Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Обычно мы придерживаемся позиции, что дела говорят лучше слов. Но при первом знакомстве у клиентов возникают вопросы о наших подходах, взглядах. Кто мы такие? Как работаем? Об этом и побеседуем сегодня с Андреем Шишкиным – управляющим партнером компании «Константа». А в качестве интервьюера выступлю я, Сергей Горохов – менеджер по работе с ключевыми клиентами.
Первое, что хочется понять: каковы базовые принципы, на которых строится организация?
Первый базовый принцип, с которого все начиналось – делать не по принципу «скажите, что вам нужно», а по принципу «у нас есть варианты – выберите тот, который наиболее подходит для вашего бизнеса».
1С изначально была ориентирована на финансовый учет. Когда автоматизируют фин.учет (особенно в части бухучета), вопросы «как» обычно сильно не стоят. Есть РСБУ, есть учетная политика конкретного бизнеса. И, в общем то, имея первое и второе, можно заниматься автоматизацией. Но когда 1С стал активнее двигаться в сторону автоматизации оперативного учета, вопросов стало больше. И когда 16 лет назад мы пришли в сферу 1С, то обнаружили очень интересные принципы работы:
- Специалисты обладают определенным количеством навыков непосредственно по работе с платформой 1С, но при работе с клиентом всегда опираются на то, что клиент четко знает, что ему нужно. Однако на самом деле в 95% случаев функциональные заказчики со стороны клиента не готовы ответить на вопрос «что им нужно».
- Какие бы ни были требования и на сколько бы они абсурдно ни звучали, специалисты принимают их к исполнению, а потом, когда клиент получает результат и говорит, что это не совсем то, что он хотел, ему отвечают, что «он сам именно этого и просил».
Мы понимаем, что ждать от клиента ответа в области его «не компетенции» – не логично. Поэтому с самых первых проектов у нас появился такой этап, как регламентация. Это помощь клиенту правильно сформулировать требования к ИТ-системе. Понять, какой инструмент он хочет получить, чтобы решать свои каждодневные задачи.
Второй принцип – это отраслевая специализация. Мы шли к нему 10 лет из 15, которые работаем. Предпринимали попытки, но целиком реализовали только 5 лет назад. Раньше казалось, что, имея аналитический склад ума у ключевых специалистов, можно работать с разными сферами бизнеса. Но со временем стали понимать, что быть универсальным специалистом, который готов разбираться и помогать формулировать требования в разных бизнесах – это все-таки иллюзия. Прочувствовали принцип «специалист всегда бьет универсала» и решили выбрать одну нишу. Работать с компаниями, которые занимаются производством и дистрибуцией продуктов питания.
Почему именно производители продуктов питания?
Выбор не случайный.
Во-первых, это транзакционный бизнес. Здесь сложно отличиться за счет продукта. Нужно быть эффективным. А эффективность во многом обеспечивается за счет автоматизации. Когда в день обрабатывается тысяча-две, а у кого-то три тысячи заказов, и при этом продукция производится практически под клиента, организация производства должна быть на высоте. Соответственно без автоматизации тут никуда.
Во-вторых, пищевка – это один из немногих больших и реальных секторов нашей экономики. Мы очень долго работали с машиностроителями и приборостроителями, но в какой-то момент они сильно консолидировались. Например, под крылом РосТеха.
В пищевке проекты делаются не потому, что надо просто сделать проект, а потому что они реально нужны. Инициируются и курируются напрямую собственниками. Соответственно, мы понимаем, для кого и зачем мы это делаем. Это очень важно, потому что не хочется вкладывать душу в то, что делается ради какой-то политической игры.
И третий момент, почему мы выбрали именно этот сегмент рынка – на данный момент мы считаем его недоавтоматизированным. Так было пять лет назад, так есть и сейчас. Машиностроители и приборостроители довольно глубоко автоматизировались еще с советских времен. Был даже момент, когда они переходили с высокого уровня автоматизации на более низкий. Но тем не менее у них сохранились подходы, сохранились ИТ-отделы. А пищевка всегда была очень близка к сельскому хозяйству. В лучшем случае на предприятии был 1 ИТ-шник, который на заре появления компьютеров занимался инсталляцией программ. На какой-то момент этого хватало. А сейчас бизнес подрос и у него появилось большое количество незакрытых вопросов.
Вернемся к принципам работы нашей компании.
Третий принцип – доведение проектов до завершения. Рынок 1С славится выполнением огромного количества проектов. Однако, многие из них неуспешны. Для всех специалистов, которые приходят в нашу компанию, мы пропагандируем необходимость доводить дело до конца. На старте развития компании этот принцип помогал нам компенсировать ошибки, допущенные на начальном этапе формирования проекта. Сейчас за счет опыта и отраслевой концентрации экспертиза выросла, и мы можем определить вероятность успеха и уровень проблемности проекта еще на входе. Если мы понимаем, что клиент на данном этапе развития бизнеса не готов к изменениям, в проект не идем. Либо, если проект сопряжен с рисками, то на уровне технологии компонуем состав работ таким образом, чтобы их учесть.
В пищевке игроки бывают очень разного масштаба. От фермерских хозяйств до транснациональных корпораций. Есть ли какой-то профиль клиента Константы внутри отрасли?
На данный момент времени наш целевой сегмент – это средний и среднекрупный бизнес. В простом варианте – предприятия с годовой выручкой от 1 до 10 млрд рублей.
Клиенты с выручкой меньше 1 млрд требуют еще более технологичного и отработанного продуктового предложения, чем есть у нас сейчас. Но, думаю, в горизонте двух-трех лет у нас появится предложение и для таких клиентов.
С сегментом крупных агрохолдингов у нас пока тоже недосформировавшиеся отношения. С ними мы возвращаемся в ситуацию, которая была с промышленными компаниями, где присутствует существенный элемент политики. В управлении такими проектами мы должны не только сделать сам проект хорошо, но и суметь построить правильную политическую игру со всеми заинтересованными сторонами. На данный момент нас сдерживает как отсутствие внутреннего желания этим заниматься, так и необходимость подрасти самим. Однако, вероятно, это тоже вопрос 2-4 лет.
По итогам работы с производителями продуктов питания в Константе родился свой программный продукт. У клиентов периодически возникает вопрос его места в общей линейке платформенных решений 1С и отличия от типовых (в т.ч. отраслевых) решений.
На протяжении всего времени, которое мы занимаемся автоматизацией, поменялось довольно большое количество продуктов 1С. Ключевые – «1С:УПП» и «1С:ERP», тоже прошли довольно существенное развитие и изменение.
Нас всегда удивляла модель универсального решения, которое подходит всем. Например, машиностроение и пищевая промышленность отличаются кардинально. Но продукт им предлагается одинаковый. У 1С уже более 10 лет развивается история с отраслевыми решениями. Это шаг в очень правильном направлении. Однако и они довольно поверхностны. В т.ч. потому что на большое универсальное решение очень сложно натянуть специфику. Нужно сильно переработать некоторые глубинные процессы. А сделать это в таком продукте практически невозможно.
Когда мы начали заниматься пищевкой, поняли, что если продолжим работать на типовых решениях 1С, то каждый наш проект будет заключаться в одном и том же: приходим к клиенту, помогаем ему сформировать набор требований к системе, а потом берем типовой продукт и раз за разом его дорабатываем. Но ведь никому сам по себе проект внедрения не нужен. Всем нужна конечная система. А мы за счет того, что проделываем одни и те же доработки, вынуждены существенно удлинять проект и делать его дороже. Поэтому базовая идея, на которой строится разработка нашего продукта – это максимальное его соответствие отраслевым особенностям бизнеса с целью его внедрения без кастома. Без доработок. Чтобы сделать проект быстрее, дешевле. На этой же гипотезе строится наше устремление в сегмент «1 млрд минус». В относительно ближайшем горизонте мы сможем дать клиентам, которые действительно готовы работать на типовом продукте, решение, на 100% соответствующее их потребностям.
Второе – это то, что типовые продукты за счет своей универсальности получаются очень усложненными. Наш продукт мы делаем простым, надежным, как автомат Калашникова. Он должен работать быстро, надежно и легко поддаваться адаптации без необходимости разбираться в неоправданно сложной архитектуре.
Третье – мы постарались построить продукт по принципу модульности. Ни один бизнес не готов автоматизировать все разом. При этом клиент может начать работать с нами, например, с производственных задач, или с задач в области продаж. Сейчас в сфере молочного бизнеса, например, популярны задачи в области маркировки. Со временем можно легко докупать модули и, тем самым, увеличивать функциональность того продукта, который уже есть на предприятии.
Компании – это не абстрактные сущности. Это всегда люди. Рынок автоматизации и рынок 1С – высококонкурентный сегмент относительно сотрудников. Как обеспечивать рост компании? Откуда брать специалистов? Как их растить?
Если раньше главной задачей было найти клиентов, то в последние годы один из действительно ключевых вопросов – где найти специалистов, которые способны решать поставленные клиентами задачи и соответствовать уровню, который мы им ставим.
На рынке 1С в принципе очень своеобразный уровень профессионализма. Специалисты по большей части «доморощенные». Любой студент, открыв 1С-ку, может сам начать программировать и кастомизировать продукт, который у него есть. Поэтому с уровнем специалистов все очень своеобразно. Наша модель обеспечения себя специалистами держится на двух основных моментах:
- Приближаясь к ста сотрудникам в составе компании, мы можем позволить себе выстраивать у людей четкую специализацию. Конечно, есть специалисты, которые видят проект и клиента целиком. Но люди, которые занимаются исполнением тех или иных задач, имеют функциональную специализацию (кто-то занимается организацией финансового учета, кто-то – логистикой и т.д.) Также есть разделение по видам работ – есть методологи, консультанты-внедренцы, программисты, архитекторы (которые занимаются проектированием сложных кастомизаций). Это позволяет нам быстрее научить людей делать свою работу хорошо.
- Мы решили технологизировать наш подход по подготовке специалистов. Уже второй год полноценно работает Школа Константы. Это отдельное подразделение, которое занимается регулярной работой по взаимодействию с ВУЗами – привлечением талантливых студентов, и последовательным их обучением до уровня «джуна», чтобы дальше его можно было передать в производственные команды.
Закончим классическим вопросом – какие планы на будущее?
В первую очередь мы занимаемся разработкой софта и проектами внедрения. Считаем, что наш продукт уже довольно технологичен, но его еще есть куда оттачивать, улучшать. Клиент, у которого есть запрос внедрить ту или иную часть системы, может получить предложение, которое позволит ему реализовать этот запрос достаточно эффективно. При этом с усложнением информационных систем в бизнесе все активнее встает задача их эксплуатации и поддержки.
Большинство компаний реализует эту задачу самостоятельно через собственные ИТ-подразделения. В т.ч. потому что у профессиональных игроков нет качественного предложения по ее решению.
Задачами сопровождения мы начали заниматься, как и отраслевой специализацией, порядка пяти лет назад. Но только последний год стали делать более активные шаги в этом направлении. Планы на будущее – сделать продукт, который позволит компаниям снизить количество проблем, связанных с эксплуатацией систем внутренним ИТ-подразделением. Тот продукт, который позволит организовать процесс эксплуатации ИТ-систем так, чтобы ИТ-шники чувствовали себя комфортнее, и бизнес получил постоянную в своей работоспособности систему, адекватно эволюционно развиваемую в соответствии с запросами ИТ-рынка.
Есть еще шуточная (а может и нет😊), подоплека в этом направлении. Бизнес наших клиентов на 99% «белый». И когда компания содержат ИТ-подразделение, она платит налог на зарплату порядка 30%. А мы, как ИТ-компания, – порядка 7%. Поэтому в самом простом варианте клиенты могут передать своих ИТ-шников нам, и вместе мы можем получить 20% профита, при этом переместив сотрудников в определенную экосистему, которая позволит им стать более адекватными относительно запросов бизнеса.

О ключевых достижениях и точках роста сети гипермаркетов «O’Kей».