Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Пандемия коронавируса, как известно, наихудшим образом сказывается на HоRеCа, стрит и nonfood ритейле, потому что, по большей части они просто не работают. Фуд ритейл же, наоборот, даже нарастил обороты в последние недели, и в любом случае, вместе с аптеками останется на плаву и в апреле. Причем не только потому, что люди, сидящие в изоляции дома, склонны больше есть и болеть, но и потому что поход в продовольственный магазин или аптеку стал одним из немногих, оставшихся разрешенными, поводов выйти из дома и как-то отвлечься.
Но фудритейлу, особенно крупному, оставшемуся практически единственным открытым в розничной торговле в условиях квазикарантинных ограничений, помимо очевидных бенефитов от роста покупательского трафика, придется в значительной мере заплатить по счетам за электроэнергию за закрывшихся коллег из сферы торговли и услуг. Объясняем почему.
Дело в том, что значительная доля в стоимости электроэнергии без учета ее транспорта от электростанций до наших электроприборов (40-50% от конечного "тарифа"), состоит из стоимости мощности. Те, кто читает наши публикации уже знает, что под мощностью на рынке электроэнергии понимается готовность электростанций и энергоблоков к выдаче электроэнергии в любой момент, а не сама потребляемая электроэнергия, измеряемая счетчиком. Иными словами, вы платите не только за фактический потребленный "объем электронов", поступивших на ваши электроприборы, но и за возможность их потребить в любой момент в нужном вам количестве. Объем мощности, нужный для возможного потребления в энергосистеме рассчитывается заранее на годы вперед с разбивкой по месяцам. Здесь же учитывается и резерв, необходимый в случае тех или иных аварий, и также включается в общий график готовности к выдаче электроэнергии – то есть потребления мощности. Цена мощности также определяется заранее, и состоит она из цен на мощность в так называемых конкурентных отборах, цен, определенных договорами поставки мощности для новых и модернизируемых ( ремонтирующихся) электростанций и энергоблоков, учитывающих возврат вложенных инвестиций с доходностью, различных надбавок перекрестного субсидирования (например тарифы для потребителей Дальнего Востока, Крыма, Калининградской области и др. снижены за счет таких надбавок в цене мощности для других регионов и т.д.)
Распределяется стоимость мощности (то есть произведение цены мощности на ее объем) на конкретных потребителей в зависимости от их вклада в пиковое потребление в системе в рабочие дни месяца. Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии и мощности сообщил, что в нерабочем по Указу Президента апреле 2020 года нерабочие дни для целей определения и оплаты мощности будут считаться рабочими с понедельника по пятницу за исключением праздников и перенесенных выходных (правда, там есть предложение начать считать с 13 апреля по 30 – см. http://www.atsenergo.ru/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/o-rezhime-raboty-organizaciy-kommercheskoy-infrastruktury-v-period-s-6-po-30-aprelya-2020).
Как бы там ни было, потребление тех, кто продолжит работать в пиковые часы каждого дня недели с понедельника по пятницу, будет учитываться для начисления платежей за мощность. И, внимание (!!!), объемы и стоимость мощности, заранее рассчитанные и подлежащие оплате в апреле 2020 года, будут распределены между теми, кто работал в пиковые часы в указанные дни. Да, фактическое потребление упадет, пики будут не такими высокими, возможно упадет (хотя не факт, так как это зависит от множества факторов, связанных с загрузкой тех или иных станций в данном регионе) цена фактически потребленной электроэнергии (примерно 50-55% в общей стоимости электроэнергии без учета передачи), но стоимость мощности (45-50% от общей при нормальных условиях), предназначенная к оплате, ляжет теперь не на всех, а только на тех, кто остался работать. И, бинго – это будут фудритейлеры и аптеки! (ну и, конечно, промпредприятия и прочие непрерывные производства, но они в большинстве своем остались в том же составе, что и до COVID-19). Это приведет к тому, что пропорции изменятся – стоимость мощности в счетах станет выше, а стоимость собственно электроэнергии – ниже. Общий счет в итоге с очень большой вероятностью – вырастет, и причем значимо (компенсировать рост стоимости мощности может только значимое снижение стоимости электроэнергии, но это вряд ли произойдет, потому что энергетикам невыгодно сейчас загружать эффективные станции, они скорее отправят их в ремонты, а поставлять электроэнергию будут с более дорогих объектов).
Проблема состоит еще и в том, что все это может продолжаться довольно долго. Кроме того, не факт, что большинство закрытых сейчас объектов в стрит ритейле и в HoReCa быстро возобновят работу после снятия ограничений.
Как с этим бороться?
Сейчас уже конечно поздно пить боржоми. Но на будущее можно. Нужно строить собственные источники (генерации и, в последующем, накопители), позволяющие покрывать собственное потребление в пиковые часы. Как это сделать, как это все организовать и правильно интегрировать в рынок – наша профессия.
Обращайтесь.
И да, валютные риски у нас тоже застрахованы. Рост курса доллара ведет к росту доходности ОФЗ, а значит и росту стоимости мощности из системы (договоры поставки мощности ДПМ привязаны к доходности ОФЗ). Это означает, что сроки окупаемости наших проектов, несмотря на существенную импортную составляющую ( стоимость оборудования), остаются стабильными или даже сокращаются.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?