Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Учредитель первого в России профессионального СМИ о франчайзинге Buybrand.ru, выставочно-консалтинговая компания EMTG обнародовала рейтинг франшиз за 2023 год. Это единственный в России рейтинг, учитывающий финансово-юридические показатели компаний-франчайзеров. Благодаря авторскому алгоритму расчета рейтинг отразил не только текущее положение франчайзеров и их франчайзи, но и устойчивость предлагаемой бизнес-модели, динамику развития сети, степень поддержки партнеров, географические, количественные и другие важные параметры (всего более 60). Данные для рейтинга были собраны из трёх видов источников: открытые реестры и данные «Контур.Фокус», информация от франчайзеров и телефонный опрос действующих франчайзи. Участие в рейтинге для всех компаний было бесплатным.
Генеральный директор компании-разработчика Екатерина Сойак рассказала, какие важные тренды российского франчайзинга выявил анализ информации, собранной в ходе составления рейтинга.
- Мы не просто сосчитали, какие франшизы были самыми популярными, к каким интерес предпринимателей начал ослабевать, с какой скоростью и инвестициями запускались те или франчайзинговые предприятия, мы также выявили, в каких сегментах и после каких вложений закрывались франчайзинговые точки и какие компании активнее других начали осваивать зарубежные рынки.
По количеству открытий франчайзинговых точек в 2023 году лидировали франшизы из сферы услуг (41,5%). На втором месте – ретейл (40%), на третьем HoReCa (18,3%).
- По сравнению с 2022-м значительно выросла доля открытий по франшизам розницы (чуть больше чем на 7%) и ещё сильнее снизилась доля общепита. По-прежнему незначительное количество точек открывается по производственным франшизам – всего 0,3% за год, - отмечает Екатерина Сойак. - По закрытиям картина другая: от общего количества закрытий больше половины (55,6%) зафиксировано в ретейле. Относительно числа открытий в этом же сегменте за тот же период это 37,5%, то есть примерно на два-три новых магазина приходилось по одному закрытию.
В производстве при небольшом общем количестве открытых точек процент закрытий всего 17% (или 0,2% от всех закрытий за год), в услугах – 16,6%, в общепите – 27,6%.
Относительно объёма инвестиций больше всего в 2023-м году (51,2%) закрылось предприятий, в которые было вложено от 1,5 до 5 млн рублей. Ещё 38% закрытий – это недорогие франшизы, до 1,5 млн. Реже всего закрывались проекты с вложениями от 15 млн (1,2%) и свыше 35 млн (0,2%).
- Средний объем вложений во франшизы по всем сегментам в 2023-м не изменился и остался на уровне 7,6 млн руб. Зато поменялся в каждой отдельной категории: в HoReCa он вырос на 1,5 млн (с 11,2 до 12,7 млн), в услугах также увеличился – с 5,2 до 5,7 млн. А в рознице снизился сразу на треть – до 4,4 млн руб. , - отмечает Екатерина Сойак.
Рейтинг также показал картину развития российских франшиз за рубежом. В абсолютных цифрах больше всего там представлены франшизы с инвестициями в диапазоне от 1,5 до 5 млн рублей. На втором месте франшизы за 5-15 млн руб., и у них же самая большая доля иностранного присутствия – то есть зарубежные франчайзи есть более чем у половины таких франчайзеров (52%). А вот третью строчку делят две категории франшиз: самые бюджетные (до 1,5 млн) и самые дорогостоящие (35+ млн). Среди них одинаковое количество компаний имеют зарубежных партнеров, но, если в категории франшиз с небольшой стоимостью франшизы с выходом за рубеж составляют только 33% от общего числа, то в категории 35+ эта доля – 86%. Это самый высокий показатель по итогам 2023-го.
По сравнению с 2022-м именно в категории дорогих франшиз доля вышедших за границу увеличилась. В остальных она упала: у франшиз за 50-70 млн сразу на 20 п.п. год к году.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?