Декоративное изображение
115

Поделиться

Рост online-продаж продуктов питания на крупнейших маркетплейсах замедлился, следует из обзора «Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP». По итогам III квартала 2024-го он составил 19% год к году, тогда как в апреле–июне динамика достигала 26%. Суммарный оборот ведущих платформ в категории food в третьей четверти года превысил 57 млрд руб.

Доля маркетплейсов в структуре рынка e-grocery тоже сократилась — на 2,6 процентных пункта до 19,4%. Остальная часть «пирога» приходится на омниканальных ритейлеров, сервисы доставки и операторов, работающих по модели даркстора (только на доставку). Суммарно за девять месяцев продажи продовольственных товаров на маркетплейсах выросли на 30,3% до 175,9 млрд руб.

«Заказ продуктов на маркетплейсах был более актуален, пока не была так широко, как сейчас, развита курьерская доставка, а федеральные торговые сети еще не вышли в отдаленные регионы, – уверен генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. – В таких регионах покупатели забирали продукты с маркетплейсов в их пунктах выдачи заказов». 

По данным обзора «Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP», оборот категории food у Wildberries вырос в III квартале всего на 2% год к году до 24,4 млрд руб. Для укрупненного FMCG-ассортимента (бытовая химия, товары для дома, зоотовары и т. п.), куда входит и еда, показатель роста существенно выше — 16,7%, а продажи составляют 136,7 млрд руб.

Ozon (с учетом маркетплейса и сервиса Ozon Fresh) немного опережает своего конкурента – оборот продуктов питания в июле–сентябре там составил 27 млрд руб., динамика при этом достигла 39,2%. Продажи всех товаров повседневного спроса у Ozon увеличились на 41,3% до 114 млрд руб.

По подсчетам INFOLine, в III квартале доля Wildberries на рынке e-grocery снизилась с 11,1% до 8,3% год к году. У Ozon увеличилась — с 9% до 9,2%. «Яндекс Маркет» вместе с «Яндекс Лавкой» расширили свое влияние с 8,9% до 10%.

При этом маркетплейсы продолжают доминировать в сегменте плановой доставки – здесь их доля по итогам III квартала составляет 60%. Однако эксперты агентства отмечают признаки исчерпания роста модели плановой доставки через ПВЗ, особенно с учетом дефицита складских площадей.

динамика продаж по сегментам_2024 - PowerPoint.jpg

Модель быстрой, до двух часов, доставки все сильнее преобладает над закупками впрок, плановой доставкой в заданный временной интервал и самовывозом, отмечают авторы обзора. В III квартале оборот в экспресс-доставке сократился по сравнению со II кварталом на 1,9% до 208 млрд руб., но вырос год к году на 52%. При том что продажи впрок, с плановой доставкой или посредством самовывоза упали на 18% до 84 млрд руб. по сравнению с предыдущим кварталом, а год к году выросли лишь на 10%.

«Проблема дефицита складских площадей актуальна не только для продуктов, но и для других категорий товаров. Однако маржинальность высокооборачиваемых товаров FMCG ниже, чем, например, у техники или одежды, — отмечает Михаил Бурмистров. — Доля логистических издержек в цене товара более существенная, поэтому ситуация с нехваткой места на складах и подорожание логистических услуг в этом случае может быть более критичной».

Саммари обзоров «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» и «Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP» с главными событиями отрасли в III квартале можно скачать прямо сейчас здесь. Либо запросите текст у наших специалистов: retail@infoline.spb.ru.

Подробнее об исследованиях INFOLine.

Ежеквартальный обзор «Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP» включает следующие разделы:

  • Рейтинги по выручке крупнейших интернет-магазинов продуктов питания и продуктовых наборов, служб доставки продуктов питания и маркетплейсов с данными по среднему чеку и количествам доставок
  • Государственное регулирование в online-торговле
  • Кейсы о развитии online-торговли
  • Показатели и основные события служб доставки
  • Показатели и события омниканальной модели бизнеса и интернет-магазинов TOP-20 сетей FMCG
  • Крупнейшие маркетплейсы и online-ритейлеры на рынке FMCG
  • Проекты компании «Яндекс»
  • Проекты «Сбера»
  • Крупнейшие интернет-магазины продуктовых наборов

Запросить специальное предложение по обзору

Ежемесячный обзор «Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ»

  • Рейтинг торговых сетей FMCG РФ
  • Развитие розничной торговли в России
  • Государственное регулирование розничной торговли
  • Основные события в розничной торговле FMCG
  • Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России

Получить демоверсию исследования

На все возникшие у вас вопросы ответят наши специалисты.

Контакты:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40

retail@infoline.spb.ru

https://t.me/INFOLine_auto_Bot.

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами