Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Дискаунтеры, доля которых была сравнительно небольшой в «жирные годы», стремительно набирают популярность в условиях кризисной экономики и падающих доходов. По оценке M.A.Research, доля дискаунтеров в 2019 г. выросла до 9,9% оборота сетевой продовольственной розницы, а общее число магазинов превысило 5,4 тыс. точек. В течение 2019-2020 гг. число дискаунтеров продолжило расти за счет региональной экспансии ритейлеров, причем быстрее других дисконтных форматов растет количество жестких дискаунтеров, нового фаворита покупателей. Начало роста жестких дискаунтеров совпадает с началом предыдущего экономического кризиса (2014-2015 гг.) и введением продовольственного эмбарго, с каждым следующим кризисом формат расширяет потребительскую аудиторию.
Пандемия коронавируса, начавшаяся весной 2020 г. стала дополнительным стимулом для развития жестких дискаунтеров, поскольку доходы покупателей резко упали (по данным Росстата, во втором квартале 2020 г. реальные располагаемые доходы снизились на 8% в годовом выражении, в первом полугодии 2020 г. – на 3,7%). В 2020 г. доля дискаунтеров в обороте сетевого FMCG-ритейла составит 10,5-11,2%, по предварительной оценке M.A.Research (данные исследования «Российский FMCG-ритейл в 2019-2020 гг. и прогноз на 2021-2024 гг.»).
На данный момент крупнейшими сетями дискаунтеров являются федеральные ритейлеры «Монетка», «Верный», «Светофор» и региональная сеть «Хлеб-Соль» (ГК «Слата»). По 1-2% совокупного оборота формата приходится на сети «ДА!», «Доброцен», «Победа», «ПУД», «Хороший», «Холди». Сегмент дискаунтеров по-прежнему сильно фрагментирован, доля крупнейшего игрока не превышает 14% в совокупном обороте формата.
По данным M.A.Research, в апреле-мае 2020 г. на территории РФ работало 2,3 тыс. жестких дискаунтеров. По количеству магазинов наиболее крупными игроками сегмента жестких дискаунтеров являются сети «Светофор», «Хлеб-Соль», «Доброцен», «Холди» и «Победа». В течение исследуемого периода выросла доля таких магазинов в общем числе дисконтных магазинов малого формата: с 26% в марте 2019 г. до 42% в апреле-мае 2020 года.
Формат «жесткого дискаунтера», оформленного в стиле минимализма и располагающего ограниченным ассортиментом товаров повседневного спроса, постепенно становится все более востребованным покупателями, что обусловлено уровнем цен, которые на 10-20% ниже, чем в среднем по рынку. Быстрый рост доли жестких дискаунтеров, зафиксированный в течение исследуемого периода, говорит о потенциале формата в среднесрочной перспективе. Пандемия коронавируса, ухудшившая материальное положение россиян, станет дополнительным драйвером для развития жестких дискаунтеров, долгое время занимавших довольно скромное положение на рынке FMCG-ритейла.
Перспективы формата аналитики M.A. Research оценивают весьма высоко, поскольку в среднесрочной перспективе востребованность дискаунтеров будет только расти, учитывая стагнацию в экономике и снижение реальных доходов. По оценке аналитиков, доля дискаунтеров вырастет до 15-17% рынка сетевой продовольственной розницы к 2024 году.
Малообеспеченные граждане – ядро целевой аудитории дискаунтеров, однако постепенно ЦА расширяется за счет других групп покупателей, стремящихся снизить расходы. В 2020 г. средний чек дискаунтеров продолжит расти, темпы прироста составят порядка 10-11%, оборот с квадратного метра увеличится на 1-2%, величина ассортимента останется без существенных изменений. Сегмент дискаунтеров продолжит консолидироваться за счет сетей «Светофор», «Монетка», «Верный» и «Доброцен». Осенью 2020 г. X5 Retail Group запустила новую сеть жестких дискаунтеров «Чижик». Появление крупнейшего российского ритейлера может изменить расстановку сил в сегменте дискаунтеров в среднесрочной перспективе.
Анна Синявская, партнер M.A. Research, руководитель направления «Ритейл»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.