Декоративное изображение
155

Поделиться

Топливные затраты - это 10% в себестоимости любой продукции российского производства. Объем рынка превышает 6 трлн руб., из которых на долю конечных потребителей приходится порядка 12% или 736 млрд руб. И сегодня это - самый крупный неоцифрованный рынок страны.

Неоцифрованность в данном случае - синоним непрозрачности. Рынок продолжает работать по старинке, когда условному фермеру, чтобы купить топливо, необходимо по телефону обзванивать трейдеров, торговаться по ценам и выбивать лучшие условия. А затем самостоятельно искать доставку, при необходимости привлекать кредиты и проверять качество продукции.

Почему так происходит? В мелком опте (до 50-100 тонн) потребители редко имеют возможность заказа топлива напрямую у производителей. Крупные компании заточены под реализацию крупным клиентам, их отделы продаж предпочитают большие чеки и остальные заявки обрабатывают по остаточному принципу. Стандартная схема работы в мелком опте предполагает длинную цепочку взаимодействий “производитель - трейдеры - конечные потребители”. И двигаясь по этой цепочке цена продукта увеличивается, а качество - снижается. Правила на мелкооптовом рынке устанавливают посредники, которые стремятся сохранять высокий уровень цен и не всегда думают о сервисе.

Отсутствие прозрачности всегда открывают простор для реализации разного рода «серых» схем, в том числе коррупционных. Примерно та же ситуация была несколько лет назад на рынках сельского хозяйства или металлопроката. Но затем пришли крупные цифровые платформы и изменили облик этих отраслей, сделали их более понятными для потребителей и структурированными. Теперь настала очередь рынка нефтепродуктов.

Независимый маркетплейс

OPEN OIL MARKET – это первый независимый маркетплейс нефтепродуктов и сырья, который был создан серийным предпринимателем Сергеем Терешкиным в стенах Сколково 3 года назад. Платформа позволяет производителям и покупателям взаимодействовать напрямую, минуя ту самую цепочку посредников. А также предлагает дополнительные, но критически важные для рынка услуги: кредитование, логистику и аналитику цен. Таким образом клиенты маркетплейса «в режиме одного окна» могут подобрать лучшее топливо, оформить все документы, получить финансирование и заказать доставку. Весь процесс занимает 5 минут вместо часов, затрачиваемых в офлайн-режиме.

Ключевой фактор здесь – доверие, поэтому все сделки проходят через номинальный счет. Покупатель перечисляет деньги, и они находятся там до тех пор, пока поставщик не получит весь объем и не подпишет приходные документы. Маркетплейс создает единую среду для взаимодействия между участниками рынка и консолидирует отрасль, позволяя экономить ресурсы и повышать эффективность.

Сейчас на платформе зарегистрировано более 3000 покупателей и продавцов, среди которых – крупнейшие компании рынка, такие как «Татнефть». В 2023 году торговый оборот маркетплейса составил 5,9 млрд руб., через него было реализовано порядка 90 тысяч тонн продукции.

Несмотря на сравнительно высокие для стартапа цифры, сегодня доля OPEN OIL MARKET – всего около 0,2%. При этом потенциал мелкооптового рынка по оценкам OPEN OIL MARKET – это 736 млрд руб. в год, то есть в 100 раз больше. А учитывая стремительное развитие B2B e-commerce в России, перевод этого объема в онлайн – дело нескольких лет.

На сегодняшний день конкуренции у проекта практически нет. Биржа торгует большими объемами, на сервисах закупок продается топливо для госструктур, а поставщики развивают локальные интернет-магазины. В единой площадке заинтересованы все игроки рынка, но для создания по-настоящему глобального проекта требуются инвестиции.

Привлечение инвестиций



Для масштабирования проекта OPEN OIL MARKET в 2024 году привлекает 1 млрд руб. по модели cash-in. Все собранные в раунде средства будут направлены на достижение той самой цели стократного роста в ближайшие 2-3 года.

Основная часть - порядка половины бюджета - пойдет на развитие продукта, разработку ПО и расширение функционала платформы. Остальной объем - это развитие продаж, поддержки и маркетинга. Проект фундаментально меняет рынок, поэтому зачастую цикл сделок и согласований долгий, требующий персонализированного подхода и подробных разъяснений.

Оценка проекта, по данным аналитиков «Финам», составляет 10 млрд руб. (post money), а выход на pre-IPO планируется в 2026 году. Модель pre-IPO была выбрана компанией совместно с «Финам» для ускорения темпов развития проекта и кратного увеличения капитализации перед выходом на Мосбиржу.

Акции OPEN OIL MARKET размещены на платформе «ВТБ Регистратор», условия приобретения доступны пользователям платформы.

Проект участвует в программе возмещения университетских стартапов Фонда Сколково, которая позволяет инвесторам вернуть до 50% вложений, но не более суммы НДФЛ, уплаченного за последние 3 года. Максимальная сумма возмещения - 20 млн руб. Еще один тип возмещения – до 10 млн руб. доступен при приобретении акций с брокерских счетов, возмещение производится от Московского инновационного кластера.

Источник: Финам

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами