Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Возможность пополнить "Тройку" банковской картой во всех терминалах метро и билетных автоматах на остановках Москвы. (ИНТЕРВЬЮ ПСС (ГК "АйТи"))
Анастасия Фурсова (А.Ф.): Илья, насколько мне известно, вы занимаетесь установкой новых терминалов для общественного транспорта Москвы. Расскажите, пожалуйста, об их функционале.
Илья Князев (И.К.): Идея проекта по установке терминалов для наземного транспорта появилась почти два года назад. Задача была - обеспечить круглосуточный, независимый от человека сервис по продаже билетов для пассажиров наземного транспорта Москвы. С помощью автомата теперь стало возможным купить билеты на одну-две поездки, транспортные карты «Тройка», «Единый», пополнить карту «Тройка» или записать на нее билеты «ТАТ», «90 минут» и еще более 10 видов билетов. Терминал позволяет оплатить билет как наличными купюрами, так и банковской картой, после чего он выдает информационный лист и сдачу купюрами или монетами.
А.Ф.: То есть монетами оплатить билет пассажир не сможет?
И.К.: Прием монет - технология дорогостоящая с точки зрения обслуживания, а с точки зрения дохода она в буквальном смысле копеечная. В метро такое требование, конечно, оправдано, но во всех остальных проектах, включая Мосгортранс, мы от этого отказались. Выдача сдачи монетами есть, а приема нет.
Кроме того, терминал уличный, стоит под открытым небом зимой и летом. Перед нами стояла задача сделать его устойчивым ко всем внешним воздействиям. И это не только вандализм, но и погода. В итоге мы смогли поучаствовать в конкурсе и выиграли его. Торгами были прописаны требования к дизайну в стилистике «Московский транспорт». Это была непростая дизайнерско-конструкторская задача. В России нет оборудования, которое могло бы реализовать профиль, заданный условиями конкурса. Был задан материал - анодированный алюминий, концепт вогнутого профиля, и так получилось, что ни одно предприятие в России не взялось делать такой профиль. В итоге мы были вынуждены везти его из-за рубежа.
Тем не менее, до конца 2015 г. мы поставили 75 билетных терминалов для наземного транспорта по этому конкурсу и, параллельно с этим, под эгидой департамента капитального ремонта в рамках проекта «Моя улица» мы поставили 46 таких же терминалов на субподряде. Эти аппараты ставят сейчас в основном там, где самый большой пассажиропоток. Но расставлять их - это уже задача тех, кто будет ими оперировать. Зимой расставлять эти автоматы нельзя, поэтому, как только погода позволила начать работу, началась расстановка. Всего на улицах Москвы в ближайшее время должен появиться 121 билетный терминал. Хотя мое личное мнение, что что это количество терминалов на всю Москву очень мало: даже если весь город перейдет на «Тройку», ее надо где-то пополнять.
А.Ф.: Ваша задача состоит только в том, чтобы поставить терминалы, или вы также будете заниматься их техническим обслуживанием?
И.К.: Мы сейчас обсуждаем комплексный сервисный договор. Вообще, сейчас то программное обеспечение, которое мы поставили, предполагает функцию мониторинга состояния аппаратов. У Мосгортранса все инструменты для этого есть, и предприятие может проводить обслуживание самостоятельно или отдать на подряд, в том числе и нам. Инструментарий мониторинга позволяет отслеживать техническое состояние устройств, несанкционированные действия, логи ошибок. Насколько мне известно, в будущем аппараты будут подключены к сигнализации.
Кроме того, поскольку программное обеспечение является нашей разработкой, мы занимаемся его установкой - каждый автомат налаживаем, запускаем и обеспечиваем его работоспособность.
А.Ф.: Сегодня для пополнения карты «Тройка» через интернет пассажиру нужно обязательно прийти на станцию метро и приложить карту к валидатору в вестибюле. Многие жалуются, что это неудобно.
И.К.: Данная система называется «отложенное пополнение» и это совершенно осознанная и, на мой взгляд, правильная технология для работы карт, подобных «Тройке» в крупных городах. Это так называемая оффлайн-технология, когда вся информация о вашем балансе по электронному кошельку, по тем тарифам, которые вы покупаете, содержится на вашей карте. Даже если устройство чтения карт, установленное в автобусе, вдруг теряет связь, оно все равно прочитает вашу карту, спишет определенное количество средств и пропустит вас. Но для этого вам все равно надо карту прикладывать каждый раз к специальному устройству, связанному с сервером, чтобы оно записывало туда актуальную информацию по карте. Когда вы пополняете «Тройку» через интернет, информация о пополненном балансе содержится на сервере.
