Декоративное изображение
241

Поделиться

Обязательная маркировка продукции – современный инструмент государственного регулирования, который ведет борьбу с подделками, повышает прозрачность рынков и защищает интересы потребителей. Ежегодно круг маркируемых товаров расширяется, поэтому предпринимателям нужно внимательно изучать новые правила и адаптировать к ним свой бизнес.

Для чего требуется маркировка

Маркировка товаров представляет собой процесс добавления особого кода к продукции, который позволяет проследить ее перемещение от изготовителя к конечному покупателю. 

Цель: обеспечить ясность в движении товаров на всех стадиях: от производителя �до потребителя, а также борьба с контрафактом.

Что дает маркировка

Учет товаров с маркировкой осуществляется при помощи специального оборудования, которое позволяет создавать, читать и хранить информацию о продукции. После маркировки продукт получает уникальный код. Далее его вносят в общую информационную систему. Когда товар продают, кассир сканирует этот код с помощью устройства, и данные о продаже поступают в систему.

Преимущество маркировки:

  • снижение оборота подделок. Уникальный код позволяет легко отличить оригинальный продукт от фальшивок;
  • повышение качества продукции и ответственности производителей: каждый товар становится отслеживаемым;
  • покупатели уверены в качестве товара, потому что могут проверить его подлинность;
  • улучшение логистики: оптимизируются цепочки поставок, снижение издержек и повышение эффективности бизнеса перевозчиков;
  • сбор статистических сведений для государственных органов. 

Подробнее о коде маркировки

Маркировочный код – это индивидуальный цифровой идентификатор, который размещается на товаре или его упаковке. Он включает данные о производителе, дате выпуска, партии и других особенностях продукта. 

Внешне он чаще всего представляет собой:

  • DataMatrix: двумерный штрих-код, способный хранить значительное количество информации на ограниченной площади. Он имеет форму квадрата или прямоугольника и состоит из множества точек;
  • QR-код: популярный вид кода, который можно сканировать смартфоном. В нем содержится ссылка на дополнительные сведения о продукте.

Какие товары нужно маркировать в 2024 году

Правовые аспекты механизма маркировки

В России маркировки товаров реализуется через платформу «Честный знак». Система претерпевает постоянные изменения и расширяет сферы своего применения. Этот процесс сопровождается рядом важных правовых нюансов, которые необходимо учитывать как производителям, так и розничным продавцам.

Правовые основы системы маркировки товаров в России регулируются Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон предоставил Правительству Российской Федерации полномочия определять перечни товаров, подлежащих обязательной маркировке. 

Участники оборота товаров имеют определенные права и обязанности:

  • производители должны наносить маркировку на свою продукцию, регистрироваться в системе «Честный знак» и предоставлять данные о товарах в специальную информационную систему;
  • оптовикам и розничным продавцам необходимо проверять наличие маркировки при приеме товара, передавать сведения о перемещениях продукции и следить за тем, чтобы информация в системе соответствовала реальному количеству товара;
  • система маркировки создана для защиты прав покупателей, обеспечивая им доступ к качественным и безопасным продуктам. Благодаря ей потребители могут легко проверить подлинность товара через мобильные приложения или официальные веб-сайты.

Внедрение системы маркировки сопровождается рядом правовых вопросов, требующих детального анализа:

  • ввод обязательной маркировки может ограничивать предпринимательскую деятельность. Необходимо обеспечить баланс между государственными интересами и правами бизнеса;
  • защита персональных данных: Система маркировки предполагает сбор и обработку больших объемов данных. Важно соблюдать требования законодательства о защите персональных данных.

За нарушение правил маркировки предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Этапы подключение к системе маркировки

Подключение к системе маркировки является обязательным условием для всех участников торговли продукции с маркировкой: от производителей до розничных продавцов. Список таких товаров постоянно растет, поэтому нужно регулярно отслеживать последние обновления.

Процесс подключения

1.Первое, что необходимо сделать — получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Это цифровой аналог обычной подписи, который применяется для подтверждения личности участника системы маркировки и подписания электронных документов. Для получения УКЭП следует обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр.

2.После получения УКЭП следует пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК». Эта платформа служит единой точкой взаимодействия для всех участников оборота маркированных товаров:

  • на официальном сайте ЧЗ» заполните форму регистрации.
  • введите данные о своей компании, укажите категории товаров, с которыми работаете.
  • затем подтвердите регистрацию с использованием электронной подписи.

3.Подключение к оператору фискальных данных (ОФД). ОФД — это компания, которая собирает и сохраняет данные с онлайн-касс. Чтобы работать с маркированными товарами, требуется заключить соглашение с ОФД, способным обрабатывать информацию о маркировке.

4.Для работы с маркированными товарами потребуется настройка оборудования:

  • розничная торговля: убедитесь, что ваша касса совместима с системой маркировки. Если это не так, обновите программное обеспечение или замените кассу;
  • купите сканер двухмерных штрихкодов, который может считывать коды маркировки.

5.Установите специализированный софт для работы с маркировкой. Он поможет создавать и отправлять отчеты в систему.

6.Подключитесь к системе ЭДО для обмена электронными документами с партнерами.

Как внедрить систему маркировки на предприятии

Выбор подходящего софта для маркировки становится одним из ключевых факторов успешной адаптации к новым законодательным требованиям. 

Этапы внедрения системы маркировки:

  • анализ текущих процессов: Оцените, как организованы процессы учета, хранения и отгрузки товаров на вашем предприятии. Идентифицируйте слабые места и определите, какие изменения необходимо внести;
  • существует множество программ для автоматизации процесса. При выборе программного обеспечения учитывайте специфику особенности и масштабы вашего бизнеса;
  • проведите обучение сотрудников, которые будут непосредственно работать с системой маркировки. Они должны знать правила регистрации товаров в системе и уметь решать возникающие проблемы;
  • перед полным запуском системы проведите ее тестирование в пилотном режиме. Это позволит выявить и устранить возможные ошибки и недочеты;
  • внедряйте процесс маркировки постепенно, начиная с мелких объемов товаров. Это позволит минимизировать риски и сбои в работе предприятия;
  • проведите интеграцию с другими информационными системами предприятия (бухгалтерия, управление складом и т.д). Это позволяет автоматизировать обмен данными и повысить эффективность работы.

Рекомендации:

Внедрение системы маркировки – это длительный процесс, требующий много времени и ресурсов. Поэтому начинать подготовительные работы нужно заранее, чтобы успеть завершить все задачи.

Система «Честный Знак» является неотъемлемой частью актуального бизнеса в России. Но для того чтобы успешно работать с этой системой, требуется правильно подобрать программное обеспечение.

Подбор софта для маркировки продукции — важный этап. 

Ключевые критерии выбора ПО

1.Функциональность: 

  • программа обязана формировать коды маркировки согласно законам;
  • она должна создавать и печатать этикетки с кодами маркировки и другими данными о продуктах;
  • также она должна проверять подлинность кодов маркировки при приемке товара или перед продажей;
  • у нее должна быть возможность управлять возвратами товаров, включая отмену кодов и исправление информации в системе;
  • это программное обеспечение должно без проблем соединяться с системой маркировки «Честный Знак», чтобы создать единую информационную базу.

2.Интуитивность использования и наличие обучающих материалов 

3.Совместимость с используемой вами операционной системой (Windows, Linux и т.д.), сканером штрихкодов, принтером этикеток и другим оборудованием.

4.Регулярное обновление программы при изменении в законодательстве.

5.Оперативное реагирование поддержки пользователей и скорость обработки запросов.

Этапы внедрения маркировки в 1С

1. Настройка технической составляющей процесса

На данном этапе нужно сделать так, чтобы система функционировала должным образом и подготовить нужное оборудование.

Техническое оснащение:

  • сканеры штрихкодов для распознавания кодов маркировки;
  • принтеры для распечатывания этикеток с кодами;
  • кассовые аппараты, подходящие для работы с маркировкой;
  • ПК с соответствующим программным обеспечением.

Программное обеспечение:

  • «1С:Предприятие 8» с настройками для взаимодействия с маркированными товарами (например, «1С:Розница» , «1С:Управление торговлей» );
  • шифровальное ПО (электронная цифровая подпись);
  • ПО для обмена электронными документами (ЭДО).

2. Настройка программы и регистрация в «Честном знаке»:

  • компания проходит регистрацию в системе «ЧЗ», получая нужные ключи для работы;
  • в 1С заполняются справочники номенклатуры с указанием кодов маркировки (GTIN).

3. Интеграция с нужными программами и сайтами:

  • «Честный знак»: для получения кодов маркировки, отправки сведений о продажах и возвратах;
  • ОФД: для передачи данных о продажах;
  • настраивается обмен эл.документами с контрагентами (ЭДО).

4. Тренинг персонала и дальнейшее сопровождение:

  • проводится обучение сотрудников, включая правила оформления документов, учет маркированной продукции и решение возможных проблем;
  • разрабатываются инструкции для каждого пользователя;
  • обеспечивается техническая поддержка пользователей в процессе работы.

5. Тестовый запуск системы для проверки работоспособности. В процессе анализируются результаты операций и вносятся необходимые корректировки.

6.Перевод в рабочий режим:

  • после завершения тестового периода система переходит в рабочий режим;
  • осуществляется постоянный мониторинг работы для выявления и устранения проблем;
  • регулярно проводятся обновления ПО.

Перспективы развития 

В ближайшем будущем система маркировки продукции в России претерпит несколько изменений:

Во-первых, список товаров, подлежащих обязательной маркировке, расширится. Со временем все больше категорий товаров будет подлежать маркировке, что поможет сформировать единую базу данных о товарах, продаваемых на территории страны.

Кроме того, система маркировки будет тесно взаимодействовать с другими государственными информационными системами. Это повысит эффективность управления государством.

Также планируется улучшение интерфейса системы маркировки. Она станет более удобной для всех пользователей — от производителей до конечных покупателей.

Возможные вызовы и риски

  • Для внедрения процесса маркировки требуется значительное финансовое вложение со стороны производителей и продавцов.
  • Маркировка представляет собой сложное технологическое решение, которое необходимо постоянно обновлять и адаптировать к изменяющимся условиям.
  • Часть бизнеса может оказывать сопротивление внедрению системы, особенно мелкие и средние предприятия.

Общие выводы по статье

Процесс маркировки товаров требует точности и контроля за движением продукции. 1С помогает автоматизировать эти задачи, уменьшает вероятность ошибок и повышает производительность компании. 1С предоставляет возможность интеграции с системами маркировки, что позволяет отправлять информацию о продуктах согласно законодательным требованиям. 1С предлагает всеобъемлющее решение для учета маркированной продукции, охватывающее все стадии ее движения — от изготовления до розничной торговли.

Преимущества использования 1С:

  • уменьшение административной нагрузки: автоматизация процесса уменьшает объем ручных операций;
  • 1С обеспечивает прозрачный и достоверный учет перемещения промаркированных товаров;
  • использование 1С позволяет соблюдать требования законодательства в области маркировки продукции.

Выбор программного обеспечения для маркировки товаров – ответственное решение, которое оказывает существенное влияние на эффективность работы предприятия.

Интервью

Декоративное изображение

Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»

Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами