Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Покупки на маркетплейсах стали одними из самых популярных видов онлайн-активностей у россиян. Число пользователей сервисов для интернет-покупок с каждым годом становится все больше — как и число продавцов на маркетплейсах. При этом россияне все чаще отдают предпочтение двум крупнейшим торговым площадкам. За счет чего им удалось этого добиться?
Сколько зарабатывают два главных маркетплейса страны?
Объем интернет-торговли в России по итогам 2023 года вырос на 28%, достигнув отметки 6,4 трлн рублей, следует из данных Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Лидерские позиции на рынке уже давно закрепили за собой Wildberries и Ozon, которые в прошлом году показали значительный рост.
Выручка Wildberries превысила 2,5 трлн рублей, увеличившись почти на 70%. На текущий год компания прогнозирует рост примерно в 60%. В структуре выручки доходы от розничной продажи товаров и готовой продукции достигли 121,9 млрд рублей, доходы от экспорта — 85,2 млрд рублей, от оказания рекламных услуг — 45,9 млрд рублей. Чистая прибыль маркетплейса составила 18,9 млрд рублей, таким образом, рост год к году составил 87%.
Ozon же по итогам 2023 года заработал чуть меньше: оборот маркетплейса составил 1,8 трлн рублей. Оборот компании вырос на 111% относительно результатов 2022 года. Добиться существенного роста компании удалось в основном за счет значительного увеличения количества заказов и роста среднего чека покупок. Также маркетплейсу получилось преуспеть благодаря повышению комиссии платформы и быстрому росту выручки от рекламы и финансовых услуг.
Согласно исследованию Mediascope, в топ-5 самых популярных торговых площадок в России входят Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет» и Aliexpress. На них приходится около 80% всех поисковых запросов в e-commerce. При этом, если четыре российских маркетплейса улучшают свои позиции по сравнению с прошлым годом, то Aliexpress теряет свою популярность у россиян.
Wildberries и Ozon популярны не только у покупателей, но и у продавцов
Wildberries и Ozon опережают конкурентов не только по выручке, но также по числу активных продавцов. По данным Data Insight, на этих двух маркетплейсах в 2023 году работало около 550 тысяч селлеров. Согласно прогнозу аналитиков, по итогам этого года их количество может вырасти в полтора раза — до 700 тысяч.
На маркетплейсах растет число новых активных селлеров и тех продавцов, для которых продажи на таких платформах уже стали основной работой. Объяснить такую тенденцию можно в том числе событиями начала 2022 года, когда многие популярные социальные сети в России были заблокированы. При этом они считались важным каналом продвижения и развития продаж для бизнеса.
Почему все выбирают именно их?
Доминирующее положение Wildberries и Ozon на рынке подтверждает даже Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Их суммарная доля, по данным ведомства, составляет порядка 80% по итогам анализа конкуренции на рынке, завершившегося в декабре 2023 года. В апреле ФАС выдала предупреждение обеим компаниям за «действия, содержащие признаки нарушения закона о защите конкуренции». За неисполнение требований регулятора маркетплейсам может грозить оборотный штраф в сотни миллионов рублей.
Ozon и Wildberries не только лидируют на российском рынке, но даже сумели войти в топ-10 маркетплейсов мира по числу посещений. В прошлом году на каждую из площадок пользователи заходили более 300 млн раз в месяц.
В начале прошлого года аналитики ORO провели опрос среди российских селлеров, чтобы узнать, почему они выбирают работать с теми или иными маркетплейсами. Оказалось, что Wildberries продавцы ценят за сильный бренд и большие объемы продаж, хотя и отмечают проблемы в коммуникации между компанией и селлерами. Ozon же востребован среди продавцов за счет хорошего расположения логистических объектов, инструментов внутренней аналитики и функционального личного кабинета.
Кстати, инструменты внутренней аналитики на маркетплейсах не всегда справляются с комплексом задач, стоящих перед селлерами. Иногда лучше обратиться к сторонним сервисам. Упрощает и автоматизирует многие процессы продаж на маркетплейсах JVO. Платформа анализирует основные факторы, влияющие на продажи и предлагает решения, которые позволяют масштабировать бизнес.
Таким образом, запуск продаж на маркетплейсах дает бизнесу широкий спектр возможностей, и чем крупнеей платформа — тем этих возможностей больше. Если говорить о ведущих торговых площадках, то это огромный трафик и сотни миллионов посещений в месяц, широкий географический охват покупателей, удобные схемы доставки товара без необходимости обслуживать собственный склад, экономия средств на создании своего интернет-магазина, внешней рекламе и многое другое.
В первые годы работы Wildberries удалось обойти конкурентов за счет наращивания логистических возможностей. На сегодняшний день маркетплейс остается лидером с самой широкой сетью складских помещений и ПВЗ. Аналогичная ситуация складывалась и у Ozon. Поэтому в ближайшее годы вряд ли конкруентам удастся приблизиться к их результатам.
Хотя самой динамично развивающейся торговой площадкой аналитики сегодня называют «Мегамаркет». Маркетплейс «Сбера» в прошлом году показал самый значительный прирост по количеству покупок — число транзакций на платформе выросло в 4,3 раза. Кроме того, маркетплейс растет и по числу активных селлеров — рост в сравнении с предыдущим годом на «Мегамаркете» составил 42%. А лидером по приросту продавцов стал «Яндекс Маркет» (+62%). Поэтому, если консолидация онлайн-торговли на двух ведущих маркетплейсах страны и прослеживается, нельзя сказать, что конкуренты остановились в развитии.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/bc9/nbzdctqpxild51he4jfc3h113iymnwok/anons5.jpg)
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?