Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Обязательная маркировка продукции – современный инструмент государственного регулирования, который ведет борьбу с подделками, повышает прозрачность рынков и защищает интересы потребителей. Ежегодно круг маркируемых товаров расширяется, поэтому предпринимателям нужно внимательно изучать новые правила и адаптировать к ним свой бизнес.
Для чего требуется маркировка
Маркировка товаров представляет собой процесс добавления особого кода к продукции, который позволяет проследить ее перемещение от изготовителя к конечному покупателю.
Цель: обеспечить ясность в движении товаров на всех стадиях: от производителя �до потребителя, а также борьба с контрафактом.
Что дает маркировка
Учет товаров с маркировкой осуществляется при помощи специального оборудования, которое позволяет создавать, читать и хранить информацию о продукции. После маркировки продукт получает уникальный код. Далее его вносят в общую информационную систему. Когда товар продают, кассир сканирует этот код с помощью устройства, и данные о продаже поступают в систему.
Преимущество маркировки:
- снижение оборота подделок. Уникальный код позволяет легко отличить оригинальный продукт от фальшивок;
- повышение качества продукции и ответственности производителей: каждый товар становится отслеживаемым;
- покупатели уверены в качестве товара, потому что могут проверить его подлинность;
- улучшение логистики: оптимизируются цепочки поставок, снижение издержек и повышение эффективности бизнеса перевозчиков;
- сбор статистических сведений для государственных органов.
Подробнее о коде маркировки
Маркировочный код – это индивидуальный цифровой идентификатор, который размещается на товаре или его упаковке. Он включает данные о производителе, дате выпуска, партии и других особенностях продукта.
Внешне он чаще всего представляет собой:
- DataMatrix: двумерный штрих-код, способный хранить значительное количество информации на ограниченной площади. Он имеет форму квадрата или прямоугольника и состоит из множества точек;
- QR-код: популярный вид кода, который можно сканировать смартфоном. В нем содержится ссылка на дополнительные сведения о продукте.
Какие товары нужно маркировать в 2024 году
Правовые аспекты механизма маркировки
В России маркировки товаров реализуется через платформу «Честный знак». Система претерпевает постоянные изменения и расширяет сферы своего применения. Этот процесс сопровождается рядом важных правовых нюансов, которые необходимо учитывать как производителям, так и розничным продавцам.
Правовые основы системы маркировки товаров в России регулируются Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон предоставил Правительству Российской Федерации полномочия определять перечни товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Участники оборота товаров имеют определенные права и обязанности:
- производители должны наносить маркировку на свою продукцию, регистрироваться в системе «Честный знак» и предоставлять данные о товарах в специальную информационную систему;
- оптовикам и розничным продавцам необходимо проверять наличие маркировки при приеме товара, передавать сведения о перемещениях продукции и следить за тем, чтобы информация в системе соответствовала реальному количеству товара;
- система маркировки создана для защиты прав покупателей, обеспечивая им доступ к качественным и безопасным продуктам. Благодаря ей потребители могут легко проверить подлинность товара через мобильные приложения или официальные веб-сайты.
Внедрение системы маркировки сопровождается рядом правовых вопросов, требующих детального анализа:
- ввод обязательной маркировки может ограничивать предпринимательскую деятельность. Необходимо обеспечить баланс между государственными интересами и правами бизнеса;
- защита персональных данных: Система маркировки предполагает сбор и обработку больших объемов данных. Важно соблюдать требования законодательства о защите персональных данных.
За нарушение правил маркировки предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Этапы подключение к системе маркировки
Подключение к системе маркировки является обязательным условием для всех участников торговли продукции с маркировкой: от производителей до розничных продавцов. Список таких товаров постоянно растет, поэтому нужно регулярно отслеживать последние обновления.
Процесс подключения
1.Первое, что необходимо сделать — получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Это цифровой аналог обычной подписи, который применяется для подтверждения личности участника системы маркировки и подписания электронных документов. Для получения УКЭП следует обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр.
2.После получения УКЭП следует пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК». Эта платформа служит единой точкой взаимодействия для всех участников оборота маркированных товаров:
- на официальном сайте ЧЗ» заполните форму регистрации.
- введите данные о своей компании, укажите категории товаров, с которыми работаете.
- затем подтвердите регистрацию с использованием электронной подписи.
3.Подключение к оператору фискальных данных (ОФД). ОФД — это компания, которая собирает и сохраняет данные с онлайн-касс. Чтобы работать с маркированными товарами, требуется заключить соглашение с ОФД, способным обрабатывать информацию о маркировке.
4.Для работы с маркированными товарами потребуется настройка оборудования:
- розничная торговля: убедитесь, что ваша касса совместима с системой маркировки. Если это не так, обновите программное обеспечение или замените кассу;
- купите сканер двухмерных штрихкодов, который может считывать коды маркировки.
5.Установите специализированный софт для работы с маркировкой. Он поможет создавать и отправлять отчеты в систему.
6.Подключитесь к системе ЭДО для обмена электронными документами с партнерами.
Как внедрить систему маркировки на предприятии
Выбор подходящего софта для маркировки становится одним из ключевых факторов успешной адаптации к новым законодательным требованиям.
