Санкт-Петербурге. Чтобы масштабировать такие проекты, ритейл-отрасли предстоит преодолеть несколько барьеров. Первый – законодательный: начисление НДС при передаче продуктов питания на благотворительность. Второй – упрощение процедур. Сейчас есть ограничения в работе с продуктами животного происхождения в рамках ФГИС «Меркурий».

«До 500 кг продуктов еженедельно не попадет на полигон, а будет передано нуждающимся. Это более 300 товарных позиций минимум за два дня до истечения срока годности: хлеб, бакалея, фрукты, овощи», – отметил Эдуард Костенко, руководитель направления по устойчивому развитию торговой сети «Магнит».

О практиках по сокращению пищевых отходов также рассказали Х5 Group. Сеть реализует проект по фудшерингу, передает продукцию в фермерские хозяйства, применяет маркдаун и переработку насекомыми. Примеры мер также привел «ВкусВилл». 

Устойчивые решения в области упаковки

Кейс: оборотные решения и внедрение альтернатив одноразовой посуды

В качестве альтернативы одноразовой упаковки «ОПТИКОМ» представил проект «Оборотная линейка», в рамках которого планируется вывод на рынок оборотных ланчбоксов и стаканов из полипропилена для готовой кулинарии и напитков с собой.

«Многоразовая упаковка для продуктов питания — это абсолютно новое, зарождающееся направление, но имеющее, на наш взгляд, стратегический потенциал. У участников рынка есть возможность первыми внедрить уникальные решения, усилить свои показатели в области устойчивого развития, а также получить маркетинговые преимущества» – отметил Дмитрий Лапаев, Ведущий менеджер по устойчивому развитию «ОПТИКОМ»

Кейс: развитие устойчивой упаковки в Х5 Group

Х5 Group рассказали о том, как работают их рекомендации по устойчивой упаковке, включающие три параметра оценки «рекомендовано», «не рекомендовано, пока нет альтернативных решений» и «рекомендовано заменить упаковочные решения». Например, в СТМ «Зеленая линия» ритейлер перешел с пластиковой бутылки с содержание вторсырья, но в термоусадочной пленке, на стеклянную тару. Другой кейс – молоко в асептической упаковке стало продаваться в бутылках из ПЭТ. Помимо этого, в состав пластиковых пакетов торговая сеть добавила 35% вторсырья и планирует увеличивать эту долю.

«На этом работу не останавливаем, у нас есть цель – доля устойчивой упаковки 50%, и мы ее достигаем, более того планируем пересмотреть», – отметила Ольга Васильчук, руководитель проектов по устойчивому развитию в Х5 Group.

Устойчивая цепочка поставок

Кейс: ответственные цепочки поставок и зеленые полки

Экологический союз показал: если предъявлять ESG-требования в цепочке поставок сразу по двум направлениям – производству и продукту, у ритейла появляется базис для развития «зеленых» полок. Это особенно актуально, когда для магазина ключевым драйвером в повестке устойчивого развития становятся не инвесторы или регулятор, а конечный покупатель. Зачастую контроль цепочки поставок и работа с «зелеными» полками ведутся обособленно. 

«Зеленая полка может быть конечным результатом работы по ответственной цепочке поставок и мотивировать поставщиков и покупателей. Для развития такой полки есть разные подходы. От самого простого, когда выделяются только товары с признанными экомаркировками, до более широкого, когда товары ранжируются в зависимости от их характеристик. В нашем портфеле есть и те, и другие кейсы», – рассказала Юлия Грачева, директор Экологического союза.

Кейс: просветительские ESG-программы для поставщиков

Metro C&C рассказал о старте бесплатного интернет-ресурса для малого и среднего бизнеса с практическими советами от экспертов рынка о том, как сделать свой бизнес устойчивым и получать от этого выгоду. Например, как сдача вторсырья помогает бизнесу компенсировать свои расходы, как сэкономить деньги на потреблении электричества и воды, как вовлекать клиентов в проекты с концепцией «бережливого производства» и повышать их лояльность, как бизнесу искать инвестиции, программы финансирования и гранты на устойчивое развитие.

