Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Только за первые 8 месяцев 2022 года объем онлайн-торговли в России превысил 3 трлн руб., продемонстрировав рост год к году на 39%. При этом 56% покупателей предпочитают пользоваться самовывозом покупок, а в качестве способа это сделать они все чаще выбирают постаматы.
Преимущества последних неоспоримы: они не создают очередей, не требуют контакта с персоналом и расположены там, где это удобнее всего клиенту. Российский рынок постаматных сетей сейчас переживает период бурного роста – лидеры сменяют друг друга, функциональность устройств растет, а их возможности, похоже, сильно заинтересовали органы государственной власти. В ближайшее время первые постаматы появятся в подъездах жилых домов и на придомовых территориях. Теперь москвичам не придется ждать курьера или идти до ближайшего пункта выдачи заказов.
Зона высокой конкуренции
Борьба за рынок постаматов идет нешуточная. Масштаб сделок можно оценить хотя бы по заключенной еще в 2019 году оператором PickPoint сделке – он полностью выкупил сеть постаматов QIWI, увеличив покрытие услугой сразу на 2300 устройств.
В октябре «Почта России» объявила о том, что с января жители РФ стали в шесть раз чаще оформлять доставку в постаматы сети – с 2 до 12 тыс. выросло число отправлений в месячном исчислении.
Активно играют на российском поле и китайцы. Еще в декабре прошлого года Cainiao – логистический оператор маркетплейса AliExpress – рассказал о планах инвестировать 700 млн руб. в развитие сети постаматов в России. Первые устройства оператора в РФ заработали двумя месяцами раньше. Cainiao рассчитывает на инициативу малого и среднего российского бизнеса, который сможет вступать в партнерские отношения с AliExpress и подбирать подходящие места для постаматов при помощи специализированного сервиса 1M Rent.
Динамичный топ лидеров
Год от года позиции лидирующих в стране операторов постаматов постоянно меняются. В 2022-м среди российских владельцев собственных (мы не учитываем партнерства) сетей с двукратным отрывом уверенно лидирует «Сберлогистика». Под ее управлением находятся порядка 10 тыс. устройств. На второе место можно поместить сразу троих операторов, сети которых включают в себя около 5 тыс. устройств каждая. Это Почта России, OZON и 5Post. В затылок им со своими 4100 постаматами дышит PickPoint.
Далее по нисходящей относительно уверенно на рынке чувствуют себя «Яндекс.Маркет» (2 600), «Халва» (2 300), Cainiao (1 700) и СДЭК (1500). Впрочем, эти цифры мало что говорят главным заказчикам услуг операторов постаматов. Их в конечном счете интересует охват доставки, а не капитализация подрядчиков. И здесь все даже интереснее.
Партнерства и суперсервисы
Активнее всего среди операторов постаматных сетей, пожалуй, ведет себя PickPoint. Так, в апреле 2022 года он объявил о сотрудничестве с «Авито» (80 млн пользователей). Верифицированные клиенты классифайда получили возможность отправлять и получать посылки с использованием сети постаматов, расположенных в 659 населенных пунктах РФ.
С логистическим оператором Boxberry PickPoint сотрудничает уже год. Сразу на старте проекта доставки Boxberry можно было получить в 2 тыс. постаматов в 30 городах России. Тогда это позволило логистическому сервису расширить свои возможности по выдаче заказов сразу на треть – с 4100 до 6100 точек.
Среди необычных интеграций можно отметить и еще одну – в марте постаматы PickPoint начали принимать бывшую в употреблении одежду для повторного использования. Предметы гардероба поступают в благотворительный фонд «Второе дыхание», где волонтеры сортируют их для передачи малоимущим или последующей переработки.
Растущий уровень интеграции рынка в будущем приведет к появлению консолидированного сервиса, умеющего серьезное преимущество перед отдельными логистическими операторами в плане повышения конверсии онлайн-магазинов. Порой покупатель готов купить товар в другой точке продаж, если она предлагает доставку в более удобное ему место. По данным Data Insight, так поступают до 19% постоянных клиентов того или иного интернет-ритейлера. Доступность же при заказе всех постаматов и ПВЗ в регионе через некий «суперсервис» должна решить эту проблему. К настоящему времени подобной инициативой уже частично охвачены некоторые постаматы и ПВЗ «Халва», PickPoint и CDEK.
Государство и постаматы
Встроить постаматные сети в процесс взаимоотношений граждан с государством первыми в России решили власти Ленинградской области. В местных МФЦ появилась необычная услуга: теперь посетители МФЦ, которые не хотят тратить время в очередях, могут забрать готовые документы с помощью уже привычного им автоматизированного устройства. Эксперимент, прошедший в декабре прошлого года, признан успешным.
В Москве пока пошли несколько иным путем. Там в конце прошлого года тестировали шеринг-устройства «Московский постамат», работающие по модели совместного использования, когда в постамате можно получить заказы из различных маркетплейсов. По итогам пилотного проекта Сергей Собянин в июне подписал постановление о создании «городской сети устройств доставки и выдачи посылок».
По мнению мэрии, развитие постаматной инфраструктуры в городе тормозилось на объектах городской собственности и общедоступных территориях из-за отсутствия единого стандарта постаматного обслуживания и ограничений по размещению устройств различных сетей. Теперь же единые правила доступа к этим пространствам и шеринг-постаматам определены для всех игроков рынка.
На проходящей с 1 по 6 ноября Московская неделя интерьера и дизайна посетители площадок мероприятия смогут непосредственно увидеть и оценить функциональность устройств «Московский постамат». Интерес публики ожидается высокий, ведь в недалеком уже будущем постаматы появятся в подъездах многоквартирных домов и на придомовых территориях, если на то будет положительное решение собрания собственников жилья. К 2025 году столичные власти планируют увеличить количество подключенных к проекту устройств до 10 тысяч. Сначала через эти постаматы можно будет получать онлайн-заказы, а в перспективе — отправлять одежду в химчистку, обувь в ремонт, а также возвращать бракованные или неподошедшие товары. Кроме того, с их помощью планируется сделать возможным получение городских сервисов и госуслуг.
Подводя итог, следует признать, что постаматы из экзотики уже превратились в неотъемлемый атрибут современного сервиса. В дальнейшем следует ждать масштабного расширения географии их распространения. Этому будет способствовать максимально простая установка подобного устройства – ему достаточно квадратного метра арендуемой площади, розетки 220В и устойчивого сигнала сотовой сети. По сути, в небольших населенных пунктах, где любой традиционный пункт выдачи заказов едва ли достигнет рентабельности, постамат станет самым выгодным вариантом организации «последней мили» доставки. А уж если учесть перспективы интеграции постаматов в работу служб государственной власти, рынок этот ждут самые радужные перспективы.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.