Этапы внедрения системы маркировки:
- анализ текущих процессов: Оцените, как организованы процессы учета, хранения и отгрузки товаров на вашем предприятии. Идентифицируйте слабые места и определите, какие изменения необходимо внести;
- существует множество программ для автоматизации процесса. При выборе программного обеспечения учитывайте специфику особенности и масштабы вашего бизнеса;
- проведите обучение сотрудников, которые будут непосредственно работать с системой маркировки. Они должны знать правила регистрации товаров в системе и уметь решать возникающие проблемы;
- перед полным запуском системы проведите ее тестирование в пилотном режиме. Это позволит выявить и устранить возможные ошибки и недочеты;
- внедряйте процесс маркировки постепенно, начиная с мелких объемов товаров. Это позволит минимизировать риски и сбои в работе предприятия;
- проведите интеграцию с другими информационными системами предприятия (бухгалтерия, управление складом и т.д). Это позволяет автоматизировать обмен данными и повысить эффективность работы.
Рекомендации:
Внедрение системы маркировки – это длительный процесс, требующий много времени и ресурсов. Поэтому начинать подготовительные работы нужно заранее, чтобы успеть завершить все задачи.
Система «Честный Знак» является неотъемлемой частью актуального бизнеса в России. Но для того чтобы успешно работать с этой системой, требуется правильно подобрать программное обеспечение.
Подбор софта для маркировки продукции — важный этап.
Ключевые критерии выбора ПО
1.Функциональность:
- программа обязана формировать коды маркировки согласно законам;
- она должна создавать и печатать этикетки с кодами маркировки и другими данными о продуктах;
- также она должна проверять подлинность кодов маркировки при приемке товара или перед продажей;
- у нее должна быть возможность управлять возвратами товаров, включая отмену кодов и исправление информации в системе;
- это программное обеспечение должно без проблем соединяться с системой маркировки «Честный Знак», чтобы создать единую информационную базу.
2.Интуитивность использования и наличие обучающих материалов
3.Совместимость с используемой вами операционной системой (Windows, Linux и т.д.), сканером штрихкодов, принтером этикеток и другим оборудованием.
4.Регулярное обновление программы при изменении в законодательстве.
5.Оперативное реагирование поддержки пользователей и скорость обработки запросов.
Этапы внедрения маркировки в 1С
1. Настройка технической составляющей процесса
На данном этапе нужно сделать так, чтобы система функционировала должным образом и подготовить нужное оборудование.
Техническое оснащение:
- сканеры штрихкодов для распознавания кодов маркировки;
- принтеры для распечатывания этикеток с кодами;
- кассовые аппараты, подходящие для работы с маркировкой;
- ПК с соответствующим программным обеспечением.
Программное обеспечение:
- «1С:Предприятие 8» с настройками для взаимодействия с маркированными товарами (например, «1С:Розница» , «1С:Управление торговлей» );
- шифровальное ПО (электронная цифровая подпись);
- ПО для обмена электронными документами (ЭДО).
2. Настройка программы и регистрация в «Честном знаке»:
- компания проходит регистрацию в системе «ЧЗ», получая нужные ключи для работы;
- в 1С заполняются справочники номенклатуры с указанием кодов маркировки (GTIN).
3. Интеграция с нужными программами и сайтами:
- «Честный знак»: для получения кодов маркировки, отправки сведений о продажах и возвратах;
- ОФД: для передачи данных о продажах;
- настраивается обмен эл.документами с контрагентами (ЭДО).
4. Тренинг персонала и дальнейшее сопровождение:
- проводится обучение сотрудников, включая правила оформления документов, учет маркированной продукции и решение возможных проблем;
- разрабатываются инструкции для каждого пользователя;
- обеспечивается техническая поддержка пользователей в процессе работы.
5. Тестовый запуск системы для проверки работоспособности. В процессе анализируются результаты операций и вносятся необходимые корректировки.
6.Перевод в рабочий режим:
- после завершения тестового периода система переходит в рабочий режим;
- осуществляется постоянный мониторинг работы для выявления и устранения проблем;
- регулярно проводятся обновления ПО.
Перспективы развития
В ближайшем будущем система маркировки продукции в России претерпит несколько изменений:
Во-первых, список товаров, подлежащих обязательной маркировке, расширится. Со временем все больше категорий товаров будет подлежать маркировке, что поможет сформировать единую базу данных о товарах, продаваемых на территории страны.
Кроме того, система маркировки будет тесно взаимодействовать с другими государственными информационными системами. Это повысит эффективность управления государством.
Также планируется улучшение интерфейса системы маркировки. Она станет более удобной для всех пользователей — от производителей до конечных покупателей.
Возможные вызовы и риски
- Для внедрения процесса маркировки требуется значительное финансовое вложение со стороны производителей и продавцов.
- Маркировка представляет собой сложное технологическое решение, которое необходимо постоянно обновлять и адаптировать к изменяющимся условиям.
- Часть бизнеса может оказывать сопротивление внедрению системы, особенно мелкие и средние предприятия.
Общие выводы по статье
Процесс маркировки товаров требует точности и контроля за движением продукции. 1С помогает автоматизировать эти задачи, уменьшает вероятность ошибок и повышает производительность компании. 1С предоставляет возможность интеграции с системами маркировки, что позволяет отправлять информацию о продуктах согласно законодательным требованиям. 1С предлагает всеобъемлющее решение для учета маркированной продукции, охватывающее все стадии ее движения — от изготовления до розничной торговли.
Преимущества использования 1С:
- уменьшение административной нагрузки: автоматизация процесса уменьшает объем ручных операций;
- 1С обеспечивает прозрачный и достоверный учет перемещения промаркированных товаров;
- использование 1С позволяет соблюдать требования законодательства в области маркировки продукции.
Выбор программного обеспечения для маркировки товаров – ответственное решение, которое оказывает существенное влияние на эффективность работы предприятия.
Интервью
Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»
Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.