Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
1064

Поделиться

Покупки на маркетплейсах стали одними из самых популярных видов онлайн-активностей у россиян. Число пользователей сервисов для интернет-покупок с каждым годом становится все больше — как и число продавцов на маркетплейсах. При этом россияне все чаще отдают предпочтение двум крупнейшим торговым площадкам. За счет чего им удалось этого добиться?

Сколько зарабатывают два главных маркетплейса страны? 

Объем интернет-торговли в России по итогам 2023 года вырос на 28%, достигнув отметки 6,4 трлн рублей, следует из данных Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Лидерские позиции на рынке уже давно закрепили за собой Wildberries и Ozon, которые в прошлом году показали значительный рост.

Выручка Wildberries превысила 2,5 трлн рублей, увеличившись почти на 70%. На текущий год компания прогнозирует рост примерно в 60%. В структуре выручки доходы от розничной продажи товаров и готовой продукции достигли 121,9 млрд рублей, доходы от экспорта — 85,2 млрд рублей, от оказания рекламных услуг — 45,9 млрд рублей. Чистая прибыль маркетплейса составила 18,9 млрд рублей, таким образом, рост год к году составил 87%. 

Ozon же по итогам 2023 года заработал чуть меньше: оборот маркетплейса составил 1,8 трлн рублей. Оборот компании вырос на 111% относительно результатов 2022 года. Добиться существенного роста компании удалось в основном за счет значительного увеличения количества заказов и роста среднего чека покупок. Также маркетплейсу получилось преуспеть благодаря повышению комиссии платформы и быстрому росту выручки от рекламы и финансовых услуг.

Согласно исследованию Mediascope, в топ-5 самых популярных торговых площадок в России входят Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет» и Aliexpress. На них приходится около 80% всех поисковых запросов в e-commerce. При этом, если четыре российских маркетплейса улучшают свои позиции по сравнению с прошлым годом, то Aliexpress теряет свою популярность у россиян.

Wildberries и Ozon популярны не только у покупателей, но и у продавцов

Wildberries и Ozon опережают конкурентов не только по выручке, но также по числу активных продавцов. По данным Data Insight, на этих двух маркетплейсах в 2023 году работало около 550 тысяч селлеров. Согласно прогнозу аналитиков, по итогам этого года их количество может вырасти в полтора раза — до 700 тысяч. 

На маркетплейсах растет число новых активных селлеров и тех продавцов, для которых продажи на таких платформах уже стали основной работой. Объяснить такую тенденцию можно в том числе событиями начала 2022 года, когда многие популярные социальные сети в России были заблокированы. При этом они считались важным каналом продвижения и развития продаж для бизнеса.

Почему все выбирают именно их? 

Доминирующее положение Wildberries и Ozon на рынке подтверждает даже Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Их суммарная доля, по данным ведомства, составляет порядка 80% по итогам анализа конкуренции на рынке, завершившегося в декабре 2023 года. В апреле ФАС выдала предупреждение обеим компаниям за «действия, содержащие признаки нарушения закона о защите конкуренции». За неисполнение требований регулятора маркетплейсам может грозить оборотный штраф в сотни миллионов рублей.  

Ozon и Wildberries не только лидируют на российском рынке, но даже сумели войти в топ-10 маркетплейсов мира по числу посещений. В прошлом году на каждую из площадок пользователи заходили более 300 млн раз в месяц.

В начале прошлого года аналитики ORO провели опрос среди российских селлеров, чтобы узнать, почему они выбирают работать с теми или иными маркетплейсами. Оказалось, что Wildberries продавцы ценят за сильный бренд и большие объемы продаж, хотя и отмечают проблемы в коммуникации между компанией и селлерами. Ozon же востребован среди продавцов за счет хорошего расположения логистических объектов, инструментов внутренней аналитики и функционального личного кабинета.

Кстати, инструменты внутренней аналитики на маркетплейсах не всегда справляются с комплексом задач, стоящих перед селлерами. Иногда лучше обратиться к сторонним сервисам. Упрощает и автоматизирует многие процессы продаж на маркетплейсах JVO. Платформа анализирует основные факторы, влияющие на продажи и предлагает решения, которые позволяют масштабировать бизнес.

Таким образом, запуск продаж на маркетплейсах дает бизнесу широкий спектр возможностей, и чем крупнеей платформа — тем этих возможностей больше. Если говорить о ведущих торговых площадках, то это огромный трафик и сотни миллионов посещений в месяц, широкий географический охват покупателей, удобные схемы доставки товара без необходимости обслуживать собственный склад, экономия средств на создании своего интернет-магазина, внешней рекламе и многое другое. 

В первые годы работы Wildberries удалось обойти конкурентов за счет наращивания логистических возможностей. На сегодняшний день маркетплейс остается лидером с самой широкой сетью складских помещений и ПВЗ. Аналогичная ситуация складывалась и у Ozon. Поэтому в ближайшее годы вряд ли конкруентам удастся приблизиться к их результатам. 

Хотя самой динамично развивающейся торговой площадкой аналитики сегодня называют «Мегамаркет». Маркетплейс «Сбера» в прошлом году показал самый значительный прирост по количеству покупок — число транзакций на платформе выросло в 4,3 раза. Кроме того, маркетплейс растет и по числу активных селлеров — рост в сравнении с предыдущим годом на «Мегамаркете» составил 42%. А лидером по приросту продавцов стал «Яндекс Маркет» (+62%). Поэтому, если консолидация онлайн-торговли на двух ведущих маркетплейсах страны и прослеживается, нельзя сказать, что конкуренты остановились в развитии.

Интервью

Декоративное изображение

Сергей Костин, «1С-БСЛ»: «Основная проблема доставки последней мили – прогнозируемость эффективности курьерского юнита»

Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?

Новость от компании:

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами