Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В рамках международного форума «Неделя российского ритейла 2023» состоялась экспертная сессия «Как сделать СТМ экологичнее, чтобы покупатели голосовали рублем?». Организовал сессию Экологический союз при поддержке ТС «Лента» и компании GRASS.
По данным исследования Nielsen IQ 2022 года, более 50% россиян готовы переплачивать за экологичность продукта. Все чаще магазины и производители учитывают запросы покупателей и развивают экоассортимент. Какие для этого есть предпосылки и инструменты рассказали исследователи и эксперты по устойчивому развитию – НАФИ, Экологический союз и ECR. Представители компаний GRASS, «Магнит», «Вкусвилл», «Лента» и «Глорус Норд», а также SYNERGETIC поделились кейсами по экологизации товаров и трансляции опыта сегменту СТМ. Кейсы демонстрировали, как на каждом этапе жизненного цикла продукта можно внедрять экопрактики.
Так, в первом блоке сессии — аналитика — Людмила Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ, поделилась результатами совместного исследования НАФИ и Экологического союза, посвященного отношению покупателей к экотоварам и экомаркировке в 2023 году. Исследование было проведено среди жителей российских городов-миллионников и показывало, по каким признакам россияне относят товары к экологичным, насколько они информированы о специальной экомаркировке и готовы ли отдавать предпочтение экологичным товарам в будущем. Резюмируя итоги: среди россиян растет готовность приобретать экологичные товары, однако присутствует и некое недоверие к производителям из-за недостатка информации о процедурах присвоения экомаркировки. Значимую роль при выборе продукции с экомаркировкой также играет и цена - она не должна быть слишком высокой.
Андрей Скрыпник, руководитель направления устойчивого развития компании GRASS, поделился кейсом экологичного производства бытовой химии. Идеи устойчивого развития в компании разделяют на всех уровнях, а мотивация вести бизнес экологично подкрепляется тем, что часто внедрение экологических инициатив позволяет существенно сэкономить. Так, например, добавление переработанного пластика в упаковку позволяет удешевлять тару на 5-10%. А уменьшение веса тары на 2-5 граммов позволит избежать образования 179 160 кг пластиковых отходов за 2023 год.
Завершился аналитический блок выступлением Юлии Грачевой, к.б.н. и директора Экологического союза. Юлия дала рекомендации, как продуктивнее экологизировать СТМ: какие группы продукции стоит выбирать и каким образом надежнее подтвердить их экологичность. Спикер привела примеры европейского опыта, где практически у каждой крупной торговой сети есть своя экологичная торговая марка. «Экопредложение среди СТМ напрямую отражает спрос покупателя на экотовары, и проще всего ответить на этот спрос, управляя собственной торговой маркой. Самые надежные способы подтвердить экологичность продукта — это независимая экосертификация или точные и подтвержденные экологические клеймы» — утверждает Юлия.
В блоке «Кейсы магазинов» Эдуард Костенко, руководитель экологических проектов в сети магазинов «Магнит», поделился своим опытом в системном подходе к внедрению экопроектов в СТМ. У компании есть обязательства в области устойчивого развития до 2025 года, которые включают в том числе требования к упаковке, «зеленые закупки» и работу с сотрудниками. Уже ведется работа с продавцами, чтобы они могли донести до покупателей, что такое экотовар и в чем его преимущество. Устойчивость упаковки СТМ «Магнита», была оценена на базе отраслевого стандарта устойчивой упаковки: 68% упаковки для товаров пригодно к переработке, из которых 24% – перерабатываемая; 44% – потенциально перерабатываемая упаковка. Также «Магнит» развивает свой эксклюзивный бренд Gardenica, ряд продуктов которого продается с экомаркировокй «Листок жизни». В дальнейшем компания планирует расширять ассортимент экосертифицированных товаров.
Мария Гимадинова, руководитель направления nonfood, сети магазинов «ВкусВилл» рассказала об экокритериях, которые предъявляются к составам бытовой химии и косметики. В компании большое внимание уделяют обратной связи от покупателей. Мария, отметила, что для покупателей важен чистый и открытый состав, в котором не хотят видеть агрессивные ПАВы, фосфаты, сильные отдушки, вредные компоненты и компоненты без экосертификации. При выборе средств для уборки экологичность важна для 11% покупателей «ВкусВилла», а при выборе средства для стирки — для 40%. Сеть выстраивает работу с поставщиками так, чтобы был учтен запрос покупателей на экологические характеристики составов и открытость информации. «ВкусВилл» предпочитает использовать конкретные проверенные клеймы, а не делать широких экозаявлений. Сеть выстраивает работу с поставщиками так, чтобы был учтен запрос покупателей на экологические характеристики составов и открытость информации.
Завершающий блок был посвящен кейсам поставщиков. Его открыл Дмитрий Шмараев, заместитель генерального директора компании «Глорус-Норд». Эксперт поделился совместным кейсом с ТС «Лента» по производству экологичных таблеток и порошка для посудомоечных машин СТМ «Лента Life». Продукция будет производиться согласно экостандарту международного уровня «Листок жизни». Дмитрий подчеркнул, что экосертификация на получение надежной экомаркировки — важный этап для производителей. Это позволяет повысить осознанность в вопросах экологический безопасности, укрепить репутацию и доверие у клиентов и конечных потребителей, проложить маршрут развития экологичности производства.
Любовь Вдовых, руководитель направления устойчивого развития SYNERGETIC, в своем выступлении рассказала о сертификации производственной площадки компании. SYNERGETIC выпускает экосредства для всей семьи, и свою экологичность подтверждает экомаркировкой по жизненному циклу «Листок жизни» и ICEA. По словами Любови, экомаркировка для завода — это убедительный аргумент и железная гарантия ответственного ведения бизнеса, снижения нагрузки на окружающую среду и экологичного подхода во всех сферах деятельности. Спикер поделилась, какие требования включает экосертификация производственной площадки: охрана труда, экологический менеджмент, контроль поставщиков, контроль за выбросами, сбросами и обращением с отходами, всего 13 областей внимания. По мнению Любови, сертификация производственной площадки позволяет снизить нагрузку на службу качества компании, а также риски материального, нематериального и репутационного характера. Производить продукцию на сертифицированном заводе будет особенно выгодно компаниям, которые намерены получать на свою продукцию экомаркировку.
Дополнила практики ритейла и поставщиков Дарья Свириденко, лидер ECR Sustainability. Эксперт представила добровольный стандарт устойчивой упаковки. Этот инструмент помогает бизнесу находить оптимальные из доступных решений в упаковке в условиях ограничений в цепочке поставок. В июне 2023 года в рамках экосистемы проекта вышли «Рекомендации устойчивой транспортной упаковки для сервисов электронной коммерции и розничных сетей с формой дистанционной торговли». Глобальная цель проекта состоит в содействии к переходу к более устойчивым решениям в области транспортной упаковки для онлайн-ритейла без компромиссов по сохранности и товарному виду доставляемой продукции, с учетом текущих условий переработки в РФ. К услугам пользователей обновляемый сайт, рекомендации по упаковке и образовательные семинары.
Своим взглядом и опытом экологичного производства также поделились эксперты компаний, которые уделяют много внимания экологическим практикам – «Юнилевер», Ми&Ко, «ЭкоТехнологии».
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.