«Академия устойчивого развития для малого и среднего бизнеса стартует в октябре 2022 года. Это будет девять уроков от 28 экспертов отрасли, среди которых представитель Экологического союза», – проанонсировала Виктория Дроздова, специалист по внешним коммуникациям METRO Cash&Carry.

Экологические инициативы ритейла, направленные на покупателей

Кейс: вовлечение покупателей в ответственное потребление в «Ленте»

Полки и кассы в магазинах «Лента» – основные площадки для коммуникации с покупателем, чтобы рассказать о сборе пластиковых карт, макулатуре, отказе от тонких одноразовых пакетов в торговом зале и других инициативах. Кроме того, ритейлер развивает зеленую онлайн-платформу о здоровом питании и осознанном потреблений green.lenta.com. На платформе собраны все экоинициативы «Ленты» — от электронных чеков до сбора батареек. Также магазин стимулирует покупателей быть осознаннее за счет «зеленых» бонусов, купонов и акций.

«Лента – это более 23 миллионов человек: покупатели, сотрудники, поставщики. Важно не просто реализовывать устойчивые проекты, но и активно рассказывать, зачем и как это делается. Иначе все усилия можно свести на нет: например, если устойчивую упаковку покупатель отдаст не на переработку, а выбросит в бак с мусором», – пояснила Мария Филиппова, директор по связям с общественностью и государственными органами в «Ленте».

Кейс: коммуникация у полки, лучшие мировые практики

Ассоциация « Маркетинг в ритейле» (POPAI) показала опыт зарубежных торговых сетей по ESG-коммуникации у полки. Так, даже дискаунтеры находят возможность сообщить о маркировке на полке. В некоторых магазинах стоят экраны или планшеты, где можно узнать больше про устойчивое потребление. За рубежом не боятся использовать в коммуникациях фразу «save money». Так, сеть Tesco решила вовлечь покупателя в решение проблемы пластика с помощью ай-стоппера «Bottles and refils: save plastic. Save money». Слоган привлекает внимание к полке с бытовой химией, где Cif стоит 2 фунта, накопитель к нему значительно дешевле – 1,5 фунта. В этом случае покупателю понятно, в чем экологический эффект и экономия денег.

«Многие сталкиваются с недоверием покупателя: куда отправятся отходы, доедут ли они до переработки, что с ними будет. Развеять сомнения тоже можно с помощью коммуникации. На контейнере для сбора важно указать, а лучше показать, что конкретно произведут из этих отходов, – порекомендовала Анна Лебедева, исполнительный директор POPAI.

Кейс: экостандарт «Листок жизни» для магазинов

Экологический союз рассказал об экостандарте для магазинов «Листок жизни». Его требования охватывают все стадии функционирования магазина – операционные процессы, ассортимент, социальные обязательства, просвещение сотрудников и покупателей. С одной стороны, магазины могут использовать стандарт как сборник практик, и сверяться, какие экокритерии реально внедрить уже сегодня. С другой – магазины могут пройти экосертификацию на соответствие стандарту, свободно использовать в коммуникации термин «экомагазин» и позиционировать свои достижения.

«Несмотря на то, что стандарт по жизненному циклу «Листок жизни» и стандарты Leed и Bream разные по структуре и набору критериев, это инструменты с похожим действием и аналогичным конечным эффектом. В условиях труднодоступности зарубежных стандартов или верификаторов, российские компании могут опереться на экспертизу Экологического союза», – прокомментировала Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз».

ESG-мероприятия для ритейла и поставщиков

В ходе выступлений неоднократно звучала идея об объединении усилий в достижении ESG-целей. ECR Sustainability – объединение производителей, розничных сетей, поставщиков услуг и отраслевых ассоциаций – предложило продолжить обмен опытом на своей площадке.

Дарья Свириденко, лидер направления ECR Sustainability и фасилитатор круглого стола, поделилась планами организации до конца года. Ближайшие вебинары: 8 сентября – «ESG оценка цепочки поставок», 12 октября – «РОП в 2022: что было, что будет». 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами