Декоративное изображение
3 563

Поделиться

В 2020 г. рынок ювелирного ритейла, как и другие отрасли экономики, серьезно пострадал от ограничений, связанных с пандемией COVID-19, заметно усугубивших все ранее существовавшие на рынке проблемы. Вынужденный простой ювелирных предприятий и розничных магазинов во втором квартале 2020 г. привел к сокращению физического и стоимостного объема розничного ювелирного рынка по итогам года. В этот период рынок поддерживала только онлайн-торговля, однако ее легализация произошла только в конце 2019 г., поэтому большинство ювелирных ритейлеров не успели запустить онлайн-площадки в рабочем режиме. По оценкам ритейлеров, во втором квартале 2020 г. розничные продажи снизились на 70–80% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

По данным исследования M.A.Research «Ювелирный ритейл в 2019–2020 гг., прогноз до 2023 г.», стоимостной объем рынка ювелирного ритейла, включая продажи ювелирных изделий, часов и ювелирной бижутерии с золотым и серебряным покрытием, снизился на 1,3% в 2020 году. Реальные темпы прироста рынка были отрицательными (4,7%), что обусловлено ростом среднегодовой инфляции (3,4% в 2020 г.). Однако розничный ювелирный рынок начал восстанавливаться уже в третьем квартале 2020 г., что позволило избежать сокращения стоимостного объема рынка на 15–20%, как ожидали эксперты в апреле-мае прошлого года.

Существенное влияние на ювелирный ритейл оказали следующие факторы: резкое снижение реальных доходов, рост безработицы и сокращение объема выданных потребительских кредитов, спровоцировавшие дополнительное снижение спроса на ювелирные изделия; резкое увеличение цен на золото, серебро и алмазы на фоне дальнейшего ослабления рубля; массовый переход покупателей среднеценового сегмента в низкоценовой; увеличение свободных денег на руках у населения из-за закрытия границ и невозможности путешествовать, стимулировавшее продажи изделий премиального ценового сегмента.

Спрос на ювелирные изделия в 2020 г. снизился как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Об этом свидетельствует показатель индекса физического объема розничной продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней – согласно данным Росстата, в 2020 г. он составил 86,2% против 100,2% в 2019 году. Соответственно, продажи в натуральном выражении снизились почти на 15%.

По оценке M.A.Research, сильнее всего сократились продажи золотых ювелирных изделий, что обусловлено ростом цен на золото в 2020 г. и снижением спроса, начавшимся уже в 2019 году. Снизились показатели производства и импорта ювелирных изделий, что также подтверждает отрицательную динамику спроса. При этом сохранился высокий уровень спроса на серебряные ювелирные украшения и бижутерию с золотым и серебряным покрытием, причем эта тенденция продолжится в среднесрочной перспективе.

На фоне снижения спроса на ювелирные украшения среднеценового сегмента выросли продажи премиальных ювелирных изделий, что обусловлено перераспределения доходов россиян и увеличением инвестиционного спроса.

По прогнозам экспертов, восстановление объема рынка в натуральном выражении займет гораздо больше времени, нежели в стоимостном. По оценкам M.A.Research, в денежном выражении ювелирный ритейл восстановится до уровня 2019 г. уже в текущем году. Одним из основных драйверов ювелирного ритейла будет онлайн-торговля, доля которой в обороте ювелирного рынка вырастет до 20% в среднесрочной перспективе, по оценке M.A.Research.

Интервью
Декоративное изображение

Софья Белоконева, Grass: «Мы не управляем командой, а вместе исследуем рынок, чтобы вывести необходимый продукт»

О том, как управлять коллективом, создающим и запускающим по 200 новинок в год.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами