Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Недавно обсуждали с коллегами по девелопменту торговой недвижимости состояние МСП, поделились мнением о том, какие сферы развиваются и куда при этом инвестировать.
По мнению директора «Отелит» Евгения Бурденюка, объективная ситуация такова:
- Активно развивается продуктовый ритейл. Прежде всего, это «Пятерочка», «Магнит», «Лента», из региональных «Монетка» и «Ярче». Мы наблюдаем такой тренд, и сейчас продуктовый ритейл для нас является якорными арендаторами на большинстве объектах.
- Вместе с ними развиваются сопутствующие товары, то есть пивная отрасль, пекарни, аптеки, товары для животных. Это фундамент и на наших объектах, и ориентир для тех, кто собирается открывать бизнес.
- Не развиваются или замедлили рост рестораны и люксовый сектор. У них сейчас непростое время. Ввиду того, что покупательская способность снизилась из-за пандемии. Экспансией в этих отраслях мало кто готов заниматься.
- Страдает сотовый ритейл, с которого мы в свое время начинали свой бизнес. Скорость развития в нем кардинально упала, активности нет, идет сворачивание присутствия.
- Также банки, хоть «Сбер» и «ВТБ» анонсируют развитие, они скорее исключение.
- Мелкоформатная региональная торговля переживает не лучшие времена, федералы «убивают» своими ценами коммерсантов в регионах. Имея 3-5 точек, конкурировать с федералами, у которых 10 тысяч точек по всей стране, невозможно. Они не получат таких закупочных цен и в итоге просто уйдут с рынка или будут искать новые форматы. В Новосибирске почти не осталось местных крупных продуктовых ритейлеров, думаю, в других регионах также. «Холидей» в банкротстве, сеть «Горожанка» перестала существовать. Поэтому на рынке среди местных остается разве что «Быстроном», есть «Мария-Ра», «Монетка», «Ярче», но это неновосибирские сети. Есть еще «Бахетле», но это франшиза.
- На рынке появляются новые форматы. Хорошая история — сеть «Дядя Денер». По сути, я считаю, что она теперь работает в формате Casual Dining, ориентируясь на средний класс.
- Мега-трендом остается доставка, но тем не менее она не отметает офлайн-присутствие. Все равно запускаются новые рестораны — «Poke Top», «Tom Yum» или «Колобок» и т.д.
В «Отелит» начинаем проекты, заранее зная, кто будет арендатором и потребителем товаров и услуг. Поэтому идем в ногу со временем, учитываем все тренды.
Традиционно советуюем инвестировать в торговую недвижимость, так как доходность в 15-20% годовых при минимальных рисках оптимальна.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?