Споры идут на тему того, что удобнее, но у нас еще не настолько развитая инфраструктура интернета и связи, чтобы можно было полностью на это положиться. Примеров того, как данная технология (онлайн - прим. Агентства «Москва») дает сбои и приводит к крупным проблемам - много.
А.Ф.: Нельзя просто сделать валидаторы, как в метро, и на общественном транспорте?
И.К.: Это вопрос технологический. Те устройства, которые стоят в автобусах, могут терять связь. Вы пришли, у вас там вроде бы 500 руб. есть, вы прикладываете, а у него нет связи с сервером. Что вам дальше делать? Ждать, пока появится связь?
Такие решения есть, но они подразумевают установку более сложных валидаторов, которые, к тому, же могут сбоить. А это стоит больших денег, и получается, что овчинка выделки не стоит. Проще установить стационарные терминалы в метро, где есть стабильная связь, и вывести туда устройства, через которые можно отложенно пополнять «Тройку». Я понимаю, что это может быть неудобно для отдаленных районов, но в этих отдаленных районах могут быть и проблемы со связью. На сегодняшнем этапе развития технологий все-таки оффлайн подход более надежный и, поэтому, оправдан.
А.Ф.: Также ваша компания поставляет терминалы для оплаты проезда в Московский метрополитен. Как давно началась эта работа и как продолжают развиваться эти терминалы?
И.К.: Изначально терминалы на одну-две поездки были кнопочными и очень простыми. Задача состояла в том, чтобы расставить эти терминалы по всем станциям как можно быстрее. На тот момент, а это был 2011-2012 гг., особенно в начале месяца на кольцевых станциях метро – на «Киевской», «Павелецкой» - были колоссальные очереди в кассы, и терминалы нужны были как воздух, чтобы просто разгрузить очереди в кассы. Первая партия составляла 1,2 тыс. аппаратов, дальше пошел процесс развития. Появился сенсорный экран - это гораздо эффективнее с точки зрения механики и дает возможность развивать программное обеспечение. Когда экран сенсорный - вы нарисовали кнопку, и она уже заработала. Так появилось расширенное билетное меню и пополнение карты «Тройка».
Параллельно с этим сначала прошел пилотный проект, а потом уже началось оснащение терминалов системой бесконтактной оплаты банковскими картами PayPass и PayWave. Это позволит пассажирам столичной подземки больше не тратить время на поиск терминала для снятия наличных, пополнять транспортную карту «Тройка» и покупать проездные билеты с помощью банковских карт самостоятельно через билетный терминал.
А.Ф.: Ранее представители метрополитена говорили о том, что в скором времени появится возможность купить билет с помощью банковской карты в кассах. Может быть, она появится и в терминалах?
И.К.: Сначала был проведен пилот на станциях метро «Румянцево», «Саларьево», «Технопарк» и на части старых станций, а потом встал вопрос о том, что в метро должна быть предусмотрена оплата проезда банковскими картами. В итоге совсем недавно это привело к тому, что «Банк Москвы» выиграл конкурс, чтобы стать официальным провайдером услуг по приему банковских карт. Сейчас, совместно с ними, мы переоборудуем все терминалы в метро и ставим на них банковские модули. До конца лета 2016 г. во всех терминалах, установленных в вестибюлях Московского метрополитена, можно будет купить билеты и пополнить карту «Тройка» с помощью банковской карты. Кроме того, насколько мы знаем, в кассах также скоро можно будет оплачивать поездки банковскими картами.
Нашим прямым заказчиком, которому мы уже около года поставляем автоматы, оборудованные ридерами, является АО «Мосинжпроект». А они уже, в свою очередь, поставляют аппараты метрополитену в процессе реконструкции и строительства новых станций. Поэтому данные автоматы вы можете увидеть не только на тех станциях, что мы перечислили, но и на других. При этом аппараты поставляются уже в новом бренде «Московский транспорт».
А.Ф.: Планируете ли вы поставку новых терминалов на станции метро?
И.К.: Что касается количества, то оно будет расти соответственно увеличению количества станций. На сегодняшний день планируется до середины весны 2017 г. поставить порядка 100 билетных автоматов, предназначенных для новых станций метро.
Буквально недавно мы завершили проект по разработке новой версии программного обеспечения для автоматов. Там новый дизайн, расширенное билетное меню, поддержка банковских карт. Технологически эта версия более совершенна для дальнейшей модернизации. Данное программное обеспечение мы сделали на единой платформе, которая является основой для развития и других решений нашей компании. Если завтра в метро или департаменте будут рождаться новые идеи, нам будет проще их реализовывать на новом, более гибком софте. Подробнее о "системе продажи билетов на проезд через терминал самообслуживания
А.Ф.: Какие у вас есть планы по развитию, проекты, которые вы можете предложить городу?
И.К.: Совместно с компанией «Басфор» мы реализовали проект по продаже билетов на междугородный автобус через терминал. На сегодняшний день продажа билетов на автобусные междугородные рейсы осуществляется каждым перевозчиком или автовокзалом отдельно. Сегодня вы не сможете уехать из Москвы в Рязань и вернуться оттуда, сразу купив билет в Москве. Для этого вам придется уехать в Рязань и там уже покупать билет обратно.
Компания «Басфор» долгое время развивала свою единую инвенторную систему, как в авиации. На мой взгляд, наличие единой системы, где будут храниться данные о всех рейсах и маршрутах, чтобы дать человеку возможность сразу разработать составной маршрут - это вопрос времени. Я верю, что эта «феодальная раздробленность» все равно пройдет, особенно в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г.
Согласно условиям выигрыша России в заявке на проведение ЧМ-2018, болельщики будут иметь право на бесплатный проезд до места проведения матча, если есть на него билет. Далее предусмотрена компенсация перевозчикам таких временных льгот. А для этого должна быть единая система, позволяющая идентифицировать человека, имеющего льготу, продать ему льготный билет (через интернет и терминалы самообслуживания), свести всю информацию по перевозкам в единой базе, сделать необходимую отчетность. К слову, проблема учета льготных категорий пассажиров из-за отсутствия учета факта их проезда сегодня является весьма острой для перевозчиков.
Через наш терминал вы можете купить билет в одну сторону, туда и обратно, составной, причем не только по России, но и в Европу. В рамках этой работы мы сделали легкое решение по сканированию паспорта. Сейчас мы проводим работу, нацеленную на то, чтобы продвинуть это решение на рынок. Мы понимаем, что немного опередили свое время, когда создавали это решение, так как потребность в единой, да еще и полностью автоматизированной системе продажи билетов на автобус - это, прежде всего, изменение бизнес-модели работы отрасли. Но еще раз повторю, переход на нее - вопрос времени. Подробнее о решение "продажа билетов на междугородный автобус" на pssbank.ru
А.Ф.: Занимаетесь ли вы еще какими-либо проектами, не связанными с терминалами?
И.К.: Мы все больше и больше позиционируем себя как компания, поставляющая программное обеспечение. Сейчас актуальная тема для города - это интеллектуальная система управления городским освещением. Когда у наших коллег из нашего холдинга - компании «АйТи умный город», специализирующейся на энергоэффективности, - возникла идея создать такую собственную систему управления освещением, мы поняли, что это тоже можно сделать на нашей единой платформе.
Сейчас первая версия системы уже готова, она тестируется в ряде городов. Решение показало свою эффективность и быструю окупаемость финансовых вложений. Автоматизированная система управления наружным освещением готова к массовому тиражу и ее можно применять в крупных городах и областных центрах. В ближайшее время компания «АйТи умный город» планирует запустить автоматизированную систему управления наружным освещением (АСУНО) в крупных городах России и СНГ.
А.Ф.: Можете объяснить, как работает эта система?
И.К.: Города на данный момент находятся в непростой ситуации: с одной стороны, отключать освещение в ночное время запрещено законом, с другой стороны - есть жесткое требование экономить электроэнергию. Кроме того, инфраструктура города становится все сложней, города стремятся стать «умнее». В разное время суток потребность в освещении разная. Например, до двух часов ночи улицы должны освещаться лучше, чем с двух до шести утра. Соответственно, светильники могут работать в менее напряженном режиме, что ведет к экономии электроэнергии. Благодаря АСУНО, за счет точного управления расписанием включения светильников и управлением мощности освещения мы получаем освещенный по всем СНИПам и ГОСТам город, а с другой стороны - экономим электроэнергию более чем на 40%.
Кроме того, инфраструктура, которая появится в городе после внедрения АСУНО, станет готовой платформой для сервисов «Умный город». На этой платформе можно развивать сервисы, приносящие городу дополнительный доход: систему управления парковкой, автоматизированную систему оплаты проезда и другое. Подробнее о решение АСУНО pssbank.ru
Источник:
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.