Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Чтобы продавать алкоголь, бизнесу нужно подключиться к ЕГАИС – торговать спиртным без передачи данных в госсистему не получится. В новой статье разбираем, зачем нужна система ЕГАИС и как с помощью кассовой программы передавать данные в систему.
Что такое ЕГАИС?
Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) нужна для отслеживания оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. С помощью неё государство контролирует производство и движение спиртных напитков, а также борется с поддельной продукцией. Работает это следующим образом: на каждую бутылку крепкого алкоголя клеится акцизная марка, её код регистрируется в ЕГАИС, чтобы отследить путь от производителя до покупателя.
При продаже товара на кассе продавец сканирует марку. Если в магазин попала поддельная продукция, то марка на бутылке не считается – касса не сформирует фискальный чек и продажа не пройдёт.
Закон о регулировании производства и оборота алкоголя 171-ФЗ говорит: для продажи спиртных напитков к системе ЕГАИС должны подключиться все участники:
- Производители;
- Импортёры;
- Поставщики;
- Продавцы;
- Заведения общепита.
Схема работы в системе ЕГАИС выглядит так:
- Производитель регистрирует алкоголь в федеральном реестре и получает акцизные марки. При отгрузке товара добавляет марки в ТТН и регистрирует накладную в госсистеме;
- Поставщик получает ТТН из универсального транспортного модуля (УТМ) – специальной программы, обеспечивающей передачу данных в ЕГАИС, – в течение трёх дней принимает товар, сверяет фактически поступившую продукцию с накладной. Если всё сходится, то принимает ТТН и передаёт алкоголь продавцу;
- Розница или общепит получает накладную из системы и сверяет фактически поступившую продукцию с ТТН;
- При продаже алкоголя, продавец сканирует акцизную марку на кассе – информация о выбытии поступит в ЕГАИС.
Как зарегистрироваться в ЕГАИС?
Перед регистрацией в госсистеме нужно получить крипто-ключ с квалифицированной электронной подписью (КЭП). Крипто-ключ для ЕГАИС – это специальный защищённый носитель электронной подписи, который представлен в виде USB-токена или смарт-карты. С помощью такого ключа устанавливается соединение между устройством пользователя и ЕГАИС.
Далее нужно получить RSA-ключ – сертификат для передачи данных в безопасном режиме. Сделать это можно на официальном сайте ЕГАИС и записать его на крипто-ключ.
Также потребуется товароучётная программа для взаимодействия с универсальным транспортным модулем (УТМ) и отправки данных в ЕГАИС.
Чтобы зарегистрироваться в ЕГАИС, нужно перейти в раздел «Войти в личный кабинет», а затем:
- Нажать на кнопку «Ознакомиться с условиями и проверить их выполнение»;
- Далее проверить, все ли условия выполнены (соответствие ПК для использования ЕГАИС) для подключения к системе – нажмите на кнопку «Начать проверку». Если какое-то из условий будет нарушено, система предложит скачать недостающий дистрибутив;
- После удачной проверки нажмите на «Перейти в личный кабинет»;
- В поле «Введите ПИН код (ГОСТ)» введите пароль, выданный вместе с крипто-ключом и нажмите на «Показать сертификаты»;
- В результате должен отобразиться сертификат электронной подписи;
- Нажмите на сформированный сертификат – сгенерируется RSA-ключ;
- Из списка выберите организацию, которую подключаете к системе ЕГАИС и нажмите на «Сформировать ключ»;
- Далее необходимо настроить УТМ.
Как установить УТМ
На примере ПО «БИФИТ Касса» разберём, как синхронизовать работу программы в розничной торговле с системой ЕГАИС.
Чтобы начать работу из веб-кабинета «БИФИТ Бизнес», нужно запустить и настроить УТМ. Универсальный транспортный модуль (УТМ) – это программа, которая обеспечивает работу с контрагентами и передачу данных в ЕГАИС об оптовых и розничных продажах алкоголя.
Чтобы установить УТМ, нужно:
- В личном кабинете ЕГАИС выбрать раздел «Транспортный модуль»;
- Скачать актуальную версию установщика УТМ для Windows;
- После установки программных компонентов на рабочем столе ПК появится ярлык УТМ;
- Далее необходимо открыть область уведомлений на панели задач: при корректной работе программы значок УТМ будет иметь соответствующий статус.
После установки УТМ на компьютер, зайдите в веб-кабинет «БИФИТ Бизнес» и авторизуйтесь. В правом верхнем углу нажмите на кнопку «Добавить УТМ». Во всплывающем окне укажите торговый объект, для работы которого нужен УТМ. Проверьте настройки локального хоста и порта и нажмите кнопку «Проверить подключение».
Проверка подключения УТМ в товароучётной системе «БИФИТ Бизнес»
Читайте также: Как произвести списание алкоголя со склада
Как продавать алкоголь в приложении «БИФИТ Касса»
Сначала добавить товар в учётку (номенклатура), указываешь, что это алкоголь
Когда приходят накладные, связываешь то, что пришло в накладной с позициями в товароучётной системе – создаёшь связь с информацией на нашем сервере с информацией, которая пришла через УТМ.
Перед продажей алкогольной продукции для начала нужно завести номенклатуру в товароучётной системе и указать, что товар является алкогольной продукцией. Накладные, которые приходят от поставшщика, необходимо связать с позициями в товароучёте, то есть создать связь с информацией на сервере ПО с информацией, которая пришла через УТМ.
Чтобы продавать алкоголь, зайдите в приложение «БИФИТ Касса» на Desktop:
- В разделе «Касса» добавьте в чек номенклатурную позицию крепкого алкоголя;
- Подтвердите возраст покупателя, нажав на кнопку «Подтверждаю»;
- Отсканируйте акцизную марку;
- Нажмите кнопку «Оплатить»;
- Укажите тип оплаты, сумму и нажмите «Оплатить».
Читайте также: Как списать алкоголь из торгового зала
Резюме
Если торговая точка не подключена к системе ЕГАИС, по закону она не может продавать алкоголь. За несоблюдение правил предусмотрены штрафы: от 10 000 до 15 000 рублей для физлица, от 150 000 до 200 000 – для юрлица.
Чтобы законно реализовывать алкогольную продукцию, для работы с ЕГАИС зарегистрируйтесь в товароучётной системе «БИФИТ Бизнес». При регистрации в веб-кабинете сегодня получите 14 дней бесплатного использования.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?