Декоративное изображение
1 629

Поделиться

В 2020 г. российский сегмент e-commerce продемонстрировал впечатляющий рост на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, подтвердив статус самого быстрорастущего канала продаж. Динамичное развитие сервисов экспресс-доставки, маркетплейсов, интернет-магазинов позволило российскому e-commerce сформировать, по разным оценкам, от 2,5% до 4,5% ВВП России в 2020 году. Ювелирная онлайн-торговля до 2020 г. не формировала значимой доли интернет-торговли в целом (без учета сегмента C2C и вторичного рынка). Онлайн-торговля ювелирными изделиями развивается в России с 2006 г., однако официально она была легализована лишь в конце 2019 г., когда вышло постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила продажи товаров дистанционным способом», подготовленное Минфином России. Документ разрешил продажу ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней через интернет-магазины при условии наличия на них оттисков пробирных клейм и сертификатов для каждого драгоценного камня. До этого заказы можно было сделать только с помощью самовывоза.

У большинства крупных по объему выручки и количеству торговых точек ювелирных сетей на момент выхода постановления уже были так называемые интернет-витрины, позволяющие сделать заказ с самовывозом, поэтому им было легче адаптироваться к новым условиям, сложившимся в результате пандемии коронавируса. Однако у большинства игроков ювелирного рынка интернет-магазинов не было, а сделать их в условиях отсутствия доходов из-за закрытия магазинов успели далеко не все компании. Интересно отметить, что уже во второй половине 2020 г. интернет-торговля развивалась не только за счет крупных ритейлеров, но и за счет небольших сетей из 2-3 оффлайн-магазинов, включая нишевые проекты, получившие возможность в разы расширить свою аудиторию. Аналитики M.A.Research ожидают дальнейшего роста числа ювелирных интернет-магазинов в 2021–2025 гг.

По оценке M.A. Research, в настоящее время на территории РФ действует порядка 440 ювелирных интернет-магазинов, принадлежащих производителям и торговым сетям, включая интернет-магазины, работающие как витрины (изделие бронируется и доставляется в удобные для клиента торговые точки). Начиная с 2020 г., интернет-магазины начали доставлять ювелирные изделия в постаматы, пункты самовывоза, с помощью курьерской доставки и другими способами. По данным M.A.Research, доля ювелирных сетей, имеющих собственный интернет-магазин, выросла до 34,5% в январе 2021 г. против 29,0% в июле 2019 года. 

Кроме специализированных ювелирных интернет-магазинов, принадлежащих сетям или производителям, продажами ювелирных изделий, начиная с 2019 г., занимаются маркетплейсы: Ozon, WB, Lamoda, «Яндекс.Маркет», «AliExpress Россия», KupiVip и другие. Возможности крупных ИМ позволяют им расширять ассортимент и предлагать более низкую цену по сравнению со специализированными ювелирными магазинами. Ассортимент крупнейших маркетплейсов сопоставим с ассортиментом крупнейших ювелирных интернет-магазинов, однако по структуре он отличается за счет явного преобладания серебряных ювелирных изделий.

По данным исследования M.A.Research «Ювелирный ритейл РФ в 2019-2020 гг., прогноз до 2023 г.», доля онлайн-торговли ювелирными изделиями в суммарном объеме ювелирного розничного рынка выросла с 11% в 2019 г. до 15% в 2020 г., включая оборот ювелирных интернет-магазинов, принадлежащих ювелирным сетям. Оборот интернет-торговли ювелирными изделиями, включая ювелирную бижутерию и часы, в 2020 г. вырос на 34,6% на фоне падения рынка на 1,3%, основной прирост продаж был зафиксирован во втором-третьем кварталах прошлого года.

Пандемия стала мощным стимулом для развития ювелирного онлайн-сегмента, поскольку в течение локдауна в марте-мае 2020 гг. фактически сформировалась новая модель приобретения ювелирных украшений, закрепившаяся и после снятия ограничений. Отсутствие возможности купить ювелирные изделия офлайн на фоне депрессивных настроений из-за пандемии сыграла на руку ювелирным интернет-магазинам, в том числе и небольшим мастерским, выпускающим авторские изделия ограниченным тиражом. По мнению аналитиков M.A.Research, эта тенденция на рынке сохранится в 2021–2023 гг., хотя основная конкуренция будет между крупными игроками (Sunlight, «585/Золотой», Pandora, Sokolov, «МЮЗ» и другими игроками). Можно ожидать появления крупных ювелирных маркетплейсов, организованных ювелирными ритейлерами.

Статья подготовлена по результатам исследования M.A.Research «Ювелирный ритейл РФ в 2019-2020 гг., прогноз до 2023 г.».